Анненков, Ю.П. Семнадцать портретов. [Альбом] / предисловие А.В. Луначарского. М.; Л.: Государственное издательство, 1926. [4] c., 17 л. портр. 65,5×47 см.
https://www.litfund.ru/auction/458/222/Альбом «Семнадцать портретов» содержит: два портрета Л.Д. Троцкого, четыре портрета Г.Е. Зиновьева и по одному портрету Л.Б. Каменева, Э.М. Склянского, К.Б. Радека, Н.И. Муралова, Н.М. Роя, В.И. Зофа, А.С. Енукидзе, К.Е. Ворошилова, В.А. Антонова-Овсеенко, Вс.Э. Мейерхольда, А.В. Луначарского. Портреты воспроизведены способом фототипии, к листам подклеена папиросная бумага, на которой набрано имя изображенного. Три портрета выполнены в цвете: Г. Зиновьев, Л. Каменев и Э. Склянский.
«... И не знаешь, чему больше дивиться в этих превосходных портретах: их глубокому реалистическому содержанию или искусной ковке плоскостей, из которых виртуозно строит свои образы этот художник-конструктор. К этому надо добавить, что ГИЗ блеснул изумительной репродукцией. Редко приходилось видеть мне за всю мою жизнь листы такой красоты и такую факсимильную передачу столь тонких в художественном отношении произведений...» (из вступ. ст. А.В. Луначарского).
Портрет являлся одним из излюбленных жанров прекрасного русского художника Юрия Анненкова (1889-1974), умело сочетавшего в своем творчестве кубизм и реализм. Еще в предреволюционные годы он начал создавать обширную галерею живописных и графических портретов своих современников. В ту пору его моделями были люди искусства и литературы. После февраля 1917-го эту галерею «богемы» пополнило изображение А. Керенского, а какое-то время спустя - портреты В.И. Ленина и других вождей большевистской партии, советского правительства и Красной Армии. В 1923 году Анненков получает заказ на серию портретов советских политических деятелей. Художник успел создать около двух десятков рисунков еще до своего отъезда за границу в 1924 году. Из печати альбом «Семнадцать портретов» вышел еще спустя два года - в 1926. Но, по несчастному стечению обстоятельств, многие из изображенных в альбоме деятелей оказались сторонниками «Левой оппозиции» Льва Троцкого, разгромленной в конце 1927 года. Сам Троцкий в это время был снят со всех постов и отправлен в ссылку, а потом и вообще выслан из СССР; Г. Зиновьев, один из главных героев альбома, был исключен из партии, также были исключены из ВКП(б) К. Радек и Л. Каменев. Позже подверглись репрессиям почти все изображенные Анненковым в этой серии партийные деятели. Но сам альбом «Семнадцать портретов» еще в 1928 году был изъят из продажи и из библиотек; почти весь тираж этого издания был уничтожен.
Лучше всего о судьбе этого альбома рассказал сам Анненков в своих мемуарах «Дневник моих встреч. Цикл трагедий»: «В выпущенном Государственным издательством в 1926 году огромном (56×49 см) и прекрасно отпечатанном альбоме, озаглавленном „Юрий Анненков. Семнадцать портретов“, Анатолий Луначарский (тогда - народный комиссар просвещения) писал в своем предисловии к этой книге: „Талант Юрия Анненкова и неподражаемая техника ГИЗа преподносят не одному только нашему поколению такой прекрасный подарок“. Оптимизм наивного Анатолия Васильевича, увы, не оправдался. В 1928 году, через два года после выхода в свет моего альбома, этот альбом был по приказу Сталина изъят в СССР из всех библиотек, магазинов и частных собраний и предан уничтожению, за исключением страницы с портретом К. Ворошилова, ставшего сталинским приверженцем. До следующих поколений мой альбом не дошел. Троцкий был убит, Мейерхольд погиб в тюрьме, Каменев расстрелян, Радек умер в тюрьме, Антонов-Овсеенко расстрелян, Зиновьев расстрелян, Склянский погиб при странных обстоятельствах, Зоф расстрелян, Муралов расстрелян, Енукидзе расстрелян. Во время сталинских „чисток“, за исключением Ворошилова, только две из этих моих моделей уцелели: Луначарский, назначенный послом в Испанию, но, не успев доехать туда, скончавшийся на юге Франции, и Рой, представлявший в Москве, в Центральном Комитете 3-го Интернационала, индусскую коммунистическую партию, но сумевший вовремя выбраться из Советского Союза и вернуться в Индию, разойдясь со сталинской генеральной линией. Сразу же после напечатания моего альбома я получил в Париже, через советское полпредство, пять авторских экземпляров и четыре раздарил моим знакомым. Пятый же экземпляр сохраняется у меня до сих пор. В 1956 году, сразу после десталинизации, приезжал ко мне один американский библиофил и предлагал мне за него 600 000 (старых) франков. Я отказался продать альбом».