Click to view
Начав бомбардировки исламистских боевиков на Ближнем Востоке, Россия приняла на себя роль кристаллизатора всех здоровых сил в этом регионе. Вокруг Российской Федерации как самой мощной политической и военной силы, вставшей на путь реальной борьбы с кровавыми изуверами из ИГИЛ, Джабха́т ан-Ну́сры и других террористических организаций, начала формироваться дееспособная антиисламистская коалиция. Это несомненный политико-дипломатический успех России. Однако этот успех ставит нашу страну перед лицом новых весьма опасных геополитических вызовов, на которые нужно отвечать.
Последний 96-й выпуск программы «Смысл игры» почти полностью посвящен событиям на Ближнем Востоке и участию России в этих событиях (см. видео). Ближний Восток и Восточное Средиземноморье всегда были ключевым регионом для обеспечения безопасности России, и сегодня попытки нашей страны стабилизировать военно-политическую ситуацию в этом регионе стали детонатором обострения геополитического противостояния между РФ и США.
Уже понятно, что в антиисламистскую коалицию, возглавляемую Россией, кроме Сирии, войдет движение "Хезболла", Ирак и Иран. Агентство Рейтер
сообщило о присутствии в сирийской провинции Алеппо сотен иранских военных, которые совместно с бойцами ливанского движения "Хезболла" проводят военную операцию против террористов.
Некоторые источники сообщают также, что в ходе начавшегося наступления правительственным войскам помогают шиитские военизированные формирования из Ирака, Афганистана и Пакистана. И хотя официальный Дамаск категорически
опровергает присутствие иранских войск и заявляет, что в Сирии присутствуют лишь военные советники Ирана, в любом случае роль иранцев в коалиции весьма весома.
Существует реальная возможность расширения антиисламистской коалиции за счет других стран. В частности, поступила информация, что военные летчики России и Израиля начали тренировки для обеспечения безопасности полетов над Сирией. Как
сообщил 15 октября официальный представитель министерства обороны России Игорь Конашенков:
"Вчера прошел первый этап тренировки по взаимодействию Воздушно-космических сил России и Военно-воздушных сил Израиля в интересах предотвращения опасных инцидентов в небе Сирийской Арабской Республики… Сегодня пройдет второй этап тренировки с израильскими коллегами".
По словам представителя министерства обороны, в ходе первого этапа было организовано взаимное информирование о действиях летательных аппаратов с использованием горячей линии между российским центром управления авиацией на авиабазе Хмеймим и командным пунктом ВВС Израиля. Что представляет собой «второй этап тренировки», пока совершенно непонятно, и как далеко пойдет Израиль в вопросах взаимодействия с силами коалиции, сейчас тоже совершенно не ясно. Однако известно, что Израиль
согласился обеспечивать Россию разведывательной информацией о размещении антиправительственных сил в Сирии. Об этом сообщил Middle East Monitor со ссылкой на израильские СМИ. Предоставленные данные могут существенно облегчить военные задачи ВКС РФ. Как передает израильский телеканал Channel 2, израильская сторона будет сотрудничать с Россией в обмен на "привлекательные" предложения. Также сообщается, что во время недавней встречи Путина и Нетаньяху, достигнуты решения по принципиальным позициям, в том числе, найдено взаимопонимание по вопросу ликвидации потока оружия из Сирии движению "Хезболла".
Между тем, влиятельная часть израильской политической элиты выступает за прямое сотрудничество с Ираном и Хезболлой ради защиты интересов Израиля. Так, бывший министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни в интервью газете Maariv недавно
заявила:
"Нетаньяху должен понять, что мир смотрит на Иран и Хезболлу как на легитимных партнеров в противостоянии с Исламским государством".
Эти слова оппозиционного израильского политика приобретают особую актуальность в условиях надвигающейся
«третьей интифады» на территории Палестинской автономии и самого Израиля. В сложившейся сегодня на Ближнем Востоке ситуации Россия, правительство Асада и Иран являются естественными союзниками Израиля. Распространение исламистского халифата на весь Ближний Восток означает для Еврейского Государства неизбежное и жестокое уничтожение, а участие Израиля в антиисламистской коалиции создаст как никогда прежде благоприятные условия для урегулирования полувекового сирийско-израильского военного конфликта. Посредническую роль в этом урегулировании с успехом сможет сыграть Российская Федерация.
В той или иной форме участие в действиях антиигиловской коалиции может принять и Египет, безопасности которого непосредственно угрожает активность исламистов на Синайском полуострове и в соседней Ливии. Уже сейчас египетские военные регулярно проводят антитеррористические операции на Синае.
В стабильной политической и военной ситуации на Ближнем Востоке очень заинтересованы КНР и Индия, поскольку из этого региона они получают значительную часть углеводородов для своей экономики. Особенно актуально это для Китая, который имеет тесные военно-экономические связи с Ираном. Его активная, по крайней мере, политическая роль в составе коалиции представляется весьма вероятной.
Такой состав антиисламистской коалиции резко поднимает геополитический статус России с регионального до общемирового. Важнейшим фактором, укрепляющим этот статус, являются дружественные и по многим аспектам практически союзнические отношения России с Индией и Китаем - крупнейшими странами мира.
Однако переход России в первый ряд игроков мировой политики уже вызвал злобную ярость тех, кто привык решать все мировые проблемы, руководствуясь лишь собственными сугубо корыстными интересами, и не готов делиться монопольным влиянием на глобальные процессы. Приняв на себя активную роль в решении проблем Ближнего Востока, Россия немедленно оказалась на острие большой игры и поставила себя под удар этих сил. Стратегическим императивом политики Соединенных Штатов является «сдерживание» региональных держав, потенциально способных бросить вызов глобальной гегемонии США. Россия не просто оказалась «потенциально способна» бросить такой вызов, она фактически бросила его с трибуны ООН, подкрепив затем решительными действиями на Ближнем Востоке и на Украине.
Политика «сдерживания» может осуществляться американцами в различных формах и различными инструментами, и к этому необходимо быть готовым. В качестве инструмента политики «сдерживания» Соединенными Штатами
создавался и ИГИЛ. Не приходится сомневаться, что теперь этот инструмент будет задействован по полной программе, чтобы нанести России ответный удар. Признаки этого ответного удара уже проявились в попытках совершить крупные теракты в Москве и в Чечне…
Способна ли Россия держать этот удар? Готова ли к такому развитию событий российская правящая элита? Окончательного ответа на эти вопросы пока нет. Россия вступила в борьбу с непредсказуемым финалом. То, каким будет этот финал, в определяющей степени зависит от нас с вами - граждан России, от того сумеем ли мы мобилизовать себя для этого противостояния и заставим ли мобилизоваться нашу элиту.