Юрий Мамин: "По ним можно мерить всю свою жизнь..."

Jun 15, 2022 18:20











Юрий Мамин:
«По ним можно мерить всю свою жизнь

Вы смотрели фильм «Окно в Париж»? А «Праздник Нептуна»? А «Фонтан»? Понравилось? Мне - да! Режиссер этих и многих других замечательных фильмов, а также автор сценария и музыки к некоторым из них - Юрий Борисович Мамин. Будучи глубоко артистичной и талантливой личностью, он дарит нам свое понимание действительности, заставляя смеяться над грустным и грустить о несуразности окружающего мира. А еще Юрий Борисович очень любит животных и природу. Слышали бы вы, с какой любовью и неподдельной страстью он рассказывает о своем коте Степе! Надо отдать должное Степану - красавец. Рыжий, пушистый, игрун и, по выражению Людмилы, супруги Юрия Борисовича, «кот с ангельским личиком». Это он при чужих страшно трусит и пытается удрать, а при своих ведет себя, как хочет, иногда даже чересчур. Поведение Степы - особая тема разговора.
Юрий Борисович начал издалека: - До Степы у нас была собака, коро­левский пудель. Ее звали Ширли. Она прожила с нами 16 лет и была чрезвы­чайно умна и весела - истинный друг семьи. Я с ней очень любил ходить в лес: неутомимая, с сильными охот­ничьими инстинктами. Когда о ней вспоминаю, наворачиваются слезы. До собаки у меня был любимый ангор­ский кот Мишка. Вообще, вся моя жизнь меряется по жизни животных. Вот эти несколько лет одному отданы, потом - другому. Так и набирается возраст. Собственно говоря, по жи­вотным можно мерить всю свою жизнь. У меня есть лекарство от по­терь - сразу влюбляюсь в новое жи­вотное. Вот как у нас котенком Сте­пан появился. Мама моя тут недалеко жила, мы ее всегда посещали. И одна­жды моя дочка Катя увидела на пер­вом этаже дома прелестного котика. Она тогда говорила, что никого красивее не видела. Рыженький, мордоч­ка - ну просто прелесть. Катя показала его маме, а потом мы познакомились с семьей этого котика. Оказалось, что мама-кошка снова ждет котят. И жена с дочкой выбрали ры­жего котенка из нового помета и привезли домой. С его по­явлением куда-то ушло ощущение потери, которое мучило нас после гибели собаки. Это ведь как гибель члена семьи, с которым связаны самые прекрасные воспоминания, по­тому что животные вообще дают человеку какое-то душев­ное облегчение, снимают стресс.
Теперь, когда я бываю на даче, мне вполне хватает кота. Я могу месяц, два прожить только с ним.
Когда Степа приходит ко мне, мы с ним беседуем. Он - друг. На колени прыгает, когда чего-то хочет, но вовсе не считает обязательным на них сидеть. А так, после отлова мышей приходит, садится рядом, чего-то мурчит. Ощуще­ние такое, что просто рядом существо, которое тебе доверяет, любит, и ты его тоже любишь. Когда кот дома - я не одинок. У меня ощущение единения с ним. Нам не надо го­ворить друг другу какие-то слова. Мы понимаем, что мы друг друга любим, друг другу нужны. Степа все чувствует. Когда мы смеемся над ним, у него иначе хвост «работает» (я-то знаю все движения его хвоста). Еще есть одна особен­ность у моего кота - разнообразие его «разговоров». У не­го очень богатая лексика, он непрерывно говорит, и мы с ним по полчаса беседуем.
Я скажу, что мы о животной природе ничего не знаем. Мы не понимаем, что такое насекомое, растение, чем они наделены, почему они такие...
Когда Степа у нас появился, он был очаровательный, иг­ривый, ласковый, общительный. Мы увезли его на дачу вместе с молодым котом Ваней сценариста Аркадия Тигая и думали, что вместе им будет не скучно, но ошиблись. Ва­ня как старший стал добиваться лидерства. Как-то ночью он так подрал Степу, что тот, весь в крови, забрался по аб­солютно гладкой стене на крышу. С тех пор у Степы совер­шенно изменился характер, мы ничего не смогли поде­лать. После этого случая Степа стал пугливым, не выносит гостей, признает только своих, но дома он смелый, всех пре­следует, нападает на нас. Это просто театр... Надо сказать, что поскольку семья артистическая, то и кот - ар­тист. Мы сидим за столом, а он нам устраивает представления из-за угла. Выбежит, посмотрит, раза два под­прыгнет и убежит. Мы говорим: «Браво! Браво!» Он еще раз выбегает и еще чего-нибудь вытворяет. Я убеж­ден, что и цирковые животные полу­чают удовольствие от аплодисмен­тов, это же вижу у Степы. Он постоянно выкидывает какие-нибудь штуки, выдумывает что-то. Вот, например, на задних лапах пройдется, попрыгает. Виноградину примет за мышку и начинает ее преследовать. Часто ночью начинает играть. Если я сижу ночью за компьютером, он мне не дает работать. Я дверь вынужден закрывать, иначе он приходит, са­дится и требует, чтобы я с ним играл. Дома-то, с нами он наглый, своенрав­ный и любит проявлять свой характер, а при гостях ста­новится диким. Он чрезвычайно избирателен в еде. Если не нравится, лапками потрясет и уйдет.
Про кота Юрий Борисович может говорить долго и вдохновенно, но мне очень хотелось расспросить его о творческих планах, - Очень хочу снять «Окно в Париж-2», только денег на него нет. «Окно в Париж» - картина самая популярная, но она связана с очень конкретным периодом. Поэтому сейчас и хочется снять «Окно в Париж-2». Хочется, что­бы картина, при всей трагичности ситуации, была смешная.
В двух словах о будущем фильме: учитель призвал учени­ков спасать Россию, и что произошло за эти годы? Дети стали взрослыми. Они приходят к нему и требуют у него от­вета. Почему ты нас призвал? Вот о чем «Окно в Париж-2». Хотя окно должно еще раз открыться, но уже совершенно в другом качестве. Потому что сегодня окно - это не вы­хлопная труба, из которой вся Россия уйдет. Поэтому про­блемы другие. Где жить? Учитель остался тот же. Все поме­нялось, а он тот же. Тем же занимается, такой же бессеребреник. Кстати, и играть его будет тот же артист. Вот котик-артист, к сожалению, уже умер. Очень жаль. Ой, это был гроза всех окрестных собак: когда он выходил во двор, все дворовые собаки испарялись. Он был очень сме­лым парнем, огромным красавцем. Поразительно то, что он с первого дубля сделал все, что надо. Я полагал, что са­мая трудная сцена будет с котом. Ну, худо-бедно, с артиста­ми как-нибудь договоримся, а кот должен был прыгнуть в окно. Он прыгнул один, второй дубль и даже третий. Это было восхитительно! Кот выполнил все, как артист: он по­дошел к стене, нашел дырку, поднялся, посмотрел и за­прыгнул. И спрятался. После этого наш герой проходит и слышит звуки Парижа. Все. Кино было сделано. Мы так легко справились с этим кадром, который для других мог бы стать главной проблемой и головной болью. А вот кот взял, да и прыгнул.

-А этот кот был дрессированный?
-Нет, просто умный с хорошей мордой. А так - обыкно­венный, домашний, из клуба. Кстати говоря, кино «Окно в Париж» задумывалось о том, как человек на себя пенял. Вдруг проникает через окно в Париж, сидит на крыше, ду­мает, никуда не идет. И ему становится легко, он дышит ина­че. Это такой фильм-настроение. У меня ведь и «Праздник Нептуна» - модель показухи. Вы можете назвать любой та­кой праздник. «Фонтан» - это вечная картина, самая совре­менная. Пока Россия жива - «Фонтан» будет вечным. Мой новый фильм «Не думай про белых обезьян» тоже был бы смешным, но опять все упирается в спонсоров, хотя проект полностью готов и даже подобраны актеры. Удалось снять сериал «Русские страшилки» - продолжение того, что я де­лал раньше. Мне понравилась форма «Секретных материа­лов», и я решил рассказать о проблемах России в такой фор­ме, то есть описать в манере «русского экстрима» российскую действительность с ее аномалиями: Чернобы­лем, экологическими катастрофами, воровством и тому по­добным. Где-то пять серий - это путешествие «в зону».
Мы опять вернулись к Степе, и Юрий Борисович продолжил.
Летом у меня было много дел, и я собрался на дачу работать. В разговор вступает супруга Юрия Борисовича Людмила:
Он мне говорит: «Ну как же на дачу без кота?» И они вме­сте прожили 21 день. Степе там приволье, у нас большой участок - гектар. Как-то раз, когда настала пора уезжать, Степа убежал. А уезжать надо было срочно, ждали неотлож­ные дела. Я всю дорогу проплакала, дома две ночи не спала. Муж и дочь были на съемках, но я сообщила им: «Поехала за котом, буду через два дня». Приезжаю, кот меня встреча­ет, как ни в чем не бывало. Оказывается, он где-то под цер­ковью прятался. Но вся деревня была в шоке: как, из-за ко­та вернуться? За пятьсот километров?
А как не приехать? За сыном же поедешь, - подхваты­вает Мамин, - это для других может быть дико, а для нас - нормально. Степу мы все любим.
А ты помнишь, как Степа тебе пощечину дал? - вспоминает Людмила.
Сидим, разговариваем за столом на нашей кухне. Кот сидит рядом и очень внимательно слушает. Вдруг мы с Юрой заспорили. Посмотрели разом на кота, а он долго смотрел на Юру, как бы упрекая: «Мамин, ты не прав». И что вы думаете: вскочил на ручку кресла и как даст лапой Юре по щеке! Если бы мне рассказали об этом, я бы не по­верила, но я была свидетельницей этой пощечины. Так что наш кот спор разрешил очень быстро. Мы расхохотались и помирились.
Видимо, - смеясь, поддержал Юрий Борисович, - его возмутило, когда я начал слишком эмоционально возра­жать жене. Он меня и усмирил.
Признаться честно, были рассказаны и другие разные случаи из жизни Степы, но не буду перегружать повествование. Самое глав­ное, что я еще раз убедилась: люди и животные не просто могут существовать бок о бок, но и быть неразрывно связаны друг с дру­гом прочной нитью дружбы и любви. Не бойтесь быть искренни­ми. Как это верно: «По ним можно мерить всю свою жизнь...»
Валерия Русакова
Фото Юрия Рымкуса

magazines, celebrities and kittens, человек и кошка, журналы, фотографы, друг кошек, cats, коты, кошки, котофото

Previous post Next post
Up