«Южный поток» потечет мимо Болгарии

Dec 03, 2014 14:31



В ходе государственного визита Президента РФ В. Путина в Турцию 1 декабря 2014 года было сделано несколько очень важных заявлений о развитии экономического сотрудничества России и Турции. Некоторые из этих заявлений вполне можно назвать сенсационными.

По-настоящему сенсационным является прозвучавшее в ходе совместной пресс-конференции с Президентом Турции Р. Эрдоганом заявление Путина о том, что Россия отказывается от строительства газопровода «Южный поток» по дну Черного моря в том виде, в каком он был изначально задуман.

image Click to view



Газопровод «Южный поток» проектной мощностью 63 млрд куб. м. был призван обеспечить стабильные поставки газа в Южную и Центральную Европу в условиях нестабильной работы газотранспортной системы (ГТС) Украины. Морской участок газопровода протяженностью 930 километров предполагалось провести по дну Черного моря в исключительных экономических зонах России, Турции и Болгарии. Сухопутный участок должен был пройти по территориям Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Конечная точкой газопровода должна была стать газоизмерительная станция Тарвизио в Италии. От основного маршрута планировались отводы в Хорватию и Республику Сербскую (государственное образование на территории Боснии и Герцеговины). При этом российский «Газпром» был готов взять на себя ответственность за доставку голубого топлива его непосредственным потребителям.



При всей несомненной выгодности этого проекта европейским потребителям именно со стороны чиновников Евросоюза он встретил самое сильное противодействие. Дело в том, что реализуя свои бизнес-проекты, российский «Газпром» стремится взять на себя ответственность за доставку голубого топлива на всех стадиях его транспортировки - от добычной скважины до непосредственного потребителя, а это противоречит положениям так называемого «Третьего энергопакета» Евросоюза - серии нормативно-правовых актов, которые запрещают одной компании одновременно являться поставщиком газа или электроэнергии и владеть распределительными сетями и газопроводами. Принятие «Третьего энергопакета», по мнению специалистов, изначально было нацелено на ограничение деятельности «Газпрома» на европейском рынке газа.

Кроме того, в истории с «Южныым потоком» к экономике примешался весомый политический фактор: и ЕС, и США делают всё от них зависящее, чтобы сохранить зависимость «Газпрома» от ГТС Украины. В результате в цепочке стран, по территории которых должен проходить «Южный поток», было найдено «слабое звено» - Болгария. На эту страну было оказано колоссальное давление со стороны Еврокомиссии и Правительства США. В итоге, Болгария приостановила на неопределенное время строительство «Южного потока» и реализация проекта была заблокирована.

Альтернативой строительству «Южного потока» президент Путин назвал увеличение пропускной способности газопровода «Голубой поток» и расширение производства сжиженного природного газа (СПГ).

Газопровод «Голубой поток» предназначен для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны. «Голубой поток» дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Общая протяженность газопровода «Голубой поток» составляет 1213 км. Проектная мощность составляет 16 млрд. куб. м газа в год. По состоянию на 11 марта 2014 года общий объем поставок по «Голубому потоку» (с февраля 2003 года) составил 100 млрд. куб. м газа. При этом Турция занимает второе место среди зарубежных импортеров российского газа.



Следует особо подчеркнуть, что на сегодняшний день среди крупных потребителей российского газа Турция осталась единственным растущим рынком. По итогам 9 месяцев текущего года Турция увеличила закупки российского газа на 7,2% , до 20,7 млрд. куб. метров, тогда как другие главные покупатели снизили закупки.

Первый этап расширения российско-турецкого сотрудничества в газовой сфере предполагает увеличение мощности "Голубого потока" с 16 до 19 млрд. куб. метров газа в год. По предварительным расчетам "Газпрома", дополнительная поставка может быть осуществлена уже в начале 2016 года. Однако, как можно видеть на представленной выше диаграмме, такая пропускная способность не сможет обеспечить в полном объеме даже текущие поставки газа в Турцию (ведь Украина по-прежнему остается ненадежным транзитером), не говоря уже о планируемом значительном росте потребления природного газа в Турции. Поэтому российско-турецкие договоренности предусматривают второй этап расширения сотрудничества. Вот что сказал об этом этапе глава "Газпрома" Алексей Миллер:

"Сегодня подписан меморандум о взаимопонимании между Газпромом и компанией "Боташ" о строительстве морского газопровода через Черное море в направлении Турции, объем 63 миллиарда кубометров газа в год, 14 миллиардов кубометров газа предусмотрены для поставки в Турцию… Остальные объемы - это около 50 миллиардов кубометров газа - будут поставляться на границу Турции и Греции".

То есть фактически российско-турецкое соглашение предусматривает строительство новой газотранспортной системы, по мощности соответствующей «Южному потоку». Только теперь этот поток пойдет не через Болгарию, а через Турцию. Это чрезвычайно важный момент, так как в подготовку «Южного потока» Россия проинвестировала уже 4,66 млрд. долл.



Новый проект, по сути, является всего лишь корректировкой «Южного потока», поэтому сразу же было заявлено, что Россия и Турция могут создать в районе турецко-греческой границы дополнительный газовый хаб для потребителей Южной Европы. Более того, А. Миллер заявил, что РФ и Турция готовы рассмотреть вопрос о вхождении в проект по сооружению нового газопровода третьих лиц:

«Мы готовы рассмотреть с турецкой стороной вопрос по их вхождению, если будет проявлен интерес».

То есть, страны и фирмы, которые должны были участвовать в строительстве «Южного потока», могут принять участие и в сооружении нового газопровода.

В то же время есть очень важный аспект, отличающий новый газопровод от «Южного потока». Газовый хаб (он же пункт продажи газа) теперь будет находиться на территории Турции, то есть за пределами ЕС, где не действуют положения «Третьего энергопакета». То есть "Газпром" отказывается от ответственности за доставку газа непосредственным потребителям в Южной и Центральной Европе, а также от крупных инвестиций в этот регион. Теперь строительством газопроводов от пункта передачи газа на турецко-греческой границе до регионов его потребления должны озаботиться сами члены Евросоюза.

Теперь о том, кто и что получит или потеряет от переформатирования «Южного потока».



Прежде всего, Россия не теряет ничего, так как, используя альтернативный «турецкий» маршрут, охватит те же рынки сбыта на Юге Европы, для которых предназначался "Южный поток". Возможна даже некоторая экономия средств. Маршрут нового газопровода в Турцию пока неизвестен. Эксперты агентства Argus полагают, что стороны будут развивать "Голубой поток", по которому Россия уже поставляет газ в Турцию. Укладка труб на дно - это самая дорогая часть проекта, а морской участок "Голубого потока" в два раза короче, чем аналогичный участок, по которому предполагалось проложить подводные трубы "Южного потока".

Больше всех потеряет Европа. В результате отказа России реализовывать проект "Южный поток" европейские компании потеряют не менее 2,5 млрд. евро. Наиболее значительные потери понесет итальянский энергохолдинг ENI, с дочерней компанией которого (Saipem) был заключен контракт на прокладку трубопровода на сумму 2 млрд. евро. Лишится заказов и швейцарская компания Allseas Group, с которой в апреле был заключен контракт на строительство второй нитки морского участка газопровода. Германская Europipe, которая была признана поставщиком 50% заказа на поставку труб для первой нитки "Южного потока", лишится контракта на 500 млн. евро. Сильнее всего завершение проекта "Южный поток" ударит по австрийскому нефтегазовому концерну OMV, который проинвестировал строительство газопровода.

Следует, правда, отметить, что некоторые из названных выше фирм, вероятно, получат заказы при реализации нового российско-турецкого проекта.

Если смотреть на уровне стран, то, похоже, больше всех потеряет Болгария. Только прямые потери составят 200 млн. левов уже проинвестированных в проект средств и 400 млн. евро в год недополученной оплаты за транзит газа. Кроме того, Болгария останется без нескольких миллиардов газпромовских инвестиций и, вероятно, лишится 20-процентной скидки на газ, которую она получила в 2012 году с учетом будущей реализации проекта "Южный поток". Но в случае с Болгарией, как говорится, не на кого пенять. Как метко заметил российский Президент, надо вести себя, как суверенное государство…

Однако в результате кончины "Южного потока" в его прежнем формате пострадают и добросовестные исполнители межгосударственных обязательств - Сербия, Венгрия, Австрия, Италия и ряд других. Это печально, поскольку Еврокомиссия уже заявила, что никаких компенсаций по этому поводу никому выплачивать не будет. Вместо этого еврочиновники резко озаботились судьбой газотранспортной системы Украины.

В те же дни, когда в Москве и Анкаре принималось решение о судьбе "Южного потока", Европейский инвестиционный банк выдал Украине кредит в размере 150 млн. евро на модернизацию ГТС, еще 200 млн. долл. будет получено от Европейского банка реконструкции и развития. Однако эти попытки лечить «Боржомом» отказавшие почки выглядят довольно комично, поскольку модернизация ГТС Украины стоит значительно дороже. Еще несколько лет назад назывались цифры в 3-4 млрд. долл., но сейчас "Газпром" оценивает стоимость модернизации в 19,5 млрд. долл. Кроме того, при современном состоянии Украины выделенные на модернизацию средства будут скорее всего банально разворованы. При этом для стран Европы транзитные риски, обусловленные сложной политической ситуацией на Украине, не снижаются. Да и Россия в перспективе, имея в своем распоряжении более надежный маршрут поставки, едва ли будет использовать украинскую ГТС для прокачки больших объемов газа.


Разумеется, больше всех от реализации совместного с Россией проекта выиграет Турция. Она получит в свои руки контроль над поставками в ЕС энергоносителей из России и региона Каспийского моря. В перспективе, после отмены международных санкций, сюда могут добавиться поставки нефти и газа из Ирана. Это делает позицию Турцию на любых переговорах с ЕС очень устойчивой. Кроме того, Россия предоставляет Турции скидку на газ в размере 6%. Это скидка начнет действовать уже с 1 января 2015 года.

В заключении нельзя не отметить, что заявление Владимира Путина о прекращении проекта "Южный поток" при всей его логичности вызвало у многих европейских политиков и бизнесменов явную растерянность. Так, глава австрийского нефтегазового концерна OMV Герхард Ройс заявил о том, что ЕС не может жить без российского газа и отмена строительства "Южного потока" - печальное событие для всей Европы. Особенно Герхард Ройс обеспокоен тем, что газ так и будет идти по одному маршруту - через Украину. Посол Сербии в России Славенко Терзич также выразил сожаление по поводу отмены проекта национального значения. Он надеется на то, что решение российской стороны еще неокончательное.

Довольно забавно при этом выглядит высказывание Божидара Лукарского, министра экономики Болгарии о том, что Россия еще не приняла окончательного решения по "Южному потоку". Конечно, надежда умирает последней, но в реальности кое-кому, видимо, придется всё-таки сосать палец и мучительно завидовать тем, кто сейчас может наслаждаться различными «вкусностями», полученными в результате взаимовыгодного сотрудничества с Россией.



Эрдоган, Европа, Турция, газ, Путин, Голубой поток, Россия, Южный поток, Миллер

Previous post Next post
Up