Торопись медленно

Jul 29, 2016 17:59



Нормализация российско-турецких отношений происходит стремительно. В Москву зачастили турецкие делегации, заговорили о возобновлении всех совместных проектов, а на 9 августа в Питере намечена встреча президентов двух стран - Путина и Эрдогана. «Торопись медленно», - говорили древние. Не слишком ли быстро «пошел процесс»?

Турецкую сторону вполне можно понять: Турция очень глубоко завязана на экономические отношения с Россией. В 2013-2014 годах. товарооборот между двумя странами превысил 30 млрд долл., а к 2020 году планировалось довести его до 100 млрд долл. Причем структура товарооборота более благоприятна для Турции, чем для России. Импортируя в основном сырьевые товары, полуфабрикаты, энергоносители (например, 50% газа Турция получает из России), а также машинно-техническую продукцию, Турция хорошо известна в России как поставщик текстиля, одежды, продовольствия, бытовой техники, стройматериалов, автомобилей и комплектующих, а также услуг в сфере строительства. Важнейшей статьей российско-турецкого экономического сотрудничества является туризм: только в первом полугодии 2015 года на отдых в Турцию выехало 1,4 млн россиян.

Разумеется, развитые экономические связи с Турцией выгодны и России. В 2014 году, по данным Государственного статистического ведомства Турции, российские товары на сумму 25,3 млрд долл. заняли первое место в структуре турецкого импорта (за ними следуют товары из Китая и Германии). Самой важной областью сотрудничества двух стран является энергетика. Турция - второй по величине рынок сбыта для «Газпрома». В 2014 году "Газпром" экспортировал туда 27,4 млрд куб. м газа. Поставки российского газа в Турцию осуществляются по газопроводу "Голубой поток" и Трансбалканскому газопроводу. "Голубой поток" - газопровод мощностью 16 млрд куб. м в год, который проходит по дну Черного моря и обеспечивает прямые поставки газа турецким потребителям.



Заговорили о возобновлении строительства газопровода «Турецкий поток». Этот проект предполагает строительство газопровода из РФ в Турцию через Черное море. По скорректированным планам, газопровод будет состоять из двух ниток мощностью по 15,75 млрд куб. м газа каждая. Газ первой нитки полностью предназначен для турецкого рынка, остальной объем планировалось вывести на турецко-греческую границу для реализации на рынках Южной Европы в обход территории всё менее надежной Украины.

Выгода несомненна. Однако стоит ли ради этих экономических «ништяков» снова бросаться на грудь Эрдогану и целоваться с ним чуть ли не в десны? Ведь те же самые экономические «ништяки» никак не помешали окружению Эрдогана отдать приказ об атаке российского самолета и пойти на предельное обострение российско-турецких отношений.



Российская правящая элита в силу особенностей своего происхождения никак не может понять один аспект международных отношений: важнейшим фактором, определяющим деятельность властных элит (если, конечно, это действительно элиты, а не жадные до денег и власти временщики), является не шкурный экономический интерес, а смыслы, реализуемые в этой деятельности.

Смыслы актуальной элиты современной Турции имеют очень древние корни. Нынешняя турецкая властная элита старательно культивирует в обществе ностальгию по временам далекого средневековья, когда перед правителями могучей Османской Империи, простиравшейся от Дуная и Гибралтара до Кавказских гор и Аравийского полуострова, трепетали правители всей Европы - от Парижа до Варшавы. Реализоваться эта ностальгия может не иначе как в создании на базе современной Турции нового квази-имперского государства, в зависимости от которого будут находиться все соседние страны и народы. Эта ностальгия не позволит нынешней турецкой элите согласиться с тем, что Крым и Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Поволжье окончательно вышли из сферы турецкого влияния.

По этой причине, полагаю, нам не стоит излишне обольщаться быстрой нормализацей российско-турецких отношений, какие бы материальные выгоды эта нормализация ни сулила. После попытки государственного переворота, после военных неудач в турецком Курдистане, после политического поражения в Сирии, после обострения отношений с Европейским Союзом внешнеполитические позиции Эрдогана существенно ослабли и этой слабостью необходимо воспользоваться, чтобы упрочить собственные позиции в отношениях с Турцией. Жесты «доброй воли» на Востоке воспринимаются как проявление слабости, а слабых нигде не уважают…



отношения, Турция, газ, Россия, экономика, Турецкий поток

Previous post Next post
Up