10 минут накануне ядерной войны
9 ноября 1979 года компьютеры Национального центра управления Объединённого командования аэрокосмической обороны Северной Америки (NORAD), расположенного в бункере в недрах горы Шайенн, Национального командного центра в Пентагоне и Запасного национального командного центра в Форт-Ричи выдали сообщение о том, что Советский Союз начал нанесение массированного ядерного удара с целью уничтожения системы управления и ядерных сил США.
Немедленно на всех трёх командных пунктах было начато совещание с участием высокопоставленных военных чиновников.
На пусковые установки МБР «Минитмэн» поступила команда подготовки к запуску. Была объявлена тревога по всей системе противовоздушной обороны. Как минимум десять перехватчиков были немедленно подняты в воздух. Также поднялся и самолёт президентского воздушного командного пункта, правда, без самого президента на борту.
В течение нескольких минут после поступления сигнала о нападении военными были проверены исходные данные, поступившие со спутников раннего предупреждения и радаров, окружающих территорию США. Ни одна из систем не обнаруживала признаков ракетного нападения, поэтому тревога была отменена.
Позднее было установлено, что причиной инцидента стала компьютерная лента, предназначенная для отработки действий при ракетном нападении, которая была ошибочно загружена в компьютер, находящийся на боевом дежурстве.
Случаи ложного срабатывания систем предупреждения о ракетном нападении - ситуации, когда мир находился на «пороге» глобальной ядерной войны.
На сей день, помимо Карибского кризиса, известны четыре таких случая. Два из них связаны с работой американской системы раннего предупреждения, ещё два - с советской Системой предупреждения о ракетном нападении (СПРН).
Все четыре инцидента длились не более десяти минут, в течение которых высшему политическому и военному руководству СССР/России и США приходилось принимать сложнейшие решения, поскольку в случае реальности угрозы необходимо было немедленно инициировать ответно-встречный удар до того, как ракеты противника успели бы уничтожить большую часть ядерного потенциала страны.
В трёх случаях решение об отмене тревоги было принято благодаря данным, полученным со спутников раннего предупреждения, причиной четвёртого случая - наоборот, стал ложный сигнал с такого спутника.
В 1993-м стало известно, к примеру, что тревога 26 сентября 1983-го была признана ложной решением оперативного дежурного подполковника С.Е. Петрова.
... В 1979-м - то был первый случай... Как хрупок мир.