Александр Сергеевич ЯКОВЛЕВ

Mar 20, 2016 09:15

Лётные лики


Александр Сергеевич ЯКОВЛЕВ - советский авиаконструктор, генерал-полковник авиации (1946). Академик АН СССР (1976). Дважды Герой Социалистического Труда. Референт Сталина по вопросам авиации.
Родился 19 марта/1 апреля 1906-го в Москве. Отец, Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Мать, Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова.
В 1919 - 1922-х Александр работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922-го строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Александв Яковлев - один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.


В 1924-м Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат - учебный планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924-го, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ им. Яковлева. С 1924-го по 1927-й Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии им. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения».


В 1927-м Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1. В 1927-м был зачислен в Академию им. Жуковского, которую закончил в 1931-м. Тогда же он поступил инженером на авиазавод №39, где в августе 1932-го организовал группу лёгкой авиации.



Учебно-тренировочный УТ-2

С 1935-го главный, в 1956 - 1984-х генеральный конструктор, в 1940 - 1946-х одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. Под руководством Яковлева созданы многие широко известные самолёты, в том числе массовые учебные УТ-2 и УТ-1, бомбардировщик Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, которые составили около 60 % (свыше 36 тысяч экземпляров) построенных в годы Великой Отечественной истребителей и были в числе лучших самолётов своего класса.



Истребитель Як-3

Они отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и манёвренности и сыграли большую роль в разгроме немецко-фашистской авиации.
Яковлев - один из первых создателей реактивной авиации. В числе конструкций, созданных Яковлевым, реактивные истребители Як-15 (один из первых в СССР), Як-17, Як-23, Як-25 (первый всепогодный перехватчик), Як-28 (первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик); первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36 и его боевой палубный вариант Як-38; десантный планёр Як-14; двухвинтовой вертолёт продольной схемы Як-24; учебные самолёты Як-11, Як-18, Як-18Т и Як-52, многоцелевой Як-12; спортивные Як-18П, Як-18ПМ, Як-50, Як-55 (на которых советские лётчики побеждали на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу); реактивные пассажирские Як-40 и Як-42.



Пассажирский Як-42

Под руководством Яковлева создано более 100 серийных типов и модификаций самолётов, достроенных в количестве около 70 тысяч экземпляров. Яковлев создал свою школу в самолётостроении, для которой характерна высокая культура проектирования, стремление к простоте конструктивного решения и широта творческого диапазона - самолёты боевые, пассажирские, лёгкие многоцелевые и учебно-спортивные. На самолётах Яковлева установлено 74 мировых рекорда.
Ленинская премия (1972), Государственные премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). Яковлеву присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ. Награждён 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, французскими орденами Почётного легиона и Офицерского креста.




Скончался 22 августа 1989 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. В Москве установлен его бронзовый бюст.




Автор нескольких книг. Главная из них -  "Цель жизни (записки авиаконструктора)".

Творцы и творчество, АВИАЦИЯ, история

Previous post Next post
Up