Краеведение в стиле Солженицына

Feb 18, 2019 16:03



Попытка ползучей десоветизации двух с лишним десятков воронежских улиц с заменой их советских названий на названия дореволюционные всколыхнула в местных СМИ и на интернет-ресурсах волну горячих обсуждений. А высокомерное, пренебрежительное, а подчас и откровенно хамское отношение к своим оппонентам сторонников ползучей десоветизации заставило присмотреться к этим господам поподробнее. Хочется понять, хотя бы чисто по-человечески, почему они считают для себя возможным подчеркнуто демонстрировать высокомерное презрение к тем, кто не разделяет их точку зрения.




Одним из самых яростных, но при этом умных и тонких лоббистов десоветизации названий воронежских улиц является Ольга Фадеевна Рудева - председатель Общественного Cовета при Воронежском департаменте архитектуры, заместитель председателя совета регионального отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры», создатель и координатор сообщества «Архдозор» в Воронеже.

Вот как госпожа Рудева позволяет себе разговаривать с несогласными:



Возможно, госпожа Рудева считает, что такой тон ей позволителен, как особе, интегрированной в местную элиту? Вот как она сама о себе пишет не без большой доли самолюбования:



Здесь, видимо, будет к месту вспомнить классика, незабвенного нашего Вильяма Шекспира:

Заносчивость - непрочный материал:
Она, как стираная ткань, садится.

Классик, надо полагать, имел в виду, что участие в элитных тусовках не дает человеку право на феодальное высокомерие.



В своих многочисленных выступлениях в средствах массовой информации госпожа Рудева позиционирует себя как художника и краеведа. По этой причине очень захотелось посмотреть, какими такими художественными достижениями, кроме клумб из старых чемоданов, прославила свое имя многоуважаемая Ольга Фадеевна. Как можно видеть, она сама высоко ценит эту сторону своей деятельности:



Поиск следов художественного творчества на личной страничке госпожи Рудевой ВКонтакте дал следующие результаты:







Увы, но художественные достоинства дела рук госпожи Рудевой, мягко говоря, неоднозначны. И, прошу прощения, если представленное выше относить к разряду художественного творчества, то и данный текст вполне сравним по литературным достоинствам с произведениями столь любимого госпожой Рудевой Михаила Булгакова. Конечно, агрессивность художественного дилетантизма Ольги Фадеевны восхищает и поражает. Но может ли он вызвать уважение?

Больше всего Ольга Фадеевна гордится своими заслугами на ниве краеведения:



Заслуг, конечно, много… Но каково, к примеру, качество исторической информации, которую госпожа Рудева, как шекспировский Клавдий, вливает в уши своих слушателей в ходе многочисленных экскурсий по Воронежу? Давайте посмотрим…

Обратимся для начала к циклу статей «Легенды Воронежа», который журналисты портала РИА-Воронеж готовили вместе с госпожой Рудевой.



Посмотрим, что Ольга Фадеевна, к примеру, рассказывает про так называемый «дом чекистов», который находится в Воронеже по адресу: улица Володарского, 70:



«…Для работы воронежские чекисты выбрали себе дом купцов Нечаевых, что возле памятника Бунину. Для жилья - еще несколько домов «врагов народа» неподалеку, купцов Бухонова и Трубецких.

В этих закоулках до сих пор можно найти стену, которая, по свидетельствам старожилов, была расстрельной: у нее на приговоренных к смерти «тренировались» студенты пулеметных курсов. В 30-х годах на нынешней улице Володарского стали строить новые здания для тогда уже работников НКВД (Народного комиссариата внутренних дел) - и рабочее, и жилое, возвели клуб работников НКВД (сейчас в нем размещается Театр юного зрителя)…

…Старожилы дома уверяют, что между ним и зданием обкома партии на площади Ленина, построенном в то же время, был подземный ход.

- Сама я этого хода не видела. Но в его существование твердо верю. Это в духе того времени. О подземном ходе рассказывают люди. Он был проложен из центрального углового подъезда. Когда дом перестал быть ведомственным, пришли люди из КГБ и ход зацементировали, - объяснила Ольга Рудева…

…Жильцы дома рассказывают, что иногда в подземные ходы на ее месте проваливается грунт, и ямы приходится засыпать. По их словам, в стенах дома при ремонте то и дело обнаруживаются какие-то арки, проемы и трубы между квартирами - будто для связи.

Странности дома касаются не только тайных ходов и подвалов. На мистику старинного здания обратили внимание и его жители. Судьба оказалась строга к семьям коренных обитателей дома - работников НКВД. Сами офицеры и их жены проводили дни в удобстве и комфорте, а их дети, прекрасно воспитанные и образованные, заканчивали жизнь трагически: попадали в катастрофы и жуткие аварии, заболевали тяжелыми болезнями, спивались. Их ровесников, переехавших в «семидесятку» по воле случая и к «органам» отношения не имевших, несчастья обходили стороной».



Какое отношение эта мрачная история про секретные комнаты, тайные подземные ходы, кровожадных чекистов, тренирующихся стрелять по живым мишеням юных маньяков-пулеметчиков и довлеющую над ними страшную силу судьбы, рассказанная Ольгой Фадеевной, имеет к реальной истории? Ни-ка-ко-го! Также как в свое время небезызвестный А.И. Солженицын собрал лагерные мифы и легенды и на их основе накропал от начала до конца лживый «Архипелаг ГУЛАГ», так же и госпожа Рудева сгребла в одну кучу все страшилки дома номер 70, приправила их морализаторскими рассуждениями про «неумолимый рок» в стиле легенд и мифов Древней Греции, и теперь продает их доверчивым слушателям как реальные факты. Поскольку, как можно понять, возможность подтвердить свое душераздирающее повествование какими-либо документами у госпожи Рудевой отсутствует, в качестве источника информации она ссылается на анонимных «старожилов дома», подчеркивая при этом, что сама ничего из рассказанного не видела.

В народе подобные источники информации называются «одна бабушка сказала» при соответствующем уровне доверия. С таким же успехом можно собрать все сплетни про саму госпожу Рудеву, про ее родных и близких, вывалить эту дурно пахнущую массу в интернет, а потом утверждать, что это реальные факты биографии госпожи Рудевой, поведанные ее покойными родственниками, близкими, друзьями, соседями, коллегами по работе, школе и детскому саду. Это будет вполне в духе «исторического краеведения» в исполнении Ольги Фадеевны.



Правда, в другой публикации про дом номер 70 госпожа Рудева называет источник информации про юных маньяков-пулеметчиков более точно. Этим источником оказался «один дедушка», некий краевед Владимир Петровский. Однако этот дедушка почил в Бозе уже 40 лет назад, еще в 1980 году, и теперь по чисто объективным причинам ни подтвердить, ни опровергнуть ничего из поведанного Ольгой Фадеевной не сможет - и «валить» на него можно любые россказни.



Не может не бросаться в глаза, что все «краеведческие истории» госпожи Рудевой имеют ярко выраженный антисоветский душок. Послушаешь Ольгу Фадеевну подольше и отчетливо понимаешь: не любит госпожа Рудева советское прошлое, ой как не любит. Просто на дух не переносит! Прямо как великий фальсификатор и лжец господин Солженицын. Вот лишь два из целой коллекции ее весьма характерных высказываний:





После этого стоит ли удивляться, что мозолят глаз госпоже Рудевой советские названия воронежских улиц. Правда, сама Ольга Фадеевна утверждает, что ни о каком переименовании речь не идет - просто кое-где появятся декоративно-информационные таблички с двойными названиями.



Однако можно ли верить госпоже Рудевой после ее антисоветских «краеведческих» изысканий а-ля Солженицын? Тем более что однажды она уже очень доходчиво объяснила, как, по ее мнению, следует обходиться с советской памятью на улицах Воронежа. 11 ноября 2015 года в эфире телеканала «Губерния» госпожа Рудева объяснила, что нужно делать с памятником В.И. Ленину на главной площади Воронежа: «…На главной площади должен стоять какой-то другой монумент… Но, может быть, немного подождать - лет пять». А подождать нужно, чтобы, как объяснила Ольга Фадеевна, чтобы не вызвать активного недовольства тех, кому дорого советское прошлое. Очевидно, что такую же участь госпожа Рудева уготовила и советским названиям улиц: повесить двойные таблички, немного подождать, чтобы люди привыкли - и заменить советские названия на дореволюционные.

Следует отметить, что соратники госпожи Рудевой в деле десоветизации Воронежа высказываются о цели установки табличек с двойными названиями улиц гораздо откровеннее. Если сама Ольга Фадеевна лицемерно говорит всего лишь о «декоративно-информационных табличках», то, к примеру, член Российского Дворянского собрания Юрий Лукин пишет о необходимости переименования воронежских улиц. Он прямо указывает, что лишь «пока сохранится двойной формат - нынешний и прежний».



Госпожа Рудева при ее интегрированности в городскую властную элиту и активном членстве в различных околовластных советах и комитетах не может об этом не знать. Выходит, что, рассуждая о «декоративно-информационных табличках», Ольга Фадеевна просто банально врет, и на самом деле речь идет о ползучей десоветизации на улицах Воронежа?

Ответ очевиден. Да и каким может быть ответ, если всё умело распиаренное «историческое краеведение» госпожи Рудевой наполнено ядом, и тонко заточенной хулой в отношении советского прошлого Воронежа, как раз в стиле господина Солженицына? Как и Солженицын, Ольга Фадеевна, не жалея сил, умело и с удовольствием чернит советский период нашей истории, а затея с переименованием улиц - это всего лишь небольшой эпизод в многотрудном деле десоветизации России, активным участником которого является госпожа Рудева.

В заключение, стоит напомнить, что в интервью, которое госпожа Рудева дала каналу «Губерния» в ноябре 2015 года, она дала отсрочку процессу десоветизации в Воронеже длинной в пять лет. Эти пять лет скоро истекают…

Впервые материал опубликован:
https://vk.com/@eot_vrnsm-kraevedenie-v-stile-solzhenicyna



Рудева, краевед, Воронеж, десоветизация

Previous post Next post
Up