Бензина не будет. Почему Украине угрожает топливный коллапс?
Nov 14, 2018 12:05
Украинские эксперты предрекают стране острую нехватку топлива, если Россия прекратит экспорт нефтепродуктов. Для Киева такой расклад кажется весьма неприглядным. Но куда хуже его фундаментальные причины: пока украинские власти захлебывались в антироссийской истерике, их нефтяное хозяйство окончательно загнулось.
Если поставки российских нефтепродуктов на Украину прекратятся, то сразу может ожидать топливный коллапс, об этом заявил эксперт киевского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
По его словам, на Россию приходится почти две трети импортируемого топлива, поэтому прекращение поставок станет катастрофическим ударом для украинского рынка. «Если действительно Россия прекратит поставки, то у нас действительно наступит коллапс в секторе нефтепродуктов, и он может длиться до полугода, пока ситуация стабилизируется и рынок переориентируется», - заявил Корольчук.
Согласно данным таможенной статистики, за неполный 2018 год Украина импортировала из Российской Федерации нефтепродуктов на 1,6 млрд. долл. В их числе не только бензин, но и масла, а также дизель и мазут, используемый в том числе и для нужд ТЭС и ТЭЦ.
Таким образом, доля России в суммарном импорте составила 36,4%. Однако если добавить к этим цифрам поставки из Беларуси, осуществляющей реэкспорт российского топлива, то получится 76,5%. В сумме российские и белорусские компании заработали на украинцах 3,4 млрд. долл. в январе-октябре текущего года. И стоит заметить, что в последние годы цифра импорта динамично росла: в 2016 г. - 2,4 млрд., в 2017 году - уже 3 млрд.
[Spoiler (click to open)] Конечно, на импорте топлива негативно отразился рост нефтяных котировок. Что не удивительно, если учесть, что за полтора года нефть марки brent проделала путь от 45 долларов за бочку до 86 долларов в октябре текущего года. Виной всему, к слову, политика нового «друга» украинских элит Дональда Трампа, который в этом году «атаковал» Иран нефтяными санкциями и почему-то даже не посоветовался с украинским руководством.
Так или иначе продолжающийся скачок цен и стал причиной удвоения импорта. Впрочем, украинским автолюбителям, а также энергетикам и фермерам от этого не легче.
Но сделается ли их жизнь труднее, если Россия перекроет поставки нефтепродуктов?
В ноябре 2018 года Москва объявила о прекращении поставок в Белоруссию бензина, дизельного топлива и мазута, пока до конца следующего года. То есть это означает, что белорусский реэкспорт временно прекратится. Однако белорусские НПЗ, отправляющие 80% своей продукции на экспорт, вместо перепродажи российского бензина могут нарастить поставки топлива собственного производства, что со временем компенсирует долю России.
Впрочем, наказать Украину так, как это сделало ее руководство после 2014 года - Россия не в силах. За годы президентства Петра Порошенко была окончательно развалена стратегическая для экономики отрасль. Конечно, многое было сделано в девяностые годы - с 1990 по 2000 г., когда Украина потеряла 70% нефтепереработки.
Второй удар был нанесен в двухтысячные годы. В 2007 году один из последних и крупнейших работавших НПЗ - Кременчугский - был захвачен группой «Приват» Игоря Коломойского. В последующие десятилетие предприятие уверенно деградировало. В отличие от своих белорусских или российских собратьев, предприятие так и не прошло модернизацию и не освоило выпуск качественных бензинов на приемлемой производственной загрузке мощностей. В результате чего, сегодня НПЗ может произвести в год порядка 2-2,5 млн. тонн нефти при проектной мощности 18 млн. т. в год.
Однако в 2014 году украинская нефтепереработка получила второй шанс в виде обвала нефтяных котировок. Помнится, в 2015 году избыток дешевой нефти привел к тому, что мировой танкерный флот дрейфовал в океанах не как средство доставки топлива, а средство его хранения. Дешевизна сырья могла обеспечить полную загрузку НПЗ и стать толчком к его модернизации. Тем более, что наличие незамерзающего порта в Одессе могло позволить Украине загонять простаивающие танкеры в свою гавань, не прибегая к импорту нефти из России.
Но подобная сказка - не для постмайданных реалий. Грамотно воспользоваться событиями на нефтяном рынке сумела, например, Литва. После 2015 года литовский НПЗ в г. Мажейкяе загрузился дешевым сырьем и вышел на рекордные финансовые результаты.
А вот украинская элита, судя по всему, даже не собиралась снимать бензиновые сливки. Вместо этого группа Коломойского прокручивала различные махинации с нефтью. В частности, имел место большой скандал из-за незаконного присвоения государственной нефти. В результате чего, последний украинский НПЗ по больше части «проспал» нефтяной обвал 2014-2016 годов, произведя смехотворные объемы готовой продукции.
Так был утрачен очередной и, возможно, последний шанс возрождения нефтепереработки. Итог должен опечалить украинских патриотов - почти 80% поставок так или иначе связаны с Россией. И альтернативы этому нет, если, конечно, граждане и бизнес не захотят платить за бензин по европейским расценкам. Ранее ровно то же самое произошло с производством удобрений - зависимость от российского импорта также возросла до критических значений.
Теперь без «агрессора» не заправишь ни личный автомобиль, ни трактор, пашущий землю, удобренную продукцией российского «Еврохима».