Итоги пятилетней операции российской армии в Сирии можно честно назвать выдающимися. Россия не только уничтожила кучу террористов; она твёрдою ногою встала в ближневосточной вотчине США, отодвинув тех на периферию региональных процессов.
Даже если бы русские не сделали в Сирии ничего, кроме освобождения Пальмиры от вандализма исламистских фанатиков, это уже было бы славным событием, историческим для всей человеческой цивилизации. Но Россия освободила от террористов практически всю Сирию. Те остались только там, где их взяли под своё крыло США.
Каждая ракета - в цель!
При поддержке российской авиации сирийскими вооружёнными силами было освобождено от террористов 1024 населённых пункта, в результате чего под контроль правительственных войск и отрядов народного ополчения перешло 88 процентов территории страны. Выполняя задачи по борьбе с терроризмом на территории Сирии ВКС России всего совершили более 44 тысяч боевых вылетов. Каждый самолёт совершал ежесуточно по 3-4 вылета - темп, более чем внушительный!
Такие цифры приводит в своей статье в "Красной звезде", опубликованной к 5-й годовщине начала антитеррористической операции российских военных в Сирии, министр обороны России Сергей Шойгу. Но дело даже не в цифрах. Дело в том, из какой беды Сирию, да и весь мир, спас тогда русский солдат.
Положение в Сирии оказалось критическим. Складывающаяся обстановка грозила поражением действующей армии и, как следствие, - крушением самой сирийской государственности. Террористы контролировали более 70 процентов территории страны, продолжая наступать на всех направлениях, тесня правительственные войска с их позиций,
- вспоминает сам министр.
[Spoiler (click to open)] В какой-то момент, пишет он, стало понятно, что эта сила напрямую угрожает уже не региону, а всему миру, в том числе России. Но самое опасное, что эта структура планировала в будущем навязать свои "порядки" всему человечеству.
Министр обороны России Сергей Шойгу (3-й слева) осматривает условия прохождения военной службы российскими военнослужащими на авиабазе Хмеймим.
Но этого "Исламскому государству" (террористическая группировка, запрещённая на территории Российской Федерации) добиться не удалось. Всего 50 летательными аппаратами Воздушно-космических сил России по всей инфраструктуре боевиков, надёжно поставленной на вывозе уворованной на захваченных месторождениях нефти, был нанесён нокаутирующий, разрушительный удар. И это было предельно грамотно: удар по экономике террористов мгновенно разрушил не только, так сказать, физическую её инфраструктуру, но, главное, связи и завязки её с внешними источниками. С теми же США и Турцией, которые с удовольствием перекупали у ИГ (террористическая группировка, запрещённая на территории Российской Федерации) сирийскую нефть.
Вместе с ИГ под "раздачу" попала и другая террористическая группировка, в некотором смысле с ИГ враждовавшая, - "Джабхат ан-Нусра" (террористическая группировка, запрещённая на территории Российской Федерации), ныне известная как "Хайат Тахрир аш-Шам" (террористическая группировка, запрещённая на территории Российской Федерации).
Стратегическая внезапность для врага
Тут хочется прервать чтение статьи министра обороны и поразмышлять вот над чем.
Сирийская операция была задумана, просчитана, спланирована и обеспечена на изумительно высоком уровне секретности. Ввод российской авиации и флота в действие 30 сентября 2015 года стал полнейшей стратегической неожиданностью для США и их союзников в регионе и в мире вообще. То есть эффект стратегической внезапности был обеспечен сполна. Как говорят военные, американцев удалось застать со спущенными штанами. Янки ведь и впрямь вполне наслаждались обстановкой с беспределом ИГ в Сирии и Ираке, словно бы даже с издёвкою отчитываясь, например, об уничтожении двух террористических экскаваторов. Зато вальяжно располагались в ключевых пунктах Ближнего Востока, посасывая чужую нефть и держа здесь любое угодное себе количество войск. Идеальная же ситуация: оккупируемый сам оплачивает пребывание оккупанта на своей земле! А чтобы в голове у него не бродило ненужных вопросов, пусть и получит у себя войну всех против всех. В которой к тому же самые злобнейшие террористы… не наносили потерь американским и союзным им войскам.
You can watch this video on www.livejournal.com
Хотя это как раз ясно: кто же будет кусать длань дающую…
Стоит добавить также то, что подобная стратегическая внезапность была достигнута русской армией уже в третий раз с 2008 года: великолепный прорыв через Рокский тоннель в Пятидневной войне по принуждению Грузии к миру, гениальная операция "вежливых людей в Крыму" в 2014 году - и вот теперь в Сирии. А это, на минуточку, уже прилично от границ России, и операцию там нужно было подготовить, имея в виду снабжение сирийской группировки по морю. "Сирийский экспресс" - ярчайшая и, кажется, всё же недооценённая страница в организации всей боевой работы в далёкой стране.
В нанесении ударов по террористам принимали участие бомбардировщики Ту-22М3, оснащённые самыми современными комплексами наведения.
А помнится, сколько разговоров было, что Сирия для Москвы превратится во "второй Афганистан", что сирийская война станет фатальнейшей ошибкой Москвы и лично Путина! Что же, сегодня, спустя пять лет, вполне можно подвести итоги той "ошибки". И они вдохновляют!
Промежуточные итоги вдохновляют
"Порой в идущих по сей день обсуждениях возникает вопрос: а правильно ли Россия сделала, взявшись за выполнение той непростой задачи? - спрашивает Сергей Шойгу. - Но всякий раз можно доказательно утверждать: миссия была в Сирии необходимой, а решение о начале военной операции было верным, если не единственно возможным. Что мы имеем на сегодня? Главное - ИГИЛ (террористическая группировка, запрещённая на территории Российской Федерации) окончательно разгромлен. Более того, можно со всей уверенностью говорить о том, что всему международному террористическому подполью нанесён существенный урон, нарушена финансовая подпитка организаций и система их ресурсного обеспечения. Ещё один ключевой аспект состоит в том, что результативные действия Вооружённых Сил России в Сирии поставили надёжный заслон на пути дальнейшего расширения деятельности террористических группировок, особенно на соседние территории".
Стоит добавить к этому и чисто военный, армейский аспект.
Через сирийскую кампанию прошли и получили на ней опыт реальных современных боевых действий практически все лётчики ВКС, практически вся военная полиция, а главное - весь высший генералитет и командиры вплоть до командиров полков, а часто и батальонов.
Результативность применения российского оружия, пишет Сергей Шойгу, не подлежит сомнению:
По результатам ударов авиации и крылатых ракет было уничтожено 133 тысячи 542 объекта террористов, в том числе 400 заводов по незаконной переработке нефти и 4100 топливозаправщиков. Ликвидировано 865 главарей бандформирований и более 133 тысяч боевиков, в том числе 4,5 тысячи боевиков из Российской Федерации и стран СНГ.
Русское оружие подтвердило свою мощь и потенциал. В нанесении ударов по террористам принимали участие бомбардировщики Ту-22М3, оснащённые самыми современными комплексами наведения, высокоточные крылатые ракеты большой дальности "Калибр" и Х-101. При этом, подчеркнул министр обороны, каждая из выпущенных ракет поразила назначенные цели.
Миссия была в Сирии необходимой, а решение о начале военной операции было верным, если не единственно возможным.
Сквозь реальность боевых действий прошла и техника.
Обобщённый опыт наших действий в значительной степени позволил скорректировать направления дальнейшего развития российской армии и флота, - отметил Сергей Шойгу. - Стоит также подчеркнуть, что в Сирии нам представилась уникальная возможность проверить современные и перспективные образцы российского вооружения, военной и специальной техники. Надо понимать, что любая, даже самая жёсткая программа испытания образца вооружения и военной техники не сможет полностью раскрыть его боевые характеристики. Выявить все преимущества и недостатки оружия позволяет только его реальное применение и эксплуатация в боевых условиях.
Вот и это удалось сделать в Сирии. В этой стране и на этой войне русская армия получила опыт, прошла через огонь и смерти товарищей, и при этом, что особенно важно, - обрела вкус побед. Малой кровью и на чужой территории.