Суздаль (Часть2)

Jan 12, 2016 22:53

Ну что, друзья, продолжаем рассказ про поездку в один из милейших городов России - Суздаль. Пару общих слов про сам город, про дорогу и чего там смотреть было в первой части, а тут традиционно будет про историю города. А началось всё очень и очень давно. Суздаль намного старше Москвы, в древнейшей известной русской книге, получившей название Новгородский кодекс Суздаль упоминается уже как существующее поселение, где говорится, что в 999 г. некий монах Исаакий был поставлен попом в Суздале в церкви святого Александра-армянина: «Въ лѣто ҂ѕ҃ф҃з҃ азъ мънихъ исаакии поставленъ попомъ въ сѹжъдали въ цръкъве свѧтаго александра арменина…» Напомню, что датой основания Москвы считается 1147 г. тогда же когда и её первое упоминание в летописи (Ипатьевской). Хотя конечно поселения на территории Москвы были задолго до этой даты. Позже Суздаль упоминается в летописи, когда говорится о восстании волхвов в 1024 г. из-за неурожаев.

Есть конечно ещё упоминание Суздаля в Степенной книге, что в 990 г. Владимир Святославич крестил Суздаль, но сама Степенная книга была написана только в XVI в. При этом в 1890 г. в Суздале праздновали 900-летие крещение города. В первое время Суздаль был центром волости сначала киевских князей, потом переяславских (из Переяславля, ныне Переслава-Хмельницкого, что в Киевской области, а не из Переславля-Залесского). При этом сами князья не жили в городе, а оставляли наместников для управления. В 1107 г. Суздаль осадили и захватили волжские булгары. В 1125 г. после смерти Владимира Мономаха произошло деление Руси между его сыновьями. Суздаль достался Юрию Долгорукому, который в 1120 г. возглавил поход против волжских булгар. Он сделал его столицей Ростово-Суздальского княжества, которой Суздаль и оставался до 1157 г. когда Сын Юрия Андрей Боголюбский перенёс столицу во Владимир. В 1238 г. Суздаль был сожжён Батыем, а его окрестности разорены. Некоторое время в середине XIII в. Суздаль был столицей обособленного Суздальского княжества.

В 1257 г. монголы провели в городе перепись и поставили баскаков для сбора податей. С середины XIV в. Суздаль становится столицей Суздальско-Нижегородского княжества, позже столица переносится в Нижний Новгород. В конце века, в 1392 г. Московский великий князь Василий I Дмитриевич (сын Дмитрия Донского) захватил Нижний Новгород и они вместе Суздалем вошли в состав Великого княжества Московского. С тех пор в Суздале правили наместники Московских князей, а потомки суздальских князей служили при дворе московского князя. В 1565 году Суздаль попал в число опричных городов. Ввиду активного строительства монастырей и церквей по всему городу начиная с XVI в. Суздаль становится одним из религиозных центров на Руси, на тот момент в городе насчитывалось 11 монастырей. В Смутное же время суздальцы не присягнули Шуйскому сдались тушинцам и литовскому шляхтичу Лисовскому. В период смутного времени Суздаль очень сильно пострадал от польско-литовских захватчиков, а уже в 1634 г. на Суздаль разорили крымские татары.

В 1655 г. от чумы умирает половина населения города. Однако, уже в 1681 г. в Суздале было 515 дворов и 6145 жителей. С середины XVII в. наблюдается период небольшого экономического подъёма. Но в 1798 г. епископская кафедра переносится из Суздаля во Владимир и Суздаль становится рядовым провинциальным городком, так как находится в отдалении от основных торговых путей и железной дороги из-за чего промышленность и торговля в городе не развивалась. Вероятно именно это и позволило городу сохранить свой исторический облик. В 1913 г. Суздаль посещает последний Русский Император Николай II со своими дочерьми, великими княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией с празднованием 300-летия Дома Романовых. Советское время не обошло город стороной, в городе было снесено 15 церквей, и только в 1967 г. Суздаль становится городом-музеем. Из города были выведены все исправительные учреждения. В 1992 г. ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия.

Вторая партия фотографий.
Усыпальница князей Пожарских.



Д.М.Пожарский, который был главой Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских интервентов, скончался в 1642 г. в Москве. Собственно все полагали, что и захоронен он в Москве, однако как потом выяснилось захоронен он был именно в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале. Однако, так как род Пожарских пресёкся по мужской линии со смертью его внука Ю.И.Пожарского в 1682 г., не оставившим после себя детей, усыпальница со временем была заброшена и в 1766 сломана «за ветхостью». Только лишь в 2009 году мраморный склеп был окончательно восстановлен и 4 ноября открыт президентом Российской федерации Д.А.Медведевым.


Успенская трапезная церковь.


Это невероятной красоты крыльцо Спасо-Преображенского собора. Собор построен в во второй половине XVI в. и является доминантой монастыря. Однако, Спасо-Преображенский храм был тут и ранее, ещё в XIV в. но так как был деревянный, то его уничтожил пожар 1507 г.


Звонница монастыря состоит из нескольких разновременных пристроек. Самой первой частью звонницы был 9-ти гранный столб построенный одновременно с собором, во второй половине XVI века.


Спасо-Преображенский собор со временем тоже неоднократно видоизменялся, расширялся и к нему что-то пристраивалось.


Внутренний разноцветный портал Спасо-Преображенского собора с "дыньками". Вообще внутри собор очень красивый. Снаружи он как-то не отличается особыми декоративными элементами, но внутри очень красиво.


Всякая сувенирка для туристов по каким-то космическим ценам, примитивная проводная компьютерная мышь, к тому же с ковриком стоит аж 4500 рубь. Да она конечно раскрашена, но чёрт побери этоже компьютерная мышь. На кого это интересно рассчитано?


А это разные красивые рисуночки в графике висят в монастыре, они не продаются.


А это чугунные половые плиты - очень круто. Честно говоря подобные решения встречались нам почему-то только в соборах.


Весь собор украшен фресками XVII в. известных мастеров Гурия Никитина (расписывал Архангельский собор в Московском Кремле) и Силы Савина. Собственно эти фрески-то и являются основной гордостью собора.


На полу красивая мозайка. А теперь вернёмся к первой части, когда я писал про исполнение акапеллы "да исправится молитва моя" мужским хором Благовест, представьте теперь - мужской хор, церковное пение, отдающее эхом от стен и колонн собора XVI века, древние фрески на стенах изображающие библейские мотивы и жития святых... это надо слышать.


Архимандритский корпус построн в первой половине XVII в. Вот по этой деревянной лесенке можно подняться на балкон, откуда открывается хороший и собственно самый известный вид на архитектурный ансамбль монастыря.


Ну и так просто тут можно несколько прикольных фоток сделать.


Собственно вот самый известный и хороший вид на архитектурный ансамбль монастыря. Честно признаюсь мне не лучшим образом даются самые известные виды каких-либо мест, эта фотография вообще на телефон сделана, потому что к тому времени батарейка в фотоаппарате уже села.


Это мы зашли в очередной музей монастыря. Там представлено много старых и интересных изданий. История государства Российского Карамзина - издание 1818 года, 2 века книжке.


Я уверен, что большинство из Вас слышало имя и фамилию автора данной работы - Клара Цеткин, но скорее всего НИКТО из Вас не знает кто это такая? Ну чего лукавить? Я тоже не знал, ну так давайте вместе и узнаем. Клара Цеткин - немецкий политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, активистка борьбы за права женщин (сейчас модно говорить феминистка), а ещё считается, что именно она является автором идеи Международного женского дня - 8 марта. Правда когда Клара выступала в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене - она предложила учредить международный женский день, когда женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. Но вот прошло сто лет и что мы имеем? Международный женский день - это день когда женщине официально можно не готовить и не мыть посуду, и вообще не заниматься домашними делами, и её никто не осудит в этот день, а мужики должны дарить тюльпаны и другие ништяки в этот день ВСЕМ окружающим их дамам. Иными словами и первоначальное предложение Клары было дебильным и его вооплощение тоже, даже не знаешь что более дебильное.


Разные палки с железяками на конце, а снизу камни круглые.


Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря. Незнаю почему, но мне нравтяся монастырские сады и аптекарские огороды.


Детская площадка.


Красота монастырского сада.


Можно чуть присесть передохнуть от гуляний по монастырю, потому что устаешь реально, тут много чего есть посмотреть.


Это мы поднялись на стену и прошли в одну из башен, где устроена подобная экспозиция.


Бойница.


Вид на внутренний двор монастыря с монастырской стены. Ладно пора дальше идти уже.


Тоже довольно известные виды Суздаля с участием реки Каменки за монастырской стеной Спасо-Евфимиева монастыря.


Вид на стены монастыря с моста через речку.


А такие вот жилые домики на другой стороне реки. Отличительная черта сложные резные наличники на окнах - Суздаль этим в принципе славится.


Башня ограды Свято-Покровского женского монастыря.


Петропавловская церковь, стоящая отдельно от монастыря. Внутрь не заходили.


Красивая цветочная лужайка словно живописный ковер раскинулась пред Покровским собором монастыря.


Сам Покровский собор Свято-Покровского женского монастыря. Монастырь конечно попроще нежели Спасо-Евфимиев, однако тоже довольно значимый. Во-первых основан он тоже Бог знает когда, аж в 1364 г. конечно от построек того времени, от деревянных построек ничего не сохранилось, но всё же. Во-вторых в период XVI-XVII веков Свято-Покровский женский монастырь был одним из крупнейших на Руси. В-третьих в монастыре были пострижены в монахини многие представительницы известных аристократических и даже царских фамилий: Инокиня Александра - дочь Великого князя Московского Ивана III Васильевича, Соломония Сабурова - жена Великого князя Московского Василия III (сын Ивана III и отец Ивана IV (Грозного)), Анна Васильевна Бельская - двоюродная сестра Василия III, Евдокия Сабурова - жена царевича Ивана Ивановича (сын Ивана IV (Грозного)), Феодосия Соловая - вторая жена царевича Ивана Ивановича, Анна Васильчикова - жена Ивана IV Грозного, и многие-многие другие известные особы.


Шатровая колокольня Покровского собора соединённая с ним галереей.


В общем чуть побродили по монастырю, заглянули внутрь да пошли дальше, монастырь ныне не такой большой. А это прям очень душевный вид - домик деревянный с наличниками резными и Москвич старенький, зелёный с колпаком на одном колесе.


Казанская церковь на торговой площади, а за ней Воскресенская. Внутрь не заходили не в одну из них.


Соборная колокольня шатровая с часами на территории Суздальского кремля.


Богородице-Рождественский собор Суздальского кремля. Известная Суздальская достопримечательность, очень хотели туда попасть, но не успели, уже было закрыто. В принципе в кремле мы никуда зайти не успели - уже всё было закрыто, а жаль, зато есть повод вернуться, и мы обязательно вернёмся.


Архиерейские палаты Суздальского кремля.


Никольская деревянная церковь в Суздальском кремле. Очень люблю деревянные церкви. Церковь была построена как тогда было модно целиком из дерева без единого гвоздя. Так-то её тут изначально небыло, Никольская церковь была построена в 1766 г. в селе Глотово, Юрьев-Польского района, и только в 1960 г. была перевезена в Суздаль как первый экспонат Музея деревянного зодчества, в котором мы тоже не были.


Собственно вид на основные кремлевские постройки - уцелевшие постройки, потому что стен кремлёвских давно уже нет, они были деревянные на валах и сейчас остались только валы. Что мы тут видим? Архиерейские палаты с Благовещенской трапезной церковью на переднем плане, купола и барабаны Богородице-Рождественского собора и шатёр соборной колокольни.


Торговые ряды. Мне почему-то нравятся кстати в разных городах почти одинаковые торговые ряды, ну нет, они отличаются конечно, но я имею ввиду, что их невозможно не узнать. Торговым рядам кстати тоже уж как два века, они были построены по проекту архитектора Алексея Вертинского в 1811 г. На торговой площади кстати тоже проходили съёмки любимого многими фильма - Женитьба Бальзаминова.


Центральные ворота торговых рядов со шпилем. Мы тут кстати на этой торговой площади взяли огурки и мёд. И то и другое супер было. Огурцами Суздаль вообще славится.


Очень необычная колокольня Воскресенской церкви на торговой площади. Церковь была построена в в 1720 г. на месте сгоревшей в 1719 г. деревянной Воскресенской церкви, стоявшей на этом месте ещё с XVI в.


Торговые ряды со стороны реки Каменки.


Один из традиционных видов Суздаля, ну только без плав.средств. Природа картинной красоты, как тут изящно изгибается речушка.


А это нраядная колокольня с деревцами на шатре Антипиевской церкви, а за ней Лазаревская. Церковь построена в 1745 г. Ну собственно кроме колокольни, одной из самых заметных в Суздале она более ничем не интересна.


Колокольня очень красивая.


Часть1

Переяславль, сувениры, город, Иван IV, Николай, фильм, Василий 1, Владимир Мономах, усыпальница, Николай 2, Иван Грозный, отдых, 2014, Ипатьевская летопись, колокольня, смутное время, Аптекарский огород, Шуйский, Цеткин, природа, фрески, Булгары, Василий I, Василий 3, кино, Батый, съёмки, летопись, Гурий Никитин, ЮНЕСКО, кинематограф, туризм, СССР, Золотое кольцо, интересное место, выходные, тюрьма, Переславль-Залесский, сад, поездка, башни, архитектура, Клара Цеткин, капелла, стены, Юрий Долгорукий, лето, дыньки, заповедник, праздники, княжество, Переславль, Василий III, всемирное наследние, гуляем, храм, Пожарский, Степенная книга, Долгорукий, красота, портал, Суздаль, собор, каменка, Новгородский кодекс, история, церковь, красиво, река, Женитьба Бальзаминова. торговые ряды, монастырь, Владимир, Николай II, Спасо-Евфимиев, Боголюбский, Благовест, Карамзин, роспись, Иван 4, Мономах, хроника, кремль, Иван III, путешествия, музей, Иван 3, наличники

Previous post Next post
Up