В Донбассе возобновлена плата за водоснабжение - хотя сама подача воды как была, так и осталась по графику, на несколько часов в день. Скандал грянул почти сразу. Выяснилось, что во фронтовом регионе стоимость воды аналогична тарифам мирных российских городов, в счетах обнаружились ошибки - иногда на слишком большие суммы, мгновенно образовались огромные очереди на поверку водяных счётчиков - люди записываются уже на ноябрь. Очереди из мирных жителей стоят под военным небом - в нём летают вражеские беспилотники, и каждый поход в офис «Воды Донбасса» может закончиться для дончан трагично.
Тем, у кого есть водомеры, повезло - рано или поздно их проблемы как-то, но решатся. Что делать тем, у кого счётчиков нет, власти не говорят - люди будут оплачивать 24-часовую подачу воды, в то время как на самом деле она подается всего несколько часов в вечернее время.
Когда увидел счет за воду, не поверил
Когда житель Донецка Константин Голубничий обнаружил в своем почтовом ящике аккуратно сложенный листочек под названием «Счет на оплату услуг централизованного водоснабжения за август», он не поверил глазам. В квитанции жирно значилась цифра четыре с тремя нулями. По словам Голубничего, первым делом промелькнула мысль, что это ошибка, ведь у него поставлен счетчик на холодную воду, и по его подсчетам, раньше всегда выходило около 45 рублей в месяц.
«Потом я вспомнил, что давно не делал поверки, года два точно, в Донецке шли обстрелы, и я опасался ходить по коммунальным службам. Думаю, что и многие не ходили. У нас ведь действовал мораторий на оплату воды», - говорит дончанин.
Мораторий на взимание платы за услуги водоснабжения был введен с 1 марта 2022 года Комитетом обороны республики, после фактического уничтожения украинскими боевиками насосной станции третьего подъема канала «Северский Донец-Донбасс». Бесплатная подача воды была справедливым решением, учитывая тот незначительный её объем, который эпизодически появлялся в кранах жителей ДНР.
Константин стал звонить в компанию «Вода Донбасса», от имени которой приходят счета, но, увы, телефон был постоянно занят или в трубке было молчание. К слову, корреспондент «Антифашиста», по примеру Голубничего, также пыталась много дней подряд дозвониться до «Воды Донбасса» - с аналогичным результатом.
Отложив телефон, Константин вооружился калькулятором и принялся за самостоятельные подсчеты. Умножив тариф в 500 рублей на количество прописанных в его квартире, а затем на количество лет, когда не делалась поверка, он приблизительно получил исходные четыре тысячи, записанные в квитанции.
«Они посчитали за эти два года, когда был мораторий, и плата не должна была взиматься, и не учли мой счетчик на воду. Раз поверки не было, то, значит, и счетчика как бы нет», - пояснил Константин.
Разобравшись с расчетами, дончанин, тем не менее, считает такой подход к начислению за воду, несправедливым. Мораторий был, но компании «Вода Донбасса» он как будто неизвестен. Голубничий не сомневается, что не один находится в такой ситуации, и другим жителям Донецка приносят аналогичные счета с непонятными цифрами.
Вода по часам, а нормативы ростовские
О том, что проблема со счетами за воду имеется и принимает обвальный характер, можно судить по очередям, которые, ни свет, ни заря, выстраиваются возле офисов «Воды Донбасса». Даже в главном офисе на Щорса,110 людской поток выходит далеко на улицу. На вопрос «за кем я буду», журналисту сразу ответили, что если на поверку счетчика, то запись идет уже на ноябрь месяц.
В очереди волновались. По словам людей, им начисляют астрономические суммы без расшифровок.
«Безобразие, никто не предупреждал, что с нас будут брать деньги за воду, да еще такого качества. Только в августе сообщили, как снег на голову. Мы бы сделали эту поверку раньше», - возмущается одна из стоящих в длинной очереди.
Сообщение о том, что в ДНР отныне будет браться плата за воду, появилось в интернете в конце августа, 28 числа, однако счет водоканалом выставлялся за весь август, то есть задним числом. И этот факт вызвал больше всего нареканий в очереди.
Немало вопросов вызвали у дончан нормативы подачи воды и тарифы.
«Чертков (первый зампред правительства ДНР - ред.) недавно говорил, что тем, у кого нет водомеров, установят нормативы подачи воды, как в Ростове. Только в Ростове из 24 часов подачи воды ее подают все 24, а у нас 3-5 часов, и то не всем и не всегда», - заметил один мужчина из очереди.
По его мнению, заявление вице-премьера о том, что дотации «Воде Донбасса» якобы закончились, следует понимать так, что компания «перешла на самоокупаемость и потому рисует астрономические цифры, пытаясь снять, таким образом, деньги с потребителей воды».
Следующим объектом нареканий стали тарифы на воду. Как ранее сообщалось, для домов и квартир, оборудованных водомерами, в ДНР установлена такса 32,42 рубля за кубометр. В Ростовской области за кубометр воды тариф чуть выше - 34,92 рубля. Однако, как пояснили в очереди, в Ростове можно на такой воде сварить борщ, а в ДНР разве что промыть туалет.
По словам жительницы Калининского района Ирины С., по поводу плохого качества воды она неоднократно обращалась в офис компании письменно и лично. Ей ответили, что подаваемая вода соответствует «Технологическому режиму подготовки питьевой воды в условиях чрезвычайной ситуации», так что жаловаться нечего. «Нам Чертков заявил, что вода при выходе с фильтровальной станции соответствует санитарным нормам. Какие могут быть еще вопросы», - заметила она, добавив, что, несмотря на заявления должностного лица, то, что течет из крана видно невооруженным глазом. Ужасающее качество донецкой воды отмечают и московские корреспонденты. Так, недавно Дмитрий Стешин в своем телеграм-канале выложил видео набора воды из крана - в пятилитровый бутыль течет жижа коричневого цвета. Недавно в Донецке и прилегающих городах вода отсутствовала три дня (кое-где, два). Жители делали запасы, наполняя все ёмкости, включая ванны. После этого корреспонденту «Антифашиста» пришлось тщательно её отмывать - стенки покрылись налётом, а дно - жирным слоем, на котором легко было поскользнуться и упасть. Такая вот реальность - моем ванну после воды. И это - в центральном районе города.
В очередях с риском для жизни
В конце концов, из-за людского шума в очереди, вышла сотрудница компании и пояснила, что все несогласные со счетами, выставленными задним числом за август, «имеют право отправиться в абонентский отдел и написать заявление». Так следует поступать, если есть недовольные и качеством воды. В этом случае на место вышлют специалиста для фиксации ситуации и произведения перерасчета.
«Если есть вопрос с начислением или качеством воды, пишите заявление, мы все рассмотрим», - сказала она.
Эти слова толпа встретила неодобрительным гулом. По словам одной женщины, собирать такие длинные очереди преступно, потому что люди вынуждены стоять с риском для жизни.
«У нас военные действия и вражеских беспилотников никто не отменял. Недавно одна моя знакомая пошла в офис насчет оплаты, ей выставили какой-то астрономический счет, хорошо, что пришла поздно, контора на Текстильщике, так за час до ее прихода был налет беспилотника, были раненые», - рассказывает она.
Многим людям действительно страшно, но выбора нет: либо оплачивайте выставленные счета, либо стойте в длинных очередях, подвергая себя риску.
За что платить, если воды нет?
Жителей Горняцкого района Макеевки волнует вопрос, откуда берутся огромные суммы за воду, если воды нет вовсе, как со счетчиком, так и без него.
«Буду разбираться, - говорит Ирина Савицкая, - у нас месяц как нет воды, и на тебе, счет за воду пришел!».
По ее словам, круглая сумма платы за воду появилась в ее личном кабинете на сайте компании. Это удивило Ирину, потому что все знали о моратории на оплату воды.
«Мы об этом знали, потому не делали поверку счетчиков из-за обстрелов. А теперь с нас хотят получить деньги за два с половиной года», - сокрушается она.
Макеевчанка обращалась в офис компании, разговаривала со специалистами, пытаясь доказать, что ей начислили неправильно.
«Меня отослали в абонентский отдел с заявлением, прекрасно зная, что надо иметь железное здоровье, чтобы выстаивать по 6-8 часов», - говорит она.
Даже если предположить, что есть счастливчики, которые, выстояв очередь, прорвались к специалисту компании, и, возможно, получили перерасчет, «процент этих прорвавшихся будет ничтожно мал», считает жительница Макеевки.
Не решилась выстаивать очередь и Светлана Вольнова из Донецка. Женщина работает педагогом и не может, по ее словам, отпрашиваться с работы для того, чтобы выяснить какую ошибку допустили сотрудники водоканала в счете за воду. Она знает, что за просрочку оплаты будет взиматься пеня, а длительная неуплата может привести к судебным разбирательствам.
«Я как-то дозвонилась в компанию, и мне сказали, кто не будет платить, они будут разговаривать с такими в суде. Я представляю, сколько может быть таких исков, если у нас только в Донецке около 600 тысяч жителей, а абонентских отделов всего девять», - говорит она.
То предоплата спишется, то счет увеличится
Странные вещи происходят и с личными кабинетами пользователей «Воды Донбасса».
По словам Светланы, когда 28 августа она узнала, что за воду надо будет вносить плату, сразу решила посмотреть свой личный кабинет: «Я обнаружила, что мне насчитали за месяцы, когда действовал мораторий. Потом, через несколько дней, мой долг в 1 125 рублей, почему-то стал 1 825 рублей».
По мнению Светланы, это технический сбой, но проблема в том, что нельзя было посмотреть расшифровку начисленного.
У соседки Вольновой, Ирины, проживающей на улице Розы Люксембург, ситуация немного иная. По ее словам, с ее счета списалось 350 рублей предоплаты, а долг остался прежним.
«Личный кабинет - это просто наказанье, - говорит женщина. - Там только выставленный долг, а куда они дели распечатку? Невозможно понять, за что именно мне выставляют сумму и куда с моего лицевого счета пропадают деньги».
Ирина решила вступить с компанией в переписку, но не добилась внятного ответа: «Я написала им с просьбой пояснить, откуда такой долг в почти тысячу рублей, и почему не была учтена моя предоплата при его погашении. Ведь она списалась со счета. И про качество воды тоже написала, потому что согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 за номером 354, компания предоставляет некачественные услуги, вода при отстаивании имеет толстую жирную пленку и иногда отдает сероводородом. Написала, что если не ответят, я выставлю претензию по законам Российской Федерации».
Ответ пришел, но, по словам Ирины, это была фактически отписка: «Написали, что межповерочный интервал моего прибора истек еще в 2023 году. Расчет производится согласно нормам водоснабжения, согласно количеству прописанных человек, а качественные показатели воды соответствуют технологическому режиму подготовки воды в условиях чрезвычайной ситуации. Посоветовали по всем вопросам обращаться лично в абонентский отдел».
Так что же делать?
После долгих попыток связаться с компанией «Вода Донбасса» журналисту «Антифашиста» все же удалось это сделать. На вопрос, как поступать жителям ДНР, если замечены ошибки при начислении за потребляемую воду, сотрудница офиса сказала, что для начала нужно попытаться завести личный кабинет и фиксировать выставленные счета, лучше всего скриншотами. Если потребитель воды считает, что с его счета незаконно списываются деньги, следует написать оператору с требованием их возврата.
Скорее всего, для исправления ошибки, если она имела место, человека пошлют в абонентский отдел. Жителям наиболее обстреливаемых районов, Петровского или Кировского, сотрудница компании предложила ехать в главный офис, расположенный в Киевском районе на улице Щорса,110.
И еще надо составлять все заявления в двух экземплярах - копию с регистрационным номером, фамилией и подписью исполнителя, принявшего заявление, следует оставить себе. Ответить на требование сотрудник компании должен в течение 30 дней.
Напомним, на прямой линии 5 сентября первый заместитель председателя правительства ДНР Андрей Чертков заявил, что можно спокойно платить по выставленным ГУП «Вода Донбасса» счетам - деньги, в случае переплаты, никуда не денутся, после 15 сентября базу поправят, а лишние средства уйдут на следующие месяцы.
Однако доверия к его словам, судя по отзывам, немного. Такие действия по отношению к людям со стороны государственного предприятия, жители ДНР, которым пришли счета с непонятными суммами, считают недопустимыми. Они не против платить за воду, но адекватную цену, сопоставимую с условиями жизни на линии фронта, а не с нормативами и тарифами соседней Ростовской области, где вода подается круглосуточно, а качество её несравнимо с донецкой.
Наталия Клепикова зы: Вот так и живем...Сейчас 10.40, воды нет,но я за нее плачу...За троих человек. Хотя живу один с 2014 года... И никого это не волнует... Не такого мы ждали прихода России...А так всех с праздником, россияне...ага...всех кто выжил...и еще не умер...