Лишение в феврале российских дальнобойщиков права проезда по ряду соседних с Россией стран фактически вылилось в попытку транспортной блокады нашей страны. Пока эта попытка оказалась плохо скоординированной и основанной главным образом на шкурных экономических интересах. А что будет дальше?
1-го февраля истекли сроки действия российско-польского соглашения о разрешениях на двусторонние и транзитные (в третьи страны) автоперевозки на 2015 год. Такое соглашение между Россией и Польшей заключается ежегодно, но в этом году до указанного срока о новом соглашении договориться не удалось: польская сторона под шумок экономического кризиса и антироссийских санкций попытались выторговать более выгодные коммерческие условия для своих перевозчиков.
1 февраля истекло и аналогичное соглашение с турками, и для российских транспортников также оказались невозможны перевозки по территории Турции, которая не согласовала количество разрешений на 2016 год. А с 11 февраля бандеровские боевики начали блокировать движение российских фур по территории Украины - сначала в Закарпатье, а затем и в Волынской, Львовской и Житомирской областях.
В результате для российских дальнобойщиков оказался открыт только путь на паромах через порты Прибалтики, а это означает, что отправка одной фуры, например, в Германию подорожала не менее чем на 500 евро. Кроме того, в Прибалтике недостаточно развита пограничная и автотранспортная инфраструктура. Следствием этого стала
напряженная ситуация, которая сложилась на белорусско-литовской границе, где в очередях на выезд из Белоруссии в настоящее время стоят около 700 большегрузных автомобилей. До сих пор сохраняются и очереди на границе Литвы с Калининградской областью Российской Федерации, где на пунктах пропуска Кибартай и Панемуне простаивает около 160 грузовиков.
Однако российская сторона проявила твердость на переговорах с Польшей и запретила в ответном порядке проезд украинского грузового автотранспорта по своей территории. После этого оказалось, что фронт «блокирующих» не очень прочен, а шкурные интересы - важнее. По итогам очередного раунда переговоров Российско-польской смешанной комиссии по вопросам сотрудничества в области международных автоперевозок, прошедшего 18-19 февраля в Москве, была
достигнута договоренность о возобновлении грузоперевозок в ограниченном режиме. Стороны договорились на период до 15 апреля обменяться ограниченным количеством разрешений - до 20 тысяч. Украинской стороне пришлось дать разрешение на возвращение российского автотранспорта из Европы через Украину, которое будет действовать до 25 февраля.
Таким образом, транспортная блокада Российской Федерации не состоялась. Но нельзя исключать, что это всего лишь временная передышка в
экономической войне, которая ведется против нашей страны. Нельзя исключать и того, что в течение двух следующих месяцев всем участникам первой блокады удастся договорится между собой и лучше скоординировать свои антироссийские действия. Если к транспортной блокаде России присоединятся республики Прибалтики (что представляется весьма вероятным), то паромные переправы через порты Прибалтики для отечественного автотранспорта будут закрыты, а контрмера в виде только что организованного паромного сообщения на линии между Балтийском (Калининградская область) и Засницем (Германия) окажется лишь локальным решением проблемы для Калининградской области.
Необходимо незамедлительно начать разработку мер реагирования на случай возобновления автотранспортной блокады России. Частью таких мер может стать расширение паромного сообщения между Санкт-Петербургом и Усть-Лугой и портами Германии, а также между Новороссийском и болгарским Бургасом. Однако наибольший эффект в данном случае, по всей видимости, даст повышение качества и скорости перевозок с использованием стандартных морских контейнеров.
Однако всеми этими вопросами надо заниматься конкретно, а кто сейчас в России способен это сделать, я, например, не знаю. Не правительство же?