В одной лодке

Aug 23, 2015 01:34



Показатели отечественной экономики продолжают снижаться. В мире все заметнее проявляются признаки глобального кризиса перепроизводства. Естественно, что на этом фоне кризисные явления не могут не развиваться у наших главных экономических партнеров - в странах, входящих в ЕАЭС.

По сообщению Росстата, ВВП России в январе-июле снизился на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Промышленное производство за тот же период упало на 3%. Рыночные экстремисты из Высшей школы экономики прогнозируют, что по итогам текущего года падение ВВП в России составит 4,5%.

Не обнадеживает и ситуация на валютном рынке. В пятницу 21 августа в рамках вечерней сессии на Московской бирже был достигнут уровень 69,01 руб. за доллар. Это самые низкие значения для рубля со 2 февраля текущего года. Российская валюта ослабела и по отношению к евро: котировки впервые с 5 февраля достигали значений 78,35 руб. за евро.

Заставляет задуматься и информация с мировых рынков сырья. Так, в пятницу нефть марок Brent и WTI потеряла около 3%, упав соответственно ниже уровней 46 и 40 долл. за баррель.
На этом фоне в четверг 20 августа курс казахского тенге на бирже в Алма-Ате рухнул почти на 4,5% и составил 197 тенге за доллар. Таких движений казахский валютный рынок не знал с зимы прошлого года, когда местную валюту пришлось девальвировать сразу на 20%. Но Казахстан не просто девальвировал национальную валюту, он объявил о переходе к политике свободно плавающего курса тенге. 20 августа на селекторном совещании премьер-министр Казахстана Карим Масимов заявил:

"С 20 августа сего года принято решение приступить к реализации новой экономической политики на основе инфляционного таргетирования и отменить валютный коридор. Изменение обменного курса тенге будет зависеть от состояния в мировой экономике. Новая экономическая политика в условиях фундаментальных негативных изменений в мировой экономике требует новой денежно-кредитной политики для обеспечения баланса между экономическим ростом и стабильностью цен. В этой связи правительство и Национальный банк Республики Казахстан приняли решение приступить с 20 августа 2015 года к реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на режиме инфляционного таргетирования, и перейти к свободно плавающему обменном курсу".



Можно сказать, что монетарные власти Казахстана долго держались, но в итоге были вынуждены последовать примеру ЦБ России. И деваться им было некуда: если торговые партнеры ослабляют свою валюту, то продукция государства, которое валюту не трогает, становится менее конкурентной. Например, в прошлом году после обвала рубля на рынок Казахстана хлынули российские зерно, металлы и нефтепродукты. Данные о падении курса российского рубля я привел выше. На прошлой неделе не 4,6% был девальвирован и китайский юань. А Россия и Китай - основные торговые партнеры Казахстана.

Кроме того, тенге, как и российский рубль, сильно зависит от ситуации на мировом рынке углеводородов. Нефтегазовый сектор составляет около четверти экономики и около 60% платежного баланса Казахстана. Падение доходов в нефтяном секторе страны ощущается достаточно давно.

Кризисные явления заметны и в экономике Белоруссии. Так, по данным национального статистического комитета "Белстат", ВВП Белоруссии в январе-июле текущего года снизился на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем промышленного производства республики в январе-июле 2015 г. в годовом выражении упал на 7,2%. Это более чем в два раза превышает темпы падения соответствующего показателя в России, что вполне логично, так как основным рынком сбыта для белорусской промышленности является Россия, а благодаря бездарной монетарной политике российского ЦБ инвестиционная активность в нашей стране сворачивается, а потребительский спрос падает вслед за доходами населения (только в январе-июле 2015 года доходы населения России снизились на 2,9%). Падает инвестиционная активность и в самой Белоруссии: инвестиции в основной капитал в январе-июле сократились на 14,6%. В целом, МВФ, согласно майской оценке, ожидает снижения ВВП Белоруссии в 2015 году на 2,3%, а Всемирный банк - на 3,5%.



Таким образом, наши партнеры по Евразийскому Союзу так же, как и Россия, сегодня страдают от уже ставшего реальностью мирового экономического кризиса, а поскольку экономики этих стран значительно меньше российской, то бездарные решения российского правительства и ЦБ очень больно бьют и по их развитию. Выход один - усиление интеграции стран-членов ЕАЭС и принятие скоординированных решений в области экономики. Если уж исторически наши страны и народы оказались в одной лодке, то грести в бурном потоке современной экономики нужно дружно и в одном направлении…



тенге, Казахстан, кризис, Россия, экономика, ЕАЭС, Белоруссия

Previous post Next post
Up