Оригинал взят у
mib55 в
Первая русская подлодкаПоздравляю с профессиональным праздником наших моряков-подводников! Датой образования подводного флота России считается 19 марта 1906 году, когда официальным указом в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей - подводные лодки, но попытки создания боевых подводных кораблей как в России, так и в других странах, предпринимались и гораздо раньше. В 1718 году плотник Ефим Никонов писал на имя царя прошения о рассмотрении его изобретения - "потаённого судна". Челобитная дошла до Петра I и в 1719 году изобретателя вызвали в столицу. Лично выслушав Никонова, Пётр даёт ему распоряжение изготовить для начала уменьшенную модель судна, а Адмиралтейств-коллегия получила указание произвести изобретателя в мастера потаённых судов и выделить необходимые материалы и работников для производства модели. В 1721 году модель "потаённого судна" была сделана и прошла испытания в присутствии императора. По результатам испытаний было решено строить полноразмерный экземпляр "судна", и в 1724 году он был закончен. Первые же испытания большого аппарата (опять же в присутствии Петра) закончились неудачей: судно слишком быстро пошло ко дну и проломило корпус, а сам изобретатель, находившийся внутри, чуть не утонул. После этого оно было поднято, отремонтировано, но при следующих испытаниях в корпусе обнаружилась течь, и в итоге, после нескольких попыток довести проект до ума он был свёрнут, судно отправлено на хранение, а "мастер потаённых судов" разжалован обратно в плотники, с формулировкой: "По подаче того своего прошения через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна. Судно пробовано жь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течкою воды". В 2009 году, в память о первой попытке создания русской подводной лодки, на берегу Сестрорецкого разлива был установлен макет-реконструкция "потаённого судна" Никонова. Как считают историки, примерно в этом месте проходили испытания полноразмерного судна в 1724 году.
Ни чертежей, ни рисунков "потаённого судна" не сохранилось, поэтому историки попытались восстановить его облик и конструкцию по имеющимся данным: спискам выданных стройматериалов, отчётам об испытаниях и прочей переписке, касавшейся этого проекта. Скорее всего, аппарат действительно имел бочкообразную форму, для его передвижения служили вёсла, а управлялся он обычным корабельным рулём. Погружение под воду, судя по всему, осуществлялось путём заполнения водой балластной ёмкости. С вооружением же судна были определённые проблемы: первоначально изобретатель предлагал использовать в качестве оружия подлодки ... водолаза, оснащённого каким-нибудь инструментом для проделывания дырок в корпусах вражеских судов, позже было задумано оснастить "потаённое судно" трубами с огненной смесью. На реконструкции же вообще мы видим некое смотрящее вверх "копьё" в носовой части.
Рядом с "бочколодкой" установлен памятный камень с надписью: "Испытание "потаённого судна" Ефима Никонова в присутствии Петра I, 1721 год". Рядом с камнем - якорь старого образца.
Кроме надписи, на камне имеется и иллюстрация к испытаниям судна: Ефим Никонов с помощником готовятся к погружению, а с причала за этим наблюдает комиссия во главе с Петром. Вот только с датой слегка не сходится: в 1721 году испытывали не полноразмерный вариант, а модель, и не на Сестрорецком разливе, а на Неве.
К вопросу строительства подводных лодок в России вернулись только более чем через сто лет: в 1834 году на одной из верфей Петербурга по проекту генерал-адъютанта К.А. Шильдером была построена цельнометаллическая субмарина, вооружённая минами и ракетами(!).