О героях истинных и мнимых

Jul 07, 2016 20:05



Человек не может жить без идеала: он должен брать с кого-то пример, рассказывать о ком-то своим детям, в чьих-то мыслях и поступках искать для себя совет в трудную минуту. У Советского времени были свои герои - великие полководцы, ученые, писатели, рабочие, врачи, учителя… О них писали в книгах, о них снимали фильмы, им ставили памятники. Однако актуальную отечественную элиту в силу ее преимущественно антисоветского характера советские герои не устраивают - она пытается найти своих героев, в частности, среди соотечественников, в свое время выступавших против Советской Власти. Не удивительно поэтому, что в числе этих «новых героев» всё чаще всплывают приспешники и соратники Гитлера.

В контексте создания таких «новых героев», думаю, следует рассматривать и открытие 16 июня 2016 года в Петербурге на здании Военной академии материально-технического обеспечения мемориальной доски с именем генерала русской армии, а позднее - маршала и президента Финляндии Карла Маннергейма.

image Click to view



Правда, карьера Маннергейма в рядах Русской Армии, по мнению историков, ничем не примечательна. Он действительно был офицером российской армии, был царским генералом. Но таких генералов было много, и говорить о том, что у него были какие-то выдающиеся достижения в русский период его жизни, нельзя. Он участвовал в Русско-японской войне, был одним из организаторов и руководителем исследовательской экспедиции в Китай, участвовал в Первой мировой войне, но он не был блестящим генералом, который одержал выдающиеся победы на полях сражений. И да, конечно, в какой-то степени он является героем Финляндии (хотя и там идёт дискуссия по его поводу).

Все полководческие заслуги Маннергейма связаны с военными действиями Финляндии против СССР в годы Великой Отечественной войны. И главным их содержанием является помощь войскам нацистской Германии уничтожить Ленинград.



Маннергейм как главнокомандующий финской армией еще до начала войны принимал участие в разработке плана по совместному германо-финскому наступлению на Ленинград. Финские войска под руководством Маннергейма держали северное полукольцо блокады Ленинграда. Однако расстояние от финских войск до городских окраин Ленинграда составляло не менее 19 км, и это не позволяло финским войскам использовать артиллерию для обстрела Ленинграда. Финские войска под личным командованием Маннергейма предприняли попытку организации второго кольца блокады Ленинграда - вокруг Ладожского озера. Финские войска были остановлены только в результате героического сопротивления Красной Армии на рубеже реки Свирь. Под личным руководством Маннергейма в 1942 году на Ладожском озере была сформирована объединенная немецко-финская флотилия. С использованием этой флотилии осенью 1942 года с территории Финляндии была предпринята попытка перекрыть Дорогу жизни - высадить десант в стратегически важном месте, на острове Сухо, расположенном в юго-восточной части Ладожского озера. Операция закончилась провалом, но факт её планирования бесспорен, и, естественно, всё происходило по согласованию с главнокомандующим войсками Финляндии маршалом Маннергеймом.

Вот это реальные «подвиги» Карла Маннергейма…

Но неужели в числе весьма многочисленной белой эмиграции не было людей, героически сражавшихся против фашистов и достойных сооружения им памятника?

Большая часть белой эмиграции категорически отвергла фашизм. Особенно сильны стали эти настроения после нападения Германии на СССР. По данным историков, общая численность белоэмигрантов в составе нацистских военных формирований не превышало 30 тыс. человек. Явно большее число эмигрантов сражалось против нацизма в армиях союзников. Их можно было часто встретить также в подполье и партизанских отрядах Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Италии и Франции. В несколько меньшей степени эмигранты отметились в движении Сопротивления в Бельгии, Нидерландах, Норвегии, Болгарии и Греции.

Настроение русских белоэмигрантов во Франции хорошо отражает следующий отрывок из обращения к представителям СССР:

«Мы глубоко скорбели, что в момент вероломного нападения Германии на нашу Родину были физически лишены возможности находиться в рядах доблестной Красной Армии. Но мы помогали нашей Родине работой в подполье. И нас, патриотов, не сломили не застенки правительства Виши, ни убийства наших людей гестапо. Сердцем, своей душой и жертвенностью мы всегда будем с нашим народом. С восторгом, с изумлением и гордостью мы следили за его борьбой, в которой героическая Красная Армия и её вождь Сталин покрыли себя бессмертной славой - они первыми нанесли врагу сокрушительный удар... Стало ясно, что путь один: к объединению и слиянию с Родиной. А значит, и долг перед ней один: отдать все свои силы на восстановление Родины и для посильного ей служения».

В числе сражавшихся с Гитлером эмигрантов из России было много настоящих героев…
Уже летом 1940 года после немецкой оккупации Франции Борис Вильде и Анатолий Левицкий - сыновья русских эмигрантов, молодые ученые-этнографы «Музея человека» в Париже - стали активными участниками первой организации Сопротивления. «Группа музея человека», как называли эту организацию, выпустила нелегальную газету «Резистанс» («Сопротивление»), название которой потом было воспринято всем антифашистским движением Франции. Б.В. Вильде и А.С. Левицкий вместе с другими членами группы были арестованы. Их долго держали в тюрьме, подвергли жестоким пыткам и расстреляли 23 февраля 1942 года.

Наибольшую известность получил подвиг Веры Макаровой (в замужестве Оболенской).

С начала оккупации Франции Германией в 1940 году Вера Оболенская вступила в Движение Сопротивления и вошла в один из подпольных кружков. Этот кружок после объединения с другой группой стал называться Organisation Civile et Militaire (OCM; «Гражданская и военная организация»). Круг обязанностей Веры Оболенской был широким - встречи со связными и представителями других подпольных групп, установление контактов с советскими военнопленными, тайная переписка, копирование секретных документов, составление сводок и многое другое. Вики избрали генеральным секретарем ОСМ и присвоили звание лейтенанта. Через два года ОСМ стала самой крупной организацией Сопротивления, в ней числились тысячи участников. В конце 1942 года организацию возглавил полковник Альфред Туни, Оболенская стала его правой рукой.



Её арестовали 17 декабря 1943 года. Гестаповцы во время допросов предоставляли множество неопровержимых доказательств ее деятельности в рядах ОСМ, но Вера Оболенская избрала особый вид защиты - она отказалась давать какую-либо информацию. По этой причине гестаповские следователи прозвали ее "Princessin - ich weiss nicht" ("Княгиня - ничего не знаю"). Казнили Веру Оболенскую 4 августа 1944 года, когда ей едва исполнилось 33 года.

Указом Президиум Верховного Совета СССР Веру Оболенскую наградили посмертно орденом Отечественной войны I степени. Французское правительство удостоило Веру Оболенскую высших наград страны - Военного креста, медали Сопротивления и ордена кавалера Почётного легиона с пальмовой ветвью.

Разве могут заслуги нацистского прислужника Маннергейма сравниться с подвигом этих людей?
В этом контексте более чем закономерным выглядит обращение руководства информационного агентства REGNUM к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. В документе, в частности, говорится:

«Учитывая вышеизложенное, а также колоссальное возмущение общественности по поводу увековечивания памяти пособника фашиста К. Маннергейма в г. Санкт-Петербурге, просим Вас дать указание провести прокурорскую проверку, дать правовую оценку установленным в ходе нее фактам и принять меры по охране памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость».



герои, Маннергейм, доска, памятник

Previous post Next post
Up