В условиях сложившейся к настоящему моменту в России экономической системы малый бизнес мог бы стать эффективным орудием борьбы с кризисом, выполняя роль социального стабилизатора и инструмента борьбы с безработицей. Однако все вопросы налоговой поддержки малого бизнеса правительственный «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» полностью перекладывает на плечи субъектов федерации. Но есть ли у регионов средства для этого?
Вот, к примеру, в Белгородской области малый бизнес с учетом всех трудностей и проблем в последние годы продолжал
поступательно развиваться. Область входит в число регионов с высоким уровнем деловой активности малого и среднего бизнеса. В 2014 году 26% экономически активного населения области было занято в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП).
По сообщениям департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области, поступления в региональный консолидированный бюджет от малого бизнеса в 2014 году составили 4,9 млрд. руб. или 9% от всех налоговых и неналоговых поступлений, тогда как в 2013 году эти показатели составили соответственно 4,7 млрд. руб. или 8,7%. При этом МСП региона характеризуется неплохим уровнем производительности труда.
Укрепление роли малого и среднего бизнеса в экономике региона является в том числе результатом целенаправленной работы со стороны областных властей. Развитие малого бизнеса на региональном уровне стимулируется льготными ставками налогообложения для индивидуальных предпринимателей, предусмотрена также возможность введения «налоговых каникул».
В то же время налоговое бремя на малый бизнес в Белгородской области продолжает расти. Если в 2013 году налоговая нагрузка на одного работающего в малом бизнесе составила 36,4 тыс. руб., то в 2014 году она увеличилась с до 41 тыс. руб. Наибольшие же проблемы для малого предпринимательства создает резкое увеличение в последние годы платежей во внебюджетные фонды.
Федеральный Центр отказался от предложений в рамках антикризисной программы снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, а у региональных властей просто нет такой возможности. Финансовое состояние большинства субъектов федерации далеко от блестящего - бюджеты многих из них на 2015 год сверстаны с солидным дефицитом. Так,
в Белгородской области размер доходной части бюджета-2015 составит 50 млрд. 589 млн. 504 тыс. руб., а прогнозируемый дефицит бюджета - 5 млрд. 598 млн. руб. или порядка 13% к объёму доходов.
Более половины расходов регионального бюджета сейчас
направляется в социальную сферу: на содержание образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и т.д. О снижении налоговой нагрузки на малый бизнес в такой ситуации не может быть и речи. Наоборот, депутаты Белгородской областной думы изыскивают дополнительные источники пополнения бюджета. Сейчас в облдуме готовятся изменения в региональный закон «О налоге на имущество организаций». Законопроект уже одобрен в первом чтении.
Нормативный акт
предполагает установить с 1 января 2016 года налоговую ставку исходя из кадастровой стоимости имущества предприятий и организаций. Это касается административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений, используемых под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания. Ставка налога для них предусматривается в размере 2%. Предприятия малого и среднего бизнеса получат временные привилегии: процент отчислений для них пока будет вдвое ниже. Расти он будет постепенно: с 2017 года - 1,5%, с 2018-го - 2%. При этом пониженные налоговые ставки будут распространятся только на объекты, площадь которых не превышает 5 тыс. квадратных метров.
Хотя законопроект и предусматривает отсрочку для малых предприятий, его введение в действие, несомненно, будет означать усиление налогового бремени для определенной части малого бизнеса. Не думаю, что это следует рассматривать как эффективную антикризисную меру.
Материал также опубликован:
http://gvozd.su/?p=1148