«Спасительница журналистов» Виктория Зуева: «Я бы и на костылях ринулась на помощь»
May 15, 2017 13:03
Друзья и знакомые часто спрашивают: «А как там поживает женщина, которая спасла журналистов, а сама пострадала?» Честно говоря, и самим жутко интересна судьба этой героической дончанки.
В конце января этого года Виктория Зуева совершила настоящий подвиг. Во время обстрела жительница Киевского района осталась неравнодушной к абсолютно незнакомым людям. Она спустилась и открыла дверь подъезда журналистам и спасателям, которые приехали для выполнения своего профессионального долга.
Виктория запустила ребят в подвал, а сама направилась в квартиру на третьем этаже. В это время снаряд упал прямо возле подъезда. Дончанка была ранена на лестничной площадке. Спасительницу госпитализировали в больницу.
Узнали адрес Виктории Зуевой и напросились к ней в гости. Женщину уже выписали с больницы. Её пятиэтажка стоит почти на передовой: лицом к Путиловской роще, за которой виднеется Спартак. Рядом террикон Бутовской шахты, а вдали рукотворные холмы Макеевки. Всё это обстреливается практически каждую ночь.
[Spoiler (click to open)] На пороге нас встречает вся семья: бабушка Нина, мама Вика и девочка-семиклассница Алина.
- Тише стало в последние дни? - заводим разговор, сидя за чашечкой кофе.
- В прошлую ночь было просто «ховайся». У нас такие бои идут иногда. Всё дрожит от взрывов. Даже на День Республики на Спартаке слышали разрывы, - говорит Виктория.
Замечаем новые окна в зале и кухне. Несколько месяцев назад вместо остекления, которое вылетело из-за обстрелов, был натянут полиэтилен.
- К майским праздникам работники министерства по чрезвычайным ситуациям подарок нам сделали, - объясняет женщина. - Ребята поставили окно на кухне и в зале, а ещё установили нам новые батареи. Они тоже были повреждены осколками.
На почётном месте в зале стоит медаль «За содействие делу спасения». Её Виктории вручили прямо в больнице.
- Да, спасатели работают хорошо. Дело своё знают, да ещё и людям помогают, - подхватывает Нина Ивановна. - Вон знакомому старику откачали воду из сливной ямы по одному звонку. Подругу-ветерана мою на День Победы приехали поздравлять целей компанией - ей было приятно.
- Куда работать после восстановления? Может спасателем? - спрашиваем Викторию.
- Да кто ж меня возьмёт, - отвечает женщина со смущением. - Я раньше швеёй на хозяина работала, потом кондуктором на автобусе. А до начала войны была посудомойщицей в столовой аэропорта. Пока его не начали обстреливать. Потом дворником в свой двор устроилась. А теперь куда я на костылях? Это ничего, я их скоро брошу! Вот на днях в больницу собираюсь, скажут, что дальше будет.
Мать Виктории говорит, что в спасатели Викторию действительно хотела устроить волонтёр из Киевского района. «Тимуровец» пообещала пробиться к министру и попросить его о помощи. Зуевы были против этой инициативы - не хотели, чтобы люди думали, что они у кого-то просят помощи. Но женщина-волонтёр, сказала, что всё равно сделает по-своему.
Закон бумеранга работает
Дочь Виктории Зуевой - Алина, до сих пор не до конца отошла от перенесённого кошмара в тот злополучный день.
- Когда Алина вспоминает тот день, начинает плакать. По телевизору как-то начался репортаж. Показывали кадры обстрела нашего дома, мои крики. Так у неё слёзы с глаз полились. Мы стараемся об этом не говорить, - делится с нами мать-одиночка. - Алине предлагали поехать в лагерь. Она отказалась, осталась дома.
- Когда Вика лежала на лестничной площадке и кричала, ребёнок страшно испугался! - добавляет бабушка Алины. - После школы девочка всегда быстро идёт домой, никогда не задерживается. Мало ли какая ситуация. Вдруг обстрел или ещё что!
- Почему именно вы выскочили на помощь людям?
- А как бы я жила, зная, что погибли люди? - вопросом на вопрос спокойно отвечает Виктория. - Ведь я слышала, как подъехала машина с журналистами, как они бросились к двери. Стали звонить куда-то и говорить: «Обстрел сильный. Дверь заперта, мы не можем войти!» Я и пошла открывать. Ещё успела пожурить их, чего под снарядами бегают, жизни свои не жалеют.
Журналист, которого Виктория спасла, часто звонит и интересуется её здоровьем. А Нина Ивановна говорит, что для неё он стал, как родной сын.
- Я бы и сейчас на костылях выбежала бы и открыла людям дверь, если бы это, упаси Господь, понадобилось. Людей нельзя в беде оставлять. Они приехали нас спасать, а сами попали под обстрел. Это же наши родненькие люди! - добавляет спасительница после небольшой паузы.
- Вы помогли людям, а когда сами оказались в беде, вам помогали?
- Все мои знакомы и друзья откликнулись на моё горе. Приезжали в больницу, сейчас навещают меня дома. Со всех работ, где я работала раньше приезжали мои бывшие коллеги. Они с любовью ко мне относятся.
Черепашку прячут в подвал
Под обстрелом Виктория Зуева вместе со своей дочерью Алиной оказались и утром в тот же день. Вот только тогда им удалось себя спасти.
- Мы с Алиной в этот день ходили за хлебом. Когда возвращались, дошли до восьмого дома, и над нами пролетела мина. Потом было затишье, мы бегом побежали до общежития. Опять свист - упало в частный дом. Алинка говорит: «Мама, мама, что делать?» И тут я решила: «Что есть силы, бежим к подъезду!» Только за угол забежали, и над нами пролетело снова. Попало в соседний дом, он загорелся. Мы забежали в подъезд, потом в квартиру и тут попало в наш двор.
Осколками прорвало газовую трубу. Ремонтировать повреждения приехали газовщики. Вместе с ними корреспонденты и спасатели. Начали эвакуировать стариков. После этого начался тот самый обстрел. Его Виктория Зуева вспоминает почти каждый день.
- А почему вы не уехали, когда эвакуировали людей?
- Я лично с квартиры никуда не уеду. Если суждено, то везде найдёт. А старики уже вернулись, - отвечает Нина Ивановна.
Как только собрались уходить заметили черепашку, которая спряталась в углу дивана. Это талисман семьи Зуевых.
- Симу подарили Алине на день рождения как раз, когда зарождалась Республика. Она всю войну вместе с нами, - говорит Виктория Зуева. - Алина её и в подвал прятала, когда обстрелы были. Ещё у нас и рыбки были, вот только когда остекления не было, они все замерзли.