Во время выступления в Государственной Думе председатель правительства Мишустин назвал одну из причин потребительской инфляции - жадность бизнеса, а первый вице-премьер Белоусов в интервью РБК заявил, что металлурги «нахлобучили» казну на 100 млрд рублей.
Правительство понимает, что главная цель бизнеса - прибыль, а цель правительства - устойчивое развитие и благополучие россиян. «Денег нет, а вы - держитесь» - пошлость, ушедшая в историю.
Заявление председателя правительства в Государственной Думе «о жадности бизнеса» - напоминание бизнесу, что правительство выделило из резервного фонда на борьбу с пандемией коронавируса 4 трлн руб.
Около 55% - на прямую и косвенную поддержку бизнеса, а бизнес ответил повышением цен на базовые группы товаров «с премией к мировым».
Повышение цен влияет на понижение потребления, снижает уровень социальной стабильности и возвращается бумерангом стагнации бизнесу. Когда увеличивают расходы государства на питание школьников, больных и солдат, строительство флота, мостов, дорог, школ и больниц, снижают возможности правительства помочь им же в кризисной ситуации. Также, что тарифы на электроэнергию и газ для бизнеса не «погнались за мировыми», а могли.
Цены повысили, а про заработную плату наемных работников забыли.
Как не назвать жадными, когда:
► оптовая цена на яйца в районе себестоимости, а на полке - в 2,5 раза дороже;
► поставщики строительных материалов и стали в период падения спроса, призывали правительство увеличить инвестиции в инфраструктуру для стимулирования спроса на их продукцию, «душились в очереди», подписывая долгосрочные контракты, а с момента роста цен их пересматривают;
► умоляли правительство отказать «Роснефти» строить металлургический комбинат на территории верфи «Звезда», аргументируя переизбытком металла на рынке, а сегодня предлагают «прокат по цене золота».
О реакции на заявления Мишустина и Белоусова
«Гайдаровцы» и крупныe собственники осудили «жадность» от председателя правительства. Мишустин не называл имен, но многие приняли это на свой счет. Белоусов сузил - металлурги «нахлобучили государство» на 100 млрд рублей.
От лица металлургов ответил глава отраслевого объединения «Русская сталь» и владелец НЛМК Владимир Лисин.
Он заявил, что «планы новых изъятий игнорируют рост налоговых отчислений и инвестиций ведущих компаний сектора».
Песков заявил: “Президент знаком с ситуацией” и посоветовал обращаться за комментариями в правительство.
Министр промышленности и торговли Мантуров провел встречу с собственниками металлургических холдингов. Разговор шел о скидках производителей при поставках стали на крупные проекты. Заложили в скидку возврат 100 млрд?
На форуме в Санкт-Петербурге Президент призвал металлургов не обижаться на правительство, что можно оценивать как поддержку правительства. Лед тронулся?
О чем не говорят производители и эксперты
Когда ФРС США включает печатный станок, а Белый дом «разбрасывает доллары с вертолетов», мировые цены на товары, торгуемые на биржах, растут. Российский бизнес успешно использует «вертолетные доллары», получая дополнительную прибыль.
Поскольку прибыль формируется в «офшорном тумане», на разнице между ценой в порту отгрузки и ценой потребителя, то бюджет из этого ничего не имеет.
Владимир Путин вразумил нефтяников посадкой Ходорковского, продававшего «скважинную жидкость» с «убытками», но «теневая дельта» у экспортеров осталась.
Когда в нефтянке появилась «Роснефть», а Сечин отказался «играть в дурака», то и другие нефтяники стали подтягиваться к налоговым индикаторам «Роснефти». Проблему урегулировали «бюджетным правилом», где до «цены отсечения» - один налог, а на сверхдоходы - другой.
Производители стали, сахара, зерна играют по старым правилам, а чтобы выглядеть прилично, повышают внутренние цены до уровня - с «премией к экспорту», что влечет повышение налоговых платежей, создавая иллюзию солидарности с обществом: «мировые цены и прибыль выросли - делимся».
Не пробовали задать себе вопрос: почему в любимых вами Париже и Лондоне стоимость автомобильного топлива в 3-5 раз выше, чем в Москве? Что будет с прибылью ваших бизнесов, если российские энергетики возьмут с них пример и «включат дурака», а правительство ответит: «Это бизнес»?
Почему правительство прозевало скачок цен и что делать?
Очевидно, что на верхних этажах правительства появились «светлые головы» и воля, а аналитика, прогнозирование, оперативное формирование предложений хромают. Бюрократические завалы, воздвигнутые «гайдаровцами» и лоббистами, не разгребли.
Кадры для низшего и среднего звена правительства готовят «фабрики мысли», верящие в «идеальную глобальную экономику», функционирующую в «идеальном глобальном мире». Без «зачистки фабрики» не обойтись.
Проблема деструктивного поведения бизнеса для мировой экономики не нова. С ней сталкивались Муссолини и Рузвельт, Япония и Южная Корея, Китай и Индия. Хорошо понимал Трамп.
Без регулирования рынка и тонких настроек, включая механизмы, влияющие на ценообразование, не обойтись.
Если правительство ответит на «обиду» бизнеса изменениями в нормативных актах, с учетом опыта взаимодействия с нефтяниками, и «подсветит» цепочки формирования прибыли, проведя качественное антимонопольное расследование, включая оценку роли отраслевых объединений в координации цен, то выиграют все, включая производителей стали и сахара.
Похоже, что Мишустин и Белоусов понимают ситуацию и не боятся стать жертвами «жадных интриг» и критики «гайдаровцев», но признаки сопротивления - налицо.
Валентин Днепров