Click to view
Современные средства массовой коммуникации предоставили нам уникальную возможность поприсутствовать на 70-й сессии Генеральной Ассамблей ООН, во время выступлений шести глав государств мира, среди которых были высшие руководители США, Китая и России. Такой формат трансляции позволил каждому объективно оценить выступления мировых лидеров, сравнив их между собой.
Открыл заседание Генассамблеи Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун. Его речь была чисто церемониальной и сказать о ней по большому счету нечего. Сразу вслед за ним выступала президент Бразилии Дилмы Руссефф. Это было выступление руководителя крупного уверенного в себе государства, которое сосредоточено на решении собственных экономических задач.
Довольно неприятное впечатление оставило выступление президента Польши Анджея Дуды. Во время его выступления было заметно, что господину президенту не дают спокойно жить и хладнокровно рассуждать реальные или мнимые обиды польской истории, а кроме того он явно стремился продемонстрировать удаль и боевитость перед своими заокеанскими покровителями.
Встревоженно и несколько растерянно прозвучала речь короля Иордании Абдаллы II. В этом выступлении был виден умный политик, глубоко понимающий всю меру опасности, которая грозит его стране со стороны исламизма, что, впрочем, не мешает ему размещать на территории Иордании тренировочные лагеря для исламистов.
Мудр, уверен в своих силах и концептуален был на трибуне ООН глава Китая Си Цзиньпин. Он говорил о том, что исчерпал себя тот период истории, когда определяющим в мировой политике был закон джунглей. Позиция одной из крупнейших держав Мира звучала в стенах ООН очень убедительно и весомо.
Президент США Барак Обама известен как хороший оратор. И под крышей ООН он еще раз блеснул своими ораторскими способностями. Но речь его была очень идеологизированной и, по сути, пустой. Она была заполнена общими фразами, и по этой причине многие эксперты сравнили ее с проповедью. И действительно, с трибуны ООН президент США в очередной раз проповедовал американскую исключительность и универсальный характер американских ценностей.
Но даже на фоне всех этих по-своему очень ярких выступлений речь президента России В.В. Путина в ООН выглядела весьма неординарно. О чем же говорил Президент с трибуны ООН?
Прежде всего, по мнению отечественных экспертов, анализировавших выступление Владимира Путина «по горячим следам» в телепрограмме "Время покажет", наш Президент выступил единым фронтом с Председателем КНР, сказав, что в современном мире одни страны не должны навязывать свою волю другим, опираясь на грубую силу.
Президент России высказался за возвращение к принципам вестфальской системы, действовавшим в международных отношениях с середины XVII века. Эти принципы включают приоритет международного права, уважение национального суверенитета и невмешательство во внутренние дела других стран. Тем самым президент России фактически бросил вызов мировой гегемонии США и сформировавшейся после крушения СССР системе однополярного мира.
Выдвинув собственные инициативы, направленные на пресечение исламистской агрессии против Сирии, предложив создать широкую антитеррористическую коалицию, основываясь на международном праве и Уставе ООН, Россия сформулировала очевидные претензии на глобальное лидерство. Эти претензии в корне отличаются от претензий США, поскольку России стремится быть флагманом мировой политики, опираясь на лидерство в моральной сфере. Мир международных отношений чрезвычайно жесток, в нем всегда господствовало право силы. Сегодня Россия своими действиями на международной арене (в Сирии, на Украине, в Закавказье и т.д.) пытается соединить силу и правду, сделав справедливость и соблюдение норм международного права важнейшими критериями оценки внешней политики государства.
Click to view
В заключении замечу, в ходе передачи "Время покажет" прозвучали голоса, которые позволяют сделать вывод, что часть отечественной правящей элиты до сих пор приходит в ужас только от одной мысли о том, что в результате последних событий Россия может оказаться вне зоны экономического господства США. Она не представляет свою жизнь вне этой зоны и потому будет изо всех сил сопротивляться любым попыткам изменить сложившуюся расстановку сил в мировой политике.