Ну что, друзья, продолжаем рассказ про поездку в один из милейших городов России -
Суздаль. Пару общих слов про сам город, про дорогу и чего там смотреть было в
первой части, а тут традиционно будет про историю города. А началось всё очень и очень давно.
Суздаль намного старше
Москвы, в древнейшей известной русской книге, получившей название
Новгородский кодекс Суздаль упоминается уже как существующее поселение, где говорится, что в 999 г. некий монах Исаакий был поставлен попом в
Суздале в церкви святого Александра-армянина: «Въ лѣто ҂ѕ҃ф҃з҃ азъ мънихъ исаакии поставленъ попомъ въ сѹжъдали въ цръкъве свѧтаго александра арменина…» Напомню, что датой основания
Москвы считается 1147 г. тогда же когда и её первое упоминание в
летописи (Ипатьевской). Хотя конечно поселения на территории
Москвы были задолго до этой даты. Позже
Суздаль упоминается в летописи, когда говорится о
восстании волхвов в 1024 г. из-за неурожаев.
Есть конечно ещё упоминание
Суздаля в
Степенной книге, что в 990 г.
Владимир Святославич крестил
Суздаль, но сама
Степенная книга была написана только в XVI в. При этом в 1890 г. в
Суздале праздновали 900-летие крещение города. В первое время
Суздаль был центром волости сначала
киевских князей, потом
переяславских (из
Переяславля, ныне
Переслава-Хмельницкого, что в Киевской области, а не из
Переславля-Залесского). При этом сами князья не жили в городе, а оставляли наместников для управления. В 1107 г.
Суздаль осадили и захватили
волжские булгары. В 1125 г. после смерти
Владимира Мономаха произошло деление Руси между его сыновьями.
Суздаль достался
Юрию Долгорукому, который в 1120 г. возглавил поход против
волжских булгар. Он сделал его столицей
Ростово-Суздальского княжества, которой
Суздаль и оставался до 1157 г. когда Сын
Юрия Андрей Боголюбский перенёс столицу во
Владимир. В 1238 г.
Суздаль был сожжён
Батыем, а его окрестности разорены. Некоторое время в середине XIII в.
Суздаль был столицей обособленного
Суздальского княжества.
В 1257 г. монголы провели в городе перепись и поставили
баскаков для сбора податей. С середины XIV в.
Суздаль становится столицей
Суздальско-Нижегородского княжества, позже столица переносится в
Нижний Новгород. В конце века, в 1392 г. Московский великий князь
Василий I Дмитриевич (сын
Дмитрия Донского) захватил
Нижний Новгород и они вместе
Суздалем вошли в состав
Великого княжества Московского. С тех пор в
Суздале правили наместники Московских князей, а потомки суздальских князей служили при дворе московского князя. В 1565 году
Суздаль попал в число
опричных городов. Ввиду активного строительства монастырей и церквей по всему городу начиная с XVI в.
Суздаль становится одним из религиозных центров на Руси, на тот момент в городе насчитывалось 11 монастырей. В
Смутное же время суздальцы не присягнули
Шуйскому сдались
тушинцам и литовскому шляхтичу
Лисовскому. В период
смутного времени Суздаль очень сильно пострадал от польско-литовских захватчиков, а уже в 1634 г. на
Суздаль разорили крымские татары.
В 1655 г. от чумы умирает половина населения
города. Однако, уже в 1681 г. в
Суздале было 515 дворов и 6145 жителей. С середины XVII в. наблюдается период небольшого экономического подъёма. Но в 1798 г. епископская кафедра переносится из
Суздаля во
Владимир и
Суздаль становится рядовым провинциальным городком, так как находится в отдалении от основных торговых путей и железной дороги из-за чего промышленность и торговля в городе не развивалась. Вероятно именно это и позволило городу сохранить свой исторический облик. В 1913 г.
Суздаль посещает
последний Русский Император Николай II со своими дочерьми, великими княжнами
Ольгой,
Татианой,
Марией и
Анастасией с празднованием 300-летия Дома Романовых. Советское время не обошло
город стороной, в городе было снесено 15 церквей, и только в 1967 г.
Суздаль становится городом-музеем. Из
города были выведены все исправительные учреждения. В 1992 г.
ЮНЕСКО включила белокаменные памятники
Суздаля в список объектов
Всемирного наследия.
Вторая партия фотографий.
Усыпальница князей
Пожарских.
Д.М.Пожарский, который был главой
Второго народного ополчения, освободившего
Москву от польско-литовских интервентов, скончался в 1642 г. в
Москве. Собственно все полагали, что и захоронен он в
Москве, однако как потом выяснилось захоронен он был именно в родовой усыпальнице в
Спасо-Евфимиевом монастыре в
Суздале. Однако, так как род
Пожарских пресёкся по мужской линии со смертью его внука Ю.И.Пожарского в 1682 г., не оставившим после себя детей, усыпальница со временем была заброшена и в 1766 сломана «за ветхостью». Только лишь в 2009 году мраморный склеп был окончательно восстановлен и 4 ноября открыт президентом Российской федерации
Д.А.Медведевым.
Успенская трапезная церковь.
Это невероятной красоты крыльцо Спасо-Преображенского собора. Собор построен в во второй половине XVI в. и является доминантой
монастыря. Однако, Спасо-Преображенский храм был тут и ранее, ещё в XIV в. но так как был деревянный, то его уничтожил пожар 1507 г.
Звонница монастыря состоит из нескольких разновременных пристроек. Самой первой частью звонницы был 9-ти гранный столб построенный одновременно с собором, во второй половине XVI века.
Спасо-Преображенский собор со временем тоже неоднократно видоизменялся, расширялся и к нему что-то пристраивалось.
Внутренний разноцветный портал Спасо-Преображенского собора с "
дыньками". Вообще внутри собор очень красивый. Снаружи он как-то не отличается особыми декоративными элементами, но внутри очень красиво.
Всякая сувенирка для туристов по каким-то космическим ценам, примитивная проводная компьютерная мышь, к тому же с ковриком стоит аж 4500 рубь. Да она конечно раскрашена, но чёрт побери этоже компьютерная мышь. На кого это интересно рассчитано?
А это разные красивые рисуночки в графике висят в монастыре, они не продаются.
А это чугунные половые плиты - очень круто. Честно говоря подобные решения встречались нам почему-то только в соборах.
Весь собор украшен фресками XVII в. известных мастеров
Гурия Никитина (расписывал
Архангельский собор в
Московском Кремле) и Силы Савина. Собственно эти фрески-то и являются основной гордостью собора.
На полу красивая мозайка. А теперь вернёмся к
первой части, когда
я писал про исполнение акапеллы "да исправится молитва моя"
мужским хором Благовест, представьте теперь - мужской хор, церковное пение, отдающее эхом от стен и колонн собора XVI века, древние фрески на стенах изображающие библейские мотивы и жития святых... это надо слышать.
Архимандритский корпус построн в первой половине XVII в. Вот по этой деревянной лесенке можно подняться на балкон, откуда открывается хороший и собственно самый известный вид на архитектурный ансамбль
монастыря.
Ну и так просто тут можно несколько прикольных фоток сделать.
Собственно вот самый известный и хороший вид на архитектурный ансамбль
монастыря. Честно признаюсь мне не лучшим образом даются самые известные виды каких-либо мест, эта фотография вообще на телефон сделана, потому что к тому времени батарейка в фотоаппарате уже села.
Это мы зашли в очередной музей
монастыря. Там представлено много старых и интересных изданий.
История государства Российского Карамзина - издание 1818 года, 2 века книжке.
Я уверен, что большинство из Вас слышало имя и фамилию автора данной работы -
Клара Цеткин, но скорее всего НИКТО из Вас не знает кто это такая? Ну чего лукавить? Я тоже не знал, ну так давайте вместе и узнаем.
Клара Цеткин - немецкий политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, активистка борьбы за права женщин (сейчас модно говорить феминистка), а ещё считается, что именно она является автором идеи Международного женского дня - 8 марта. Правда когда
Клара выступала в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене - она предложила учредить международный женский день, когда женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. Но вот прошло сто лет и что мы имеем? Международный женский день - это день когда женщине официально можно не готовить и не мыть посуду, и вообще не заниматься домашними делами, и её никто не осудит в этот день, а мужики должны дарить тюльпаны и другие ништяки в этот день ВСЕМ окружающим их дамам. Иными словами и первоначальное предложение
Клары было дебильным и его вооплощение тоже, даже не знаешь что более дебильное.
Разные палки с железяками на конце, а снизу камни круглые.
Аптекарский огород
Спасо-Евфимиева монастыря. Незнаю почему, но мне нравтяся монастырские сады и аптекарские огороды.
Детская площадка.
Красота монастырского сада.
Можно чуть присесть передохнуть от гуляний по
монастырю, потому что устаешь реально, тут много чего есть посмотреть.
Это мы поднялись на стену и прошли в одну из башен, где устроена подобная экспозиция.
Бойница.
Вид на внутренний двор
монастыря с монастырской стены. Ладно пора дальше идти уже.
Тоже довольно известные виды
Суздаля с участием реки Каменки за монастырской стеной
Спасо-Евфимиева монастыря.
Вид на стены
монастыря с моста через речку.
А такие вот жилые домики на другой стороне реки. Отличительная черта сложные резные наличники на окнах -
Суздаль этим в принципе славится.
Башня ограды
Свято-Покровского женского монастыря.
Петропавловская церковь, стоящая отдельно от
монастыря. Внутрь не заходили.
Красивая цветочная лужайка словно живописный ковер раскинулась пред Покровским собором
монастыря.
Сам Покровский собор
Свято-Покровского женского монастыря.
Монастырь конечно попроще нежели
Спасо-Евфимиев, однако тоже довольно значимый. Во-первых основан
он тоже Бог знает когда, аж в 1364 г. конечно от построек того времени, от деревянных построек ничего не сохранилось, но всё же. Во-вторых в период XVI-XVII веков
Свято-Покровский женский монастырь был одним из крупнейших на Руси. В-третьих в
монастыре были пострижены в монахини многие представительницы известных аристократических и даже царских фамилий:
Инокиня Александра - дочь
Великого князя Московского Ивана III Васильевича,
Соломония Сабурова - жена
Великого князя Московского Василия III (сын
Ивана III и отец
Ивана IV (Грозного)), Анна Васильевна Бельская - двоюродная сестра
Василия III,
Евдокия Сабурова - жена
царевича Ивана Ивановича (сын
Ивана IV (Грозного)),
Феодосия Соловая - вторая жена
царевича Ивана Ивановича,
Анна Васильчикова - жена
Ивана IV Грозного, и многие-многие другие известные особы.
Шатровая колокольня Покровского собора соединённая с ним галереей.
В общем чуть побродили по
монастырю, заглянули внутрь да пошли дальше,
монастырь ныне не такой большой. А это прям очень душевный вид - домик деревянный с наличниками резными и Москвич старенький, зелёный с колпаком на одном колесе.
Казанская церковь на торговой площади, а за ней
Воскресенская. Внутрь не заходили не в одну из них.
Соборная колокольня шатровая с часами на территории
Суздальского кремля.
Богородице-Рождественский собор Суздальского кремля. Известная Суздальская достопримечательность, очень хотели туда попасть, но не успели, уже было закрыто. В принципе в
кремле мы никуда зайти не успели - уже всё было закрыто, а жаль, зато есть повод вернуться, и мы обязательно вернёмся.
Архиерейские палаты
Суздальского кремля.
Никольская деревянная церковь в
Суздальском кремле. Очень люблю деревянные церкви.
Церковь была построена как тогда было модно целиком из дерева без единого гвоздя. Так-то её тут изначально небыло,
Никольская церковь была построена в 1766 г. в селе Глотово, Юрьев-Польского района, и только в 1960 г. была перевезена в
Суздаль как первый экспонат Музея деревянного зодчества, в котором мы тоже не были.
Собственно вид на основные
кремлевские постройки - уцелевшие постройки, потому что стен кремлёвских давно уже нет, они были деревянные на валах и сейчас остались только валы. Что мы тут видим? Архиерейские палаты с Благовещенской трапезной церковью на переднем плане, купола и барабаны
Богородице-Рождественского собора и шатёр соборной колокольни.
Торговые ряды. Мне почему-то нравятся кстати в разных городах почти одинаковые торговые ряды, ну нет, они отличаются конечно, но я имею ввиду, что их невозможно не узнать.
Торговым рядам кстати тоже уж как два века, они были построены по проекту архитектора Алексея Вертинского в 1811 г. На торговой площади кстати тоже проходили съёмки любимого многими фильма -
Женитьба Бальзаминова.
Центральные ворота
торговых рядов со шпилем. Мы тут кстати на этой торговой площади взяли огурки и мёд. И то и другое супер было. Огурцами
Суздаль вообще славится.
Очень необычная колокольня
Воскресенской церкви на торговой площади.
Церковь была построена в в 1720 г. на месте сгоревшей в 1719 г. деревянной
Воскресенской церкви, стоявшей на этом месте ещё с XVI в.
Торговые ряды со стороны реки Каменки.
Один из традиционных видов
Суздаля, ну только без плав.средств. Природа картинной красоты, как тут изящно изгибается речушка.
А это нраядная колокольня с деревцами на шатре
Антипиевской церкви, а за ней
Лазаревская.
Церковь построена в 1745 г. Ну собственно кроме колокольни, одной из самых заметных в
Суздале она более ничем не интересна.
Колокольня очень красивая.
Часть1