Как это было

Nov 22, 2012 02:26

Оригинал взят у kot_maslow в Как это было
Иатк, первые ролики на новом ютубовском канале LeoTolstoy18281910, где люди читают Толстого - самое любимое и значимое - набирают просмотры. О том, как проходили съемки в Минске рассказывает их организатор Ульяна Верина - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Белорусского государственного университета.
Интерью читайте под катом. Коменты открыты в сообществе ru_tolstoy. - Ульяна, большая Вам благодарность за такую замечательную работу, поделитесь, пожалуйста, опытом. Проект только начинается, так что этот опыт многим пригодится, да и вообще интересно. На канале мы видим результат, а  хотелось бы знать и как проходил сам процесс. Как начиналась работа, как люди воспринимали идею? - Имея некоторый организаторский опыт (собирала научные чтения, проводила поэтические конкурсы), могу сказать, что обращение к массе людей никогда не встречает отклика. Даже объявление в студенческой аудитории: приходите, поучаствуйте, присылайте и т.п., - остается призывом в никуда, потому что в таком случае обращение адресуется к студентам как к массе. Поэтому для записи я собирала людей, приглашая каждого лично, - никто не отказался. Каждый участник: Александр Юрьевич Горбачев, Кристина Скриган, Валерий Причинец, Виктор Лупасин, - люди талантливые, неравнодушные, увлеченные чем-то, не пустые внутри, и я была уверена, что их чтение Толстого будет интересным. Кроме того, я приобрела бесценную помощь Романа Романова, который профессионально занимается кино. Он сам предложил помочь, узнав, что я собралась снимать самостоятельно и предвидя катастрофу. Надо сказать, что с самого начала съемок я поняла, что любительский вариант был бы совсем другим и по настроению, и по качеству, конечно. А когда была готова запись, я увидела очень умную работу: Роман менял планы в тех местах произносимого текста, где это создавало нужный акцент. Я очень рада, что собрала таких людей. С самого начала я подбадривала себя мыслью, что даже если ничего не получится, то мы просто хорошо проведем время вместе. А получилось и то, и другое. - Как люди выбирали тексты? Когда я приглашала людей принять участие в записи, то говорила, что они совершенно свободны в выборе фрагмента и просила только, чтобы это были какие-то лично прочувствованные или обдуманные ими слова Толстого, близкие и созвучные их собственным размышлениям на данный момент. Вопрос «что читать?» задали мне все участники, и причем в одной и той же формулировке: художественное или публицистическое? Оставив им полную свободу и никак не оговаривая заранее, кто что читает, я обнаружила в итоге, что только двое - я и Виктор Лупасин - читали фрагменты из романов Толстого, остальные же предпочли публицистику. Конечно, художественный Толстой не затмевается Толстым-мыслителем, но он, на мой взгляд, значительно сложнее проникает в человека - так, чтобы можно было сказать: да, этот фрагмент «мой», я полностью раскрыл его и готов читать так, как будто он стал частью моих собственных мыслей. Интересно будет проследить, какие фрагменты будут преобладать на канале, когда записей станет больше. - Вы раздумывали над вариантами - что читать, или  был выбран самый любимый отрывок? - Я выбрала «свой» фрагмент не задумываясь. Не так давно я завершила медленное чтение романа «Анна Каренина» (читала роман более полугода), и этот эпизод, когда Левин счастлив, когда «дети, голуби, сайки» и всё вокруг является ему особенным и неповторимым, показался мне очень характерным для романа в целом, поскольку множеством путей связан с другими линиями «Анны Карениной» и содержит в себе тонкое, ироничное зерно стиля Толстого. Поэтому я раскрыла роман на нужной странице и не искала ничего лучшего. - А  как и где проходили сами съемки, что было с погодой, как реагировали прохожие? - Первым снимали Александра Юрьевича на нашей кафедре, на фоне замечательного портрета Толстого. Этот портрет хотели забрать  в Художественный музей, но он столько лет принадлежал филологическому факультету, а главное - он остался, по-моему, один из многих портретов писателей, которые когда-то украшали холл факультета, еще в прежнем здании. Теперь этот портрет стал частью кафедры. На улице, в сквере Анри Дюнана, где мы снимали Кристину, первым делом к Роману подошел омоновский патруль, но конфликта, к счастью, не возникло. А другие эпизоды мы снимали в туристических местах Минска, где человек с камерой не вызывает ровным счетом никакого удивления и никаких вопросов о несанкционированной съемке. Так что никаких приключений с прохожими у нас не было. Одно омрачало наши чтения: было очень холодно. День выдался, как по заказу, солнечный, но такой холодный! Мы очень замерзли. На видео Валерия и моем, которое снимали последним, это, как мне кажется, очень заметно. - Мне так не показалось. Но все же оцениват по-разному. Кстати, скажите, а участинки проекат как оценили свое виде в сети? Сами участники оценили себя на видео в основном критически. Виктору не понравились его интонация и манера чтения Толстого. Он, уже увидев себя, решил, что должен был читать по-другому. Кристина заметила недостатки в своем чтении, связанные с актерской стороной. Мне показалось, что я читала слишком быстро. Но все же могу сказать, что никто из нас не пожалел о потраченном времени и усилиях, и все мы могли бы повторить этот опыт через некоторое время. Толстого читать тяжело - и вслух, и про себя. Он требует такого умственного и душевного усилия, которое редко используется сейчас читающим человеком. И особенно когда читаешь вслух, заметны те изгибы мысли Толстого, переходы, связи, которые и составляют, на мой взгляд, непреходящую ценность его литературного наследия. - Это важная мысль, но мы можем сделать так. Если кто-то решил переписать видео (хоть по 10 раз), давайте  все варианты собирать  в  в сообществе, чтобы человек мог их там сравнить. А на канале пускай остается то, что человек считает созвучным на данный момент. Спасибо Вам еще раз за усилия на первом - самом сложном - этапе. Будем двигаться дальше))

видеоканал LeoTolstoy18281910

Previous post Next post
Up