Самолеты будут падать: ухабистое небо отечественной авиации

Nov 02, 2015 23:59



Как только в своем предыдущем посте я в очень корректной форме позволил себе высказать сугубо частную точку зрения относительно того, что катастрофа пассажирского самолета А-321 мелкой российской авиакомпании на Синайском полуострове носит не случайный, а системный характер, тут же в моем ЖЖ объявились люди, назвавшие себе специалистами в данной области и заявившие, что до завершения расследования я не имею права делать никаких предположений. Однако позволю себе оспорить высказанные в мой адрес претензии…

В последнем выпуске телепередачи «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» от 1 ноября 2015 года первая часть (примерно до 55 мин.) была посвящена крушению самолета на Синае. В передаче принимали участие высококлассные специалисты-летчики, прекрасно знакомые как с состоянием отечественной гражданской авиации, в целом, так и с положением дел в авиакомпании «Кагалымавиа» (MetroJet), в частности. В ходе программы прозвучало много довольно «занятной» информации…

image Click to view



В нашей стране сегодня насчитывается около 260 авиапредприятий, подавляющее большинство из которых мелкие. Более 90% всех пассажирских коммерческих авиаперевозок в России выполняют около 900 магистральных самолетов зарубежного производства, причем далеко «не первой свежести», поскольку приобретены они были за рубежом на вторичном рынке. Фактически Россия летает на секонд-ханд самолетах, а отраслевые менеджеры управляют не людьми и не техникой, а денежными потоками.

Хищническая эксплуатация как техники, так и людей приводит к регулярному нарушению как норм охраны труда, так и норм эксплуатации воздушных судов. Ситуация усугубляется тем, что в условиях экономического кризиса и резкого падения курса рубля по отношению к доллару и евро многие авиапредприятия оказались в сложном финансовом положении. В том же «Кагалымавиа» выявлена двухмесячная задолженность по заработной плате. В результате Россия входит в список государств с наибольшим числом несчастных случаев на воздушном транспорте. Как следует из данных крупнейших мировых рейтингов безопасности, риск попасть в катастрофу у пассажиров российских перевозчиков примерно вчетверо выше, чем в мире.

На серьезные проблемы в отечественной авиационной отрасли обратила внимание Общественная палата Российской Федерации. В начале лета 2015 года там прошли общественные слушания по теме «Состояние гражданской авиации страны. Безопасность полетов. Государственное управление и регулирование», в которых приняли участие ведущие эксперты России в области гражданской авиации, члены общественных советов при Федеральном агентстве воздушного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, члены Экспертного совета в области гражданской авиации, представители профсоюзов, общественных и ветеранских организаций отрасли, предприятий, организаций и учреждений гражданской авиации, Государственной Думы и Совета Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза транспортников России, Администрации Президента Российской Федерации, а также ряда правительственных ведомств.

Участники слушаний констатировали, что в настоящий момент Российская Федерация не имеет национального гражданского воздушного флота. Было указано также на кризисное финансовое положение авиаперевозчиков. С середины 2014 года темпы роста авиаперевозок стали снижаться, дойдя до нуля к декабрю 2014 года. Интенсивный спад перевозок продолжился и достиг 9% за первые четыре месяца 2015 года. Практически каждая вторая авиакомпания закончила 2014 год с отрицательным финансовым результатом. Убытки от авиатранспортной деятельности в 2014 году в целом по отрасли составляют 22 млрд. рублей (на внутренних воздушных линиях - убыток около 32 млрд. рублей, на международных воздушных линиях - прибыль около 10 млрд. рублей). В связи со спадом перевозок в авиакомпаниях резко уменьшается численность летного и инженерно-технического состава. В 2014-2015 годах сокращено около 1000 высококвалифицированных пилотов, однако при этом введена и действует статья Воздушного кодекса Российской Федерации, разрешающая наем иностранных летчиков.

Участники слушаний подчеркнули, что в условиях введения США и Евросоюзом в отношении России санкций расчет на авиационную технику иностранного производства и пилотов из-за рубежа является стратегической ошибкой государственной политики.

Участники слушаний также высказали тревогу по поводу нестабильного состояние безопасности полетов в отечественной гражданской авиации. В России отсутствует должностное лицо, ответственное за безопасность полетов; не определены целевые уровни и показатели эффективности обеспечения безопасности.



В документе, принятом по результатам слушаний, действующая система управления гражданской авиацией характеризуется весьма нелицеприятно:

«Действующая система государственного управления и регулирования в современных условиях является тормозящим фактором в развитии гражданской авиации. Она не соответствует требованиям руководящих документов ИКАО… Сегодня в российской гражданской авиации одновременно функционирует четыре государственных органа: Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Межгосударственный авиационный комитет и Федеральное агентство воздушного транспорта. Взаимодействие между ними не отлажено, их функции не только четко не разграничены, но и серьёзно ограничены. Ни на одну из вышеназванных структур не возложена государственная ответственность (как этого требует ИКАО) за безопасность полетов. Работа Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, не скоординированная с вышеуказанными органами государственного управления, привела к серьезным недостаткам в авиационном законодательстве. Разработка и ввод в действие нормативных правовых актов осуществляются на низком профессиональном уровне, в отрыве от потребностей участников авиатранспортной деятельности».

По результатам общественных слушаний был сформулирован ряд конкретных рекомендаций по усилению безопасности полетов и укреплению положения авиационной отрасли, в целом. Эти рекомендации были направлены в Федеральное Собрание и в правительство России. И если в Государственной Думе рекомендации приняли к сведению и пообещали использовать в ходе работы по совершенствованию профильных законов, то вице-премьер Дворкович разослал этот документ с грифом «Для ознакомления». Если вспомнить, что представители Министерства транспорта Российской федерации без уважительных причин не приняли участия в общественных слушаниях, это всё хорошо характеризует отношение правительственных чиновников к мнению ведущих специалистов и экспертов. И пока такое отношение сохранится, самолеты продолжат падать…



Кагалымавиа, авиакатастрофа, Египет, А-321, кризис, Россия, авиация

Previous post Next post
Up