Обратил внимание, что барды советского разлива - ну, те которые то "изгиб гитары желтой", то "за запахом тайги", должны были бы быть самыми идейными сторонниками СССР, коммунизма и советского строя. Но хрен там! Все эти неопрятные волосатые мужики в свитере из бороды товарища - идейные антисоветчики. Что пожилые, что относительно молодые. Ведь о чем они в принципе поют-то? По сути дела о каких-то великих свершениях и связанной с этим романтикой! А какие великие свершения при капиталистическом строе, за который они все топили? Там нет ничего такого, и не подразумевается. Даже геологические экспедиции абсолютно товарно-денежные, никакой романтики: вот ты въябываешь на геологоразведке хоть Газпрома, хоть расово-коректного Тексако, вот тебе оплата. И никакого времени на "изгиб гитары жёлтой" у костра. Ты носисшься по участкам, вечером падаешь от усталости как убитый, а с утра - изнова. И так всю смену. Это в советские времена была причастность к великим свершениям, а сейчас что? Причастность к набиванию карманов миллиардеров, чьи дети просто сходят с ума, потому что им "нечего больше хотеть"? Убери великое дело и останется шансон. Вот что такое бардовская песня без причастности к великим свершениям.
А молодое поколение, что слушает бардовскую мутату, делает это по инерции за старшими. Секта какая-то тоталитарная с карго-культом. Не понимают, про что это и о чем это...
Вы видимо совершенно не понимаете. Расцвет всякого туризма-альпинизма-геологизма и его культурной составляющей в виде бардовского движения имел две причины. Одна как бы "сверху", другая - "снизу". Разобью на два поста.
"Сверху" было понимание простого факта, что люди не идиоты, и просто так по всяким тайгам комаров кормить не будут. Но кому-то надо вести эту самую геологоразведку и прочее. Поэтому для заманивания в эти самые тайги применялся материальный стимул. Но так как человек животное социальное и культурное, и это место в нем нельзя оставлять пустым, иначе там заведется невесть знает что, надо туда что-то поместить, так сказать возглавить процесс. Тем более, что люди уходят в экспедиции на недели и месяцы, а то и более. И контроль партии и органов там стремится к нулю, т.к. "закон - тайга, прокурор - медведь". Рояль или радиолу по тайге с собой не потащишь. Не то дело гитара и три аккорда. И вот появляются барды, одобренный репертуар с нотами фрондерства, слеты, КСП и прочее. Ведь даже кино снимали, а кина в совке сам по себе не снимешь, только по госзаказу. А заказ имеется. И происходит романтизация и героизация этой самой тайги и чуваков в ней. Вот они какие - надёжные, бородатые, с гитарами и девушкам нравятся. Насмотревшись и наслушавшись, молодежь из скучных городков идет в профильные вузы. И получает запах тайги по полной программе. Осознание реальности приходит позже, с падением гормонального уровня, когда человек осознает себя застрявшим в бараке на бамовском полустанке. Но жизнь то уже сложилась, профессию на ходу не поменяешь, второе высшее или аспирантура (я же не дурак!) - по рекомендации горкома, семья там, да и прописку с ее ограничениями никто не отменял. Допустим билет до Москвы ты можешь взять, но в гостинице у тебя попросят командировочное удостоверение, а на "нет" - и мест в гостинице нет, всё забронировано для командированных. На****лово в чистом виде. Но в этом и есть отличие кратинки "с фронтона ДК" от реальной жизни в совке.
Теперь переходим "вниз". Допустим, при распределении после института удалось тебе остаться в самой Москве. Сидишь ты, молодой специалист в своей конторе от звонка до звонка каждый день. Пьёшь чай, ходишь в курилку и в столовую, играешь в бильярд или настольный теннис в холле если повезет. И на партсобрания тоже. Сначала вроде ничего. Потом приходит осознание, что начальник твоего отдела - фронтовик, русский, непьющий, партийный - никуда не собирается. Он еще не старый - это потом слово "ветеран" стало ассоциироваться с расслабленным стариком в подмокших штанах. И его начальник - тоже вполне бодр. И так до самого генсека. И что шансы стать хотя бы начальником отдела у тебя отодвигаются лет на пятнадцать-двадцать. Т.е. о карьерном - и зарплатном - росте можно не особо мечтать, это и есть эпоха "застоя" в самом практическом и беспощадном личном разрезе. Но у тебя есть выходные и отпуск. И если ты не стал счастливым обладателем дачи, то деваться тебе вобщем-то некуда. Путевки в санаторий или на базу отдыха на - о боже! - черноморском побережье Кавказа распределяются профкомом. И ты - молодой специалист - далеко не самый заслуженный человек. А жилищные условия у тебя как правило - так себе. Или общага-малосемейка, или у родителей в "двушке". Невольно на стены полезешь в самом прямом смысле слова - на скальные стены. Боишься высоты - вот тебе байдарка. Не умеешь плавать - ну топай ногами. "И жизнь легка под рюкзаком, шагай, не думай ни о чём". Лишь бы из дома, лишь бы хоть как-нибудь картинку сменить. Но ведь это правда ужасно - ощутить себя шпротой в банке.И появляется выход пара в свисток - а вот я тоже не просто так, а человек я творческий. Ты перепишешь мою тетрадку, а я - твою. И вместе споём. Тем более, что советская эстрада весьма уныла, а доступ к заграничной музыке есть не у всех. Да и "прилететь" может - "Я три года отмотал за пластинку Джетро Талл". Ведь от поиска пластинки "на послушать" до обмена - один шаг. От обмена до перекупки - полшага. А это это уже не только "поклонение перед Западом", а спекуляция, "фарцовка" - и статья.
Тотальное большинство бардов не были антисоветчиками. Даже выдвореный Александр Галич был сталинским лауреатом. Визборы и Окуджавы существовали на зарплаты и нехилые гонорары. Высоцкий при интервью в загранпоездке сказал что у него есть вопросы к советскому государству, но обсуждать тут он это не станет. И вернулся обратно, несмотря на все его запреты и притеснения, играть в свой самый модный московский театр наТаганке. Это был одобренный "сверху" выход пара. А бывали одобренные выходы и покруче! И существовал Грушинский фестиваль - буквально до прошлого года - пока его не запретила уже наша современная капиталистическая власть.