Сейчас российско-китайские отношения в политической и, особенно, в экономической сфере переживают настоящий бум. Западные санкции против России вынуждают российскую бизнесс-элиту всё больше обращаться к развитию связей с Китаем. Однако некоторые тенденции в развитии этих связей заставляют серьезно задуматься.
Российско-китайские экономические отношения стали одной из тем 71-го выпуска программы «Смысл игры» (с 44.10 по 51.00):
Click to view
Надо сказать, что и до введения санкций экономические связи России с Китаем развивались весьма успешно. Объем товарооборота между двумя странами за последние годы рос очень высокими темпами. Если 2006 году объем экспортно-импортныых операций между двумя странами в денежном выражении был зафиксирован на уровне 33,4 млрд. долл., то в 2012 году этот показатель превысил 90 млрд. долл. А по прогнозам на 2016 год, товарооборот между Россией и Китаем (причем без учета газовых контрактов) ожидается на уровне 150 млрд. долл. В итоге, 2013 году Россия в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая заняла 10 место, а доля РФ во внешнеторговом обороте Китая составила 2,14%. Появилась предварительная информация за 10 месяцев 2014 года - прирост товарооборота между Россией и Китаем составил от 7% до 10%.
Казалось бы, всё хорошо и даже замечательно… Однако, хотя с 2006 года объем российско-китайской торговли увеличился в 3 раза, структура товарооборота показывает, что российские поставки в КНР представлены фактически только лишь сырьем, в то время как поставки из КНР в РФ - готовой продукцией с высокой степенью переработки. Усиление сырьевой ориентации России в экономических взаимоотношениях с Китаем приобрело характер устойчивой тенденции примерно с 2000 года. В результате мы видим фактическое исчезновение в российских поставках высокотехнологичной продукции, которая обозначается в статистических источниках как «машины и оборудование». Так, в период 2000-2011 годов доля «машин и оборудования» (в основном это были поставки военной техники) в российском экспорте в Китай устойчиво уменьшалась с 29,4% до 1,2% соответственно.
По данным за 2013 год, более половины российского экспорта (67,89%) в Китай приходится на поставки "минерального топлива, нефти и нефтепродуктов". Несмотря на рост поставок на 61,18 млн. тонн (9,7%) в физическом выражении, их совокупная стоимость за счет снижения мировых цен на энергоносители, уменьшилась на 9,1% по сравнению с показателями 2012 года и составила 26,85 млрд. долл. На второй позиции в российском экспорте в Китай находятся поставки "цветных металлов" (7,42%), прежде всего меди и алюминия, на третьем месте - поставки "древесины и изделий из нее" (7,08%). Четвертую позицию занимают поставки руд, прежде всего, железных и медных (2,87%). В 2013 году российские поставки черных металлов в КНР выросли на 71,9% и составили около 239,4 тысячи тонн.
В то же время основу российского импорта товаров из Китая составляет товарная группа "машины и оборудование". В 2013 году он вырос на 0,7% и составил 18824,5 млн. долл. Есть данные о структуре импорта из КНР, опубликованные Федеральной таможенной службой (ФТС) России в открытом доступе по состоянию на 1 июля 2014 года. Согласно этим данным, в структуре импорта из Китая составляют:
Продовольственные товары и с/х сырье - 3,5%,
Минеральные продукты - 0,6%,
Продукция предприятий химической отрасли, каучук - 7,9%,
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них - 1,7%,
Древесина и продукция целлюлозно-бумажных предприятий - 1,3%,
Текстиль, изделия из текстиля и обувь - 16,4%,
Металлы и изделия из них - 8,5%,
Машины, оборудование и транспортные средства - 51,2%.
То есть «машины и оборудование» составляют более половины импорта из Китая. Подобная структура импорта позволяет порадоваться за наших китайских товарищей, достигших огромных успехов в развитии машинострояния, а также за российских импортеров, которые имеют возможность в условиях санкций заменить часть машиностроительной продукции, прежде закупаемой в странах Европы и США, машинами и оборудованием из Поднебесной. А вот о состоянии отечественной экономики такая структура торговли заставляет очень серьезно задуматься, поскольку уровень развития машиностроения - важнейший показатель развитости страны, в целом.
Хорошая динамика все эти годы наблюдалась и в области взаимных инвестиций.
По данным министерства коммерции КНР, общий объем китайских прямых инвестиций в России к началу 2013 года увеличился на 22,59% и составил 3,58 млрд. долл., в том числе в 660 млн. долл. было инвестировано в 2012 году. Главными приоритетами инвестиционной деятельности КНР в России являются разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, энергетика, торговля, строительство, связь.
До начала 2014 года крупнейшими китайскими инвестиционными проектами на территории России были строительство микрорайона "Балтийская жемчужина" в Красносельском районе Санкт-Петербурга (китайские накопленные инвестиции в проект к концу 2012 г. достигли 1,118 млрд. долл.); освоение Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд в Тыве (на конец 2012 г. китайские накопленные инвестиции в проект достигли 6,8 млрд. руб.); создание Амазарского лесопромышленного комплекса в Забайкальском крае (запланированный объем инвестиций китайской стороны - 457 млн. долл.) и строительство ТЭЦ в Ярославской области (запланированный объем китайских инвестиций - 500 млн. долл.).
Крупнейшие портфельные инвестиции китайских компаний в российские активы - это покупка Китайской национальной нефтегазовой корпорацией 20% акций в проекте «Ямал-СПГ» у компании «Новатэк» (оценивается в 810 млн. долл.); покупка Китайской инвестиционной корпорацией 12,5% акций «Уралкалия» (оценивается в 2 млрд. долл.); вложение Китайской международной инженерно-строительной компанией цветной металлургии (NFC) в совместный проект с корпорацией «Металлы Восточной Сибири» в Республике Бурятия (оценивается в 750 млн. долл.); инвестиции Государственной электросетевой корпорации Китая в совместные проекты с российской ГК «Синтез» (оценивается в 1,1 млрд. долл.); приобретение Китайской инвестиционной корпорацией 5,4% акций Московской биржи (оценивается в 100 млн. долл.); приобретение Строительным банком Китая 2% акций банка ВТБ (оценивается в 100 млн. долл.
К началу 2013 года суммарный объем российских прямых инвестиций в КНР составил 847,71 млн. долл. Это в 4 с лишним раза меньше, чем объем китайских инвестиций в Россию. Основные направлениями российских инвестиций в Китае являются производственная отрасль, строительство, транспортные перевозки.
Российские прямые инвестиции в Китае традиционно характеризуются весьма скромными показателями. Так, в 2013 г., по данным Минкоммерции КНР, они составили 22,08 млн. долл. против 29,92 млн. долл. В 2013 г. (-26,2%). Общее количество российских проектов с прямыми инвестициями в Китае достигло порядка 2500, что свидетельствует о довольно высоком уроне инвестиционной активности в Китае российского среднего и малого бизнеса. Низкие показатели суммарных вложений российского капитала в китайскую экономику частично связаны с тем, что зачастую денежные средства поступают из России в Китай не напрямую, а через аффилированные компании, зарегистрированные в Гонконге (по данным Центробанка России, в I-III кварталах 2013 г. прямые российские инвестиции в Гонконг составили 187 млн. долл.) или других юрисдикциях с льготным налогообложением.
2014 год стал по-настоящему переломным для развития российско-китайских экономических связей. В условиях экономических санкций со стороны США и стран ЕС Российская Федерация сделала акцент на развитие экономического сотрудничесрва со странами Азии и Латинской Америки. Кроме того, институциональное оформление получил ряд совместных российско-китайских проектов, подготовка которых велась в течение последних нескольких лет.
Прежде всего, это контракт на поставку российского трубопроводного газа в Китай по так называемому «восточному» маршруту. Контракт сроком на 30 лет предусматривает экспорт в Китай 38 млрд. куб. м российского газа в год. Поставки будут осуществляться по уже строящемуся газопроводу «Сила Сибири» протяженностью около 4000 км (Якутия - Хабаровск - Владивосток - около 3200 км, Иркутская область - Якутия - порядка 800 км). Расчетная производительность газопровода «Сила Сибири» - 61 млрд. куб. м газа в год.
Достигнута договоренность и о поставках газа в Китай по так называемому «западному» маршруту в объеме 30 млрд куб. м газа в год. Для реализации поставок указанного объема газа предусматривается создание новой трубопроводной транспортной системы «Алтай» в уже существующем транспортном коридоре из Западной Сибири до Новосибирска с последующим продолжением до российско-китайской границы. Длинна газопровода составит около 2600 км. Проект «Алтай» имеет очень высокую степень готовности к началу строительства. В дальнейшем могут быть построены вторая и третья нитки газопровода, с выходом на потенциальную производительность до 100 млрд. куб. м. в год.
Оба проекта имееют чрезвычайно большое значение для развития всего топливно-энергетического комплекса России. Осуществление проекта газо-транспортной системы (ГТС) «Сила Сибири» - магистрального газопровода «Якутия - Хабаровск - Владивосток», ввод в эксплуатацию первой части которого намечен на конец 2017 года, создаст условия для освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и формирования газотранспортной системы на Востоке России. Реализация проекта строительства газопровода «Алтай» окажет существенное влияние на экономическое развитие шести субъектов Российской Федерации (Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской и Томской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийский автономных округов). Как правило, переход на газовое топливо значительно улучшает качество жизни населения, позволяет организовать ряд новых производств и отраслей промышленности, повышает конкурентоспособность выпускаемой продукции. Самое же главное, газовая отрасль России получает возможность развиваться независимо от газового рынка Европы, где последнее время у «Газпрома» переодически возникают проблемы в связи с попытками чиновников ЕС либо поставить деятельность «Газпрома» на этом рынке под свой полный контроль, либо «выдавить» российскую газовую компанию оттуда. Постоянные угрозы Киева «перекрыть вентиль» в этом случае для России также потеряют смысл.
Китай планирует и
крупные инвестиции и в российскую гидроэнергетику. «РусГидро» и китайская компания «Санься» («Три ущелья») близки к договорённости о совместном строительстве противопаводковых ГЭС на притоках Амура совокупной мощностью до 2000 МВт. Ориентировочная стоимость проектов в Амурской области и Хабаровском крае, включенных в соглашение, может составить до 230 млрд. руб. Достигнуто также соглашение между ОАО "Русгидро" с китайской компанией PowerChina о создании СП по строительству Ленинградской и других гидроаккумулирующих станций (ГАЭС) на территории РФ. Ориентировочная стоимость строительства Ленинградской ГАЭС мощностью 1560 МВт составит около 138 млрд. руб.
Подписаны также рамочные соглашения между компанией "Роснефть" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией в отношении приобретения компанией China national oil and gas exploration and development 10-процентной доли участия в "Ванкорнефть", о сотрудничестве между Сбербанком и Китайской компанией страхования экспортных кредитов, а также между территориальной генерирующей компанией №2 и компанией Huadian о реализации инвестиционных энергетических проектов в Архангельской области.
Одним из главных стратегических проектов Китая является так называемый «Новый шелковый путь» для быстрой доставки грузов из КНР и других стран Азии в Европу. В рамках этого проекта специалистам недавно был представлен план строительства Евразийской высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Пекин». Этот транспортный коридор должен пройти через территорию трех государств: России, Казахстана и Китая. Его протяженность - 7,8 тыс. км, время в пути займет 38 часов.
По территории России протяженность железнодорожной магистрали составит более 2 тыс. км, она свяжет центр страны, Поволжье и Уральский экономический регион, крупнейшие города России: Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Пермь, Уфу и Челябинск. Затем 1,7 тыс. км магистрали должны пройти по территории Казахстана с остановкой в столице страны Астане и выйти на границу с Китаем, к городу Достык. Третий отрезок пути включает 3,9 тыс. км. Он пройдет из западной части территории Китайской Народной Республики в северную ее часть через город Урумчи на Пекин.
Китай последовательно готовит инфраструктуру для продвижения своих товарных потоков на рынки России, стран Европы и Центральной Азии. В строительство этой магистрали он готов вложить астрономическую сумму - 42,3 млрд. долл. (в публикации на эту тему я видел цифру423 млрд. долл., но, думаю, это опечатка).
Все эти планы при всей их огромной важности для российской экономики не могут не вызывать тревогу. В экономике России усиливается сырьевая направленность. При этом развитие страны жестко привязывается к конъюнктуре глобальных и региональных рынков сырья (главным образом, рынков углеводородов). Сложившаяся сегодня сырьевая ориентация России уже давно характерна не только для отношениий с Японией, США и ЕС, но и с Китаем.
Разумеется, есть совместные российско-китайские проекты и в сфере высоких технологий. Из уже реализуемых соглашений следует прежде всего назвать строительство 2-й очереди Тяньваньской АЭС в г. Ляньюньган провинции Цзянсу. Однако даже в данном случае объем поставок российского оборудования и услуг ограничен сооружением ядерного острова ТАЭС-2. Проектирование и поставку оборудования неядерной части атомной станции будет осуществлять китайская сторона.
Есть несколько перспективных контрактов в сфере высоких технологий, которые в настоящее время находятся на стадии проработки. В частности, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и китайская Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC)
готовятся к совместной разработке нового широкофюзеляжного пассажирского самолета. На нынешнем этапе предполагается сотрудничество по всему циклу создания и сопровождения нового лайнера - от проектирования и разработки до серийного производства и послепродажной поддержки. На рынок он должен выйти в 2023-2025 годах. Кроме того, до конца 2016 года
Россия поставит в Китай дополнительную партию из 100 двигателей РД-93 для серийных истребителей FC-1/JF-17 Thunder. Высока вероятность того, что этими двигателями будет оснащаться и перспективный китайский истребитель 5-го поколения Shenyang J-31/FC-31. В СМИ мелькала информация и о совместной работе китайских и российских специалистов над стандартом сотовых сетей пятого поколения (5G).
Безусловно, всё это очень важные и перспективные проекты. Однако их доля в общем объеме российско-китайского экономического сотрудничества невелика. Поэтому, с одной стороны, можно просто радостно умиляться большим успехам и широким перспективам российско-китайского экономического сотрудничества в духе известной песни середины прошлого века, в которой пелось, что «русский с китайцем - братья на век»:
Click to view
А с другой стороны, есть смысл задуматься и вспомнить весьма невеселую экономическую и политическую судьбу тех народов мира, которые позволили превратить свои страны в сырьевой придаток промышленно развитых государств. Куда идет народ Китая, сейчас вполне понятно - к построению могучей промышленно развитой мировой державы. А вот куда придет такими дорогами народ нашей страны?