Похоже, что необходимость урезать расходы федерального бюджета всё-таки заставит экономический блок российского правительства отправить на заклание еще одну «священную корову» ультралиберальной экономической теории - «плоскую» шкалу подоходного налога.
На минувшей неделе пришла информация, что в российском правительстве обсуждается возможность повышения налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Источники, близкие к финансово-экономическому блоку правительства РФ сообщают, что максимальную ставку налога предполагается поднять до 20%. Повышение ставки НДФЛ возможно не ранее 2019 года. Наиболее вероятная дата введения новой ставки - 2020 год. Причиной изменения шкалы налогообложения доходов физических лиц источники называют дефицит федерального и региональных бюджетов. Поскольку других методов сокращения бюджетного дефицита, кроме урезания расходов, экономический блок нашего правительства не знает, а разрыв между доходами и расходами в 2017-2019 годах может составить не менее 5,6 трлн рублей, то правительственные финансисты «нарыли» еще одно направление, где, по их мнению, можно было бы «подтянуть пояса» - трансферты регионам.
Согласно действующему закону о бюджете, в 2017 году правительство планирует направить регионам в виде трансфертов 488 млрд рублей. Правительственные чиновники считают эти затраты чрезмерными, поэтому Минфин рассчитывает срезать межбюджетные трансферты регионам на 15,5%.
Однако сегодня лишить регионы межбюджетных трансфертов - это значит уподобить их той лошади, которую цыган из байки «уже совсем было приучил не есть…» Сейчас трансферты получают практически все субъекты РФ (71 из 85). При этом,
согласно данным Счетной палаты, 14 из 85 регионов (или каждый шестой) имеют госдолг в размере более 100% доходов годового регионального бюджета. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) прогнозирует, что дефицит региональных бюджетов в России в 2016 году вырастет со 106 до 148 млрд руб. Совокупный долг регионов этом случае может вырасти до 2,4 трлн рублей.
Срезать трансферты регионам удалось бы максимально безболезненно, если бы удалось увеличить доходы регионов за счет роста налоговых поступлений. Поскольку НДФЛ направляется в региональные бюджеты (а поступления по НДФЛ в январе-июне 2016 года
выросли более чем на 8%), Минфин рассчитывает, что в случае увеличения ставки НДФЛ доходы субъектов вырастут и можно будет сократить межбюджетные трансферты. Однако в этом случае придется отказаться от «плоской» шкалы НДФЛ…
«Плоская» шкала подоходного налога, означающая взимание налога по единой ставке при любом уровне дохода, является одним из ключевых элементов либеральной экономической доктрины. Официально декларируемой целью «плоской» шкалы является снижение налоговой нагрузки на предпринимательские доходы. Сторонники «плоской» шкалы утверждают, что её применение стимулирует экономический рост. По данным 2013 года, «плоская» шкала подоходного налога действует главным образом в экономически слаборазвитых странах, таких как Албания, Болгария, Грузия, Киргизия, Латвия, Литва, Македония, Монголия, Румыния, Украина, Эстония и т.д. В России «плоская» шкала НДФЛ на уровне 13% действует с 2001 года.
В большинстве промышленно развитых стран введена так называемая «прогрессивная шкала» подоходного налога, которая предусматривает увеличение налоговой ставки в зависимости от роста дохода. Так, во Франции, Германии, Великобритании и Китае ставка подоходного налога установлена в диапазоне от 0% до 45%, в США - от 10% до 35%.
В России один из самых высоких в мире уровень расслоения общества на богатых и бедных: 10% наиболее богатых получают в 17-20 раз больше 10% самых бедных. Это почти в четыре раза превышает европейский стандарт четырех-шестикратного разрыва. Поэтому в нашей стране введение прогрессивной шкалы НДФЛ имеет столько сторонников.