ЭКОЛОГИ БЬЮТ ТРЕВОГУ: В ЧЕРНОБЫЛЕ ГОРЯТ ЛЕСА

Jul 11, 2015 06:21



Украинские эксперты в сфере мониторинга пожаров и экологии рассказали в студии «ГолосUA», что одним из основных факторов возникновения пожаров в Чернобыльской зоне остаются поджоги, призванные скрыть незаконную вырубку деревьев. При этом они отметили, что в зоне отчуждения наблюдаются следы свежих вырубок - 2015 года. При этом некоторые из них происходят непосредственно в горельниках.

Чиновники успокаивают, экологи бьют тревогу

Глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко раскритиковала успокаивающий тон ведомств, считая, что они хотят скрыть от населения своей и других стран ту угрозу, которые несут в себе пожары в Чернобыльской зоне. «Действительно, с 28 апреля происходил пожар в Чернобыльской зоне и на другой территории, и огромная территория лесного массива тогда выгорела. Продолжительное время нас успокаивали тем, что пожар прекратился, что он локализован, но этот пожар продолжался около двух недель. Потом были отдельные локации на других территориях и уже потом - 29 июня - начался пожар именно на территории лесного хозяйства «Чернобыльская пуща», который охватил 130 га. Но буквально через неделю нас начали успокаивать - что да, локализованы шесть очагов, и почему-то назвали площадь в 27 га: 130 и 27 - это разные цифры. Возможно, они имели в виду отдельные локации этого пожара. И все это для нас, экологов, является серьезной проблемой, потому что мы понимаем, что это необычная территория», - рассказала она.

По ее словам, на протяжении 30 лет радионуклиды опустились и находятся в грунте, и низовой пожар - это «когда горит растительность, когда выгорает корневая система», поэтому именно из-за низового пожара» верхний слой грунта также выгорает, нижний слой разогревается, и часть радионуклидов все равно поступает в естественную среду». Кроме того, в результате этого пожара образуется зола, тлеющий слой и часть «переходит в аэрозоли», и «все это вместе с атмосферными массами по розе ветров распространяется далеко за границы территории, это - непосредственная угроза не только для этой территории».

«Успокаивающие реляции чиновников Минприроды и Госслужбы по ЧС нас не утешают, потому что мы имеем несколько подтверждений того, что это неправда», - заявила Тимочко. «Мы это наблюдали во время пожара на нефтебазе, когда Санэпидемслужба успокаивала людей тем, что нет загрязнения воды, потому что количество нитратов и жесткость воды в норме. Ну а если вы спрашиваете о загрязнении нефтепродуктами - на бензойную группу, то причем тут жесткость и нитраты к тому, что горит нефтебаза?» - привела пример эксперт. «Мы брали эти пробы именно в приближенной к нефтебазе дымовой смеси по ходу этого шлейфа и в дни пожара, и потом еще через 10 дней - на расстоянии 2, 3, 10 км. Так я могу вам сказать, что по этому шлейфу есть огромное превышение норм - мы об этом будем говорить на пресс-конференции 14 июля, лаборатория наша также будет давать результаты, но я хочу просто обратить ваше внимание», - рассказала Тимочко, возмущенная «безответственным, преступным поведением чиновников».

Коммерциализация Чернобыльской зоны ведет к катастрофе

Глава Всеукраинской экологической лиги уверена, что основной причиной пожаров является коммерциализация Чернобыльской зоны. «Я думаю, что это одна из причин возникновения пожаров, потому что, действительно, там находится огромное число людей, которые на протяжении 5-6 часов курят, окурки могут попадать на сухую растительность- раскладывают костры, охота и так далее, но я думаю, что главная причина не только эти поездки - экскурсионные и даже охотничьи, а то, что полностью эксплуатируется эта территория как объект сельскохозяйственной деятельности. Там тотально вырубаются леса, и для того чтобы скрыть результаты этой преступной деятельности, там просто устраивают искусственные пожары, потому что тогда нельзя доказать, росли ли тут деревья или их не было. Это первое. И второе: уничтожение лесов и пожары создают огромные участки, не покрытые никакой растительностью. Для этой территории - это катастрофа, потому что под влиянием ветра поднимается часть пыли, песка, легкого грунта и разносится на далекие расстояния», - считает Тимочко.

По ее словам, «специалисты бывали не раз на этой территории, очень далеко заходили вместе с людьми, которые исследуют эту территорию», и «видели уже вырубки 2015-го года». «Они уже все размечены, все эти кварталы, эти территории, и есть вырубки 2015-года, то есть идет тотальное уничтожение - под чистую срезается огромная масса леса и вывозится, кстати, без какой-либо проверки, за границы Чернобыльской зоны и там продается», - обеспокоена эксперт, напомнив участникам конференции, что доступ в зону ограничен.

«Если бы завтра с вами сели в автобус и туда поехали, то нас бы точно туда никто бы не пустил - ни журналистов, ни экологов, ни научных работников, какие бы мы документы не показывали бы, но туда тысячи людей попадают несанкционированно или с добровольного согласия тех, кто должен не пускать туда людей, и, кроме того, там полным ходом происходит хозяйственное освоение этой территории», - отметила она.

«Дикарская позиция» правительства

Директор Регионального восточно-европейского центра мониторинга пожаров Сергей Зибцев считает, что чиновники не сделали никаких выводов. По его словам, пожар в Чернобыльской зоне начался не 28-го,а 26-го, судя по данным, полученным со спутника.

«29-го там был премьер-министр. В 2007 году был большой пожар в Херсоне, там был президент. Президент Ющенко тушил тот пожар- Какие выводы из этого были сделаны? Никаких! Премьер-министр подышал немножко радиоактивным дымом. Собрали специалистов, собрали неправительственные организации, сказали: «У нас есть 100 тысяч гривен, мы можем снизить пожароопасность? Я сказал: «Можем, давайте». Мы эти деньги вложим в такие-то вещи, и мы снизим риски. Ничего такого не происходит», - раздосадован он тем, что на Украине произошел «самый большой пожар на Украине с 1998 года» и «в наиболее загрязненной зоне».

«Если посмотреть на причины, то мы подняли космические снимки за осень 2014 года. На самом деле, эти пожары - это торфяные пожары, и они годами длятся. Оно себе тлеет до момента жары. Потом этот торф обваливается, потом туда попадает сухая трава, и начинается пожар от поймы - там, где торфяники, потом он переходит на поле, потом на лес, а потом надо мобилизировать 500 спасателей, 100 автомобилей, два самолета, геликоптеры, потратить полмиллиона гривен, которые мы просим с 2007 года, чтобы установить системы раннего обнаружения. Нам не дают», - посетовал Зибцев и призвал направить запрос на имя премьер-министра Арсения Яценюка, так как «по неподтвержденной информации» в зоне отчуждения «происходит вырубка горельника от 26 апреля».

«Сейчас там рубят деревья, что это означает, если кто видел - это большие по 20-25 метров деревья падают, пыль эта поднимается, люди там работают, кстати, я не знаю, какие они там дозы получают на рубках, потому что пыли много. И насколько я знаю, этот радиоактивный лес, который сгорел, его вырубают таким же образом, как вырубают за зоной отчуждения в обычном лесном хозяйстве после пожара для того, чтобы не потерять прибыль от древесины. Его оперативно срезают и продают. Такая практика есть во всем мире, это нормально. Но не в зоне отчуждения!.. Мы написали экспертный вывод с прошением и подчеркнули, что никаких сельскохозяйственных мероприятий на территории после пожаров не нужно проводить. Другой пожар не возникнет на протяжении 6-7 лет, то есть с точки зрения пожароопасности эта территория абсолютно безопасна. Все там сгорело уже. Будут естественные сукцессии. Не надо туда людей посылать. Это загрязненная территория. Не надо там лес вырубать, потому что правильно сказала пани Татьяна, это барьерная функция лесов: если примерно один сантиметр лесного грунта уничтожен трактором, людьми, кабанами, чем угодно, радионуклиды начинают мигрировать - в грунтовые воды, Днепр, Черное море и так далее», - предостерег глава Регионального восточно-европейского центра мониторинга пожаров.

«Уже зафиксировано, что в результате нашего пожара, в белорусском Мозыре поднялся радиационный фон. Какое экологически ответственное государство позволит себе загрязнять территорию соседних государств? Это просто недопустимо», - заявил Зибцев. А Тимочко уточнила, что Украина «должна была предупредить страны, которые находятся рядом, о вероятной опасности - переносе радиоактивного загрязнения на другие территории». «И мы вам можем точно сказать, что такого предупреждения не было», - сказала она.

Эксперт также вспомнила, как «министр экологии Игорь Шевченко заявлял, что нет никакой угрозы». Кроме того, он предлагал уменьшить зону отчуждения с 30-километровой зоны до 10-километровой- «Это совершенно дикарская позиция. Потому что эта территория еще много-много лет - и не десятки, а сотни - будет представлять угрозу-», - уверена она.

здобулы, Украина

Previous post Next post
Up