В Вологодской области мне довелось побывать два раза, около семи-восьми лет назад. Это были две небольшие летние научные экспедиции в национальный парк «Русский север», в которые ездила моя мать с парой коллег и студентов, ну и заодно меня прихватила.
Нужно сказать, что такой формат поездки - в виде небольшой самодеятельной экспедиции - замечательный способ путешествовать. Научает правильно расходовать время, сближает с людьми (если едешь с малознакомыми или вовсе незнакомыми), а когда выдается свободное время на экскурсии, или просто на погулять по новым местам, то удовольствия получаешь не в пример больше, чем от обычного туризма. Впрочем, к делу.
Жили мы на какой-то турбазе, или, скорее, в пансионате на берегу озера (гугл сообщает, что Сиверского), через которое открывался живописный вид на монастырь (гугл сообщает, что Кирилло-Белозерский). Вообще, в тех местах какое-то совершенно немыслимое количество монастырей и древних церквей на квадратный метр. Некоторые действующие. Кстати, с достаточно любезными монашками, которые занимаются не только сбором денег на восстановление монастыря (в отличие от подмосковных), но сами ведут хозяйство, огород, все дела, да еще и охотно проводят экскурсии нахаляву, воспринимая это как часть послушания.
Оба раза с нами ездил студент-почвовед Дима, который для меня тогда стал символом бестолкового и свободного студенчества-почвоведчества. Именно он во время первой поездки научил меня метать нож в дерево с трех, а потом - с пяти шагов. Для тогдашнего меня пятнадцатисантиметровый метательный нож был чуть ли не самой желанной вещью в жизни. Еще этот Дима безумно любил рыбачить, и в один особо удачный день мы получили ужин из жареных окуньков, приготовленных местным поваром за небольшую плату.
Днем мы ходили в маршруты по лесам - почти сплошь еловым. Здоровые такие ели, под которыми вся земля усыпана рыжей хвоей. Прочно запечатлелись в памяти муравейники - огромные, метр, а то и больше в высоту. Само собой, из хвои. Этих муравейников там было очень много, их строят такие крупные черные муравьи, гораздо крупнее, чем наш обычный Lasius niger. Так я и не выяснил, как они называются. Помню, что в некоторых местах нельзя было долго стоять на месте, потому что снующие под ногами муравьи начинали забираться вверх по ногам.
Собственно Вологду я запомнил не особо. Но, вроде бы, она вся такая невысокая, почти одноэтажная, зеленая и довольно милая. И стоит, как это ни парадоксально, на реке Вологде. Единственное, что напрягало - это неторопливость обслуживания в местных магазинах. Пока тетка-продавчиха проведет с каждым покупателем неторопливый окающий разговор о здоровье его родственников, забудешь, за чем пришел. Кстати, в Вологодской области действительно хорошее молоко, а по моим воспоминаниям, и мороженое - обычный пломбир под брендом «Вологодский».
Итак, теги в моей голове, с которыми у меня ассоциируется Вологодская область - муравьи, монастыри, молоко. Если вы любите монастыри, или спокойно порыбачить на озере - то вполне стоит съездить на несколько дней в те края.