Легенда о «Белом тигре»

Jun 23, 2014 00:18

22 июня - день начала Великой Отечественной войны. Это было настолько значимое событие для нашей истории, что после него остался почти неизгладимый отпечаток в культурной матрице всех народов, живших когда-то вместе на просторах СССР, в том числе и народов нынешней России. Именно поэтому в СССР снималось огромное количество фильмов про ту войну. Среди этих фильмов было очень много добротных и мастеровитых, немало было и подлинных шедевров.

Сейчас в России тоже снимается довольно много военных фильмов, но это фильмы не о Великой войне, а банальненькие боевички с набором штампованных образов и шизофреническим сюжетом. Но бывают и исключения - фильмы, где авторы понимают и чувствуют сакральный характер событий, о которых они повествуют. Полгода назад я написал рецензию о таком фильме - мастеровитом, глубоком и во многом провидческом. Почему «провидческом»? Потому что «Белый тигр» фашизма снова выполз из своего поганого болота…


Карен Шахназаров - один из самых известных и титулованных современных отечественных кинорежиссеров. Он народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств РФ. Фильмы Карена Шахназарова удостоены более пятидесяти международных и национальных призов и наград; дважды участвовали в конкурсе Каннского фестиваля, трижды были представлены на премию Американской киноакадемии «Оскар», представляли СССР и Россию на многих других международных кинофестивалях. Однако, даже имея такой послужной список, не каждому режиссеру удается снять фильм, который, с одной стороны, дает объективный и глубокий срез современного автору общества, а с другой - просто любим зрителями. У Шахназарова по крайней мере один такой фильм есть - это «Курьер» (1986 г.). В 2012 году кинорежиссер снял фильм, который по глубине и важности представленной в нем проблемы заслуженно может претендовать на то, чтобы считаться крупнейшим событием, не только отечественного, но и мирового кинематографа последних лет. Этот фильм «Белый тигр»
История, которую рассказывает Шахназаров - это легенда. Она довольно проста:



Высшее Существо, в котором по некоторым признакам можно угадать древнегреческого Зевса Громовержца, языческого Перуна или нашего родного Илью Пророка, посылает на Землю для борьбы с наступающим на мир Вселенским Злом ангела. Этот ангел вселяется в тело сгоревшего в танке механика-водителя. У этого танкиста все признаки неземного, надмирного существа: у него нет ни имени, ни возраста, он живет с 90 процентами сгоревшей кожи, его раны заживают нереально быстро, он почти ничего не ест, он наделен нечеловеческим предвидением и, наконец, он умеет разговаривать с танками.

Эта история разворачиваются на фоне последних месяцев Великой Отечественной войны. Идут тяжелые бои. И чем увереннее наступают советские войска, тем чаще на полях сражений появляется огромный, неуязвимый немецкий танк-убийца, которого танкисты называют «Белый тигр». Неумолимо возникает он из зловещего болотного тумана, безжалостно расстреливает противника и снова уползает в туманную мглу.


Для борьбы с бронированным монстром советское командование создает особый танк - специальную модель Т-34. Командиром экипажа этого танка становится младший лейтенант Найденов (такую фамилию дали в госпитале посланцу Высших Сил). Теперь его главная цель - выследить и уничтожить танк-убийцу. Советский танк и Белый тигр начинают смертельную схватку, и вокруг этой схватки Шахназаров выстраивает конфликт фильма.

Стороны конфликта режиссер обозначает очень четко. На стороне сил добра и света сражаются советские солдаты и в их числе экипаж спецтанка Т-34 во главе с ангелом - младшим лейтенантои Найденовым. Солдаты именно советские, а не русские. Экипаж спецтанка подчеркнуто интернационален - кроме командира с русской фамилией, в него входит также украинец Крюк и представитель народов Севера, Бердыев (по всей видимости, это такая «ухмылка» художника - постмодернистский привет зрителю от группы «Дюна» и её суперхита 90-х «Коммунальная квартира»).

Силы тьмы в фильме однозначно соотносятся с германской армией и фашизмом. Концентрированное воплощение Вселенского Зла - это страшный и загадочный Белый тигр, который один из персонажей фильма, немецкий офицер, называет «торжеством немецкого духа». Но кажется, лучше назвать этот танк образом смерти. Также, как смерть, он жесток и беспощаден. Он никогда не устает и не ошибается. Он мертвый - в нем нет экипажа. Это сухая, рациональная и безжалостная машина убийства.

Борьба Тьмы и Света, Жизни и Смерти в фильме достигает кульминации в сцене боя Т-34 и Белого тигра в Мертвой деревне. Этот эпизод полон символики.


В погоне за врагом Т-34 погружается в серый, сырой туман, откуда обычно появляется Белый тигр, и попадает в брошенную деревню. Это очень странная деревня: по сюжету фильма, военные действия идут за Вислой, на территории Польши, а деревня, где оказались танкисты, очень напоминает селение из русских сказок. Посреди деревни возвышается православная церковь. В деревне нет ни одного живого существа. Кажется, что она находится где-то между тем и этим светом, поэтому бой между Т-34 и Белым тигром, разгоревшийся там, приобретает надмирный, подлинно метафизический смысл. Этот бой, как действие в православной иконе - происходит не в какое-то конкретное время, не в каком-то конкретном месте, а вечно во Вселенной, как вечная битва Света и Тьмы.

Бой в Мертвой деревне выиграл советский Т-34. Но Белый тигр не был уничтожен - он был только поврежден и, как обычно, уполз в болотный туман зализывать раны.


У фильма два финала, и оба они совершенно необходимы для правильного понимания замысла автора.

В сцене первого финала, в первые часы после Победы полковник контразведки Федотов говорит танкисту Найденову: «Война-то закончилась Найденов… Ты слышь, Иван? Конец войне… Все» - «Пока я его не сожгу война не закончится товарищ полковник… Ждет он, ждет. И будет ждать двадцать лет, тридцать, пятьдесят, может сто и выползет… Его надо сжечь… Вы же знаете, что это надо сделать…», - отвечает ему Найденов. Федотов оборачивается и видит, что танк Найденова исчез, перешел в надмирное пространство - на Земле от него осталась только тень. Он тоже ушел ждать.

Второй финал фильма - сцена в кабинете Гитлера, который дает интервью какому-то таинственному незнакомцу: «Мы просто нашли мужество осуществить то, о чем мечтала Европа!… Разве мы не осуществили потаенную мечту каждого европейского обывателя? Они всегда не любили евреев! Всю жизнь они боялись эту мрачную, угрюмую страну на Востоке… Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе! Война - естественное, обыденное дело. Война идет всегда и повсюду. Война не имеет начала или конца. Война - это сама жизнь. Война это отправная точка…».

Слова Гитлера заставляют нас верить, что Белый тигр до сих пор где-то затаился и время от времени выползает из своего поганого болота, чтобы нести смерть и разрушение. Но сегодня он умеет не только появляться ниоткуда и исчезать в никуда - он может перевоплощаться. Он может легко приобретать образ натовского самолета, вываливающего кассетные бомбы на головы стариков и детей, или благообразного правозащитника, стоящего на страже прав педофилов и содомитов, или сурового бородатого мужика, способного запросто перерезать горло ребенку… И поэтому его нужно сжечь.





тигр, Великая, война, Отечественная, кино, фильм, Шахназаров, Белый

Previous post Next post
Up