15 приемов интерактивного чтения на каждом этапе развития вашего ребенка:
1. Читайте вместе. Вместе с ребенком знакомьтесь с книгой, компьютерным приложением, электронной или аудиокнигой - любым носителем литературного текста. Ученые называют такие занятия совместной игровой деятельностью. Ребенок не должен слишком много времени проводить в одинокой возне с цифровым устройством. Вы обязательно должны каждый день вместе играть и читать, просто превратите это занятие в привычку.
Как начать общение: Не почитать ли нам вместе? Покажи мне, как можно что‑нибудь приготовить с помощью этого приложения.
2. Задавайте как можно больше вопросов. Вопросы - это фундамент интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить. Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения.
Как начать общение: Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок?
3. Обсуждайте детали книги. Показывайте ребенку свои любимые иллюстрации, называйте представленные на странице цвета, животных, людей и чувства персонажей. Поначалу ребенок не сможет к вам присоединиться, но по мере взросления научится у вас превращать чтение в интерактивный процесс.
Как начать общение: Эта машина красная. Ты видишь еще что‑нибудь красное? Хочешь сосчитать зверей?
4. Разыгрывайте историю в лицах. Имитируйте звуки подметания, увидев на рисунке метлу, или делайте вид, что хотите съесть нарисованную еду. Так вы поможете ребенку установить связь между понятиями и словами, а это краеугольный камень интерактивного чтения.
Как начать общение: Тогда гусеница съела одну… А потом она кого‑то увидела - кого?
5. Помогите ребенку отождествить себя с героями книжки. Начните с обсуждения простых эмоций. С возрастом эта способность ребенка будет совершенствоваться, и вы сможете задавать более сложные вопросы.
Как начать общение: Белочка хочет спать - погладь ее по головке. Ты когда‑нибудь переживал так же сильно, как этот малыш?
6. Хвалите ребенка во время чтения. Поощряйте самые простые его отклики, обнимайте, когда закончите читать, и хвалите за выбор хороших книг или компьютерных приложений.
Как начать общение: Мне так приятно, что ты выбрал эту книгу. Как ты здорово сориентировался в iPad!
7. Делитесь мнениями о книге. Если ребенку понравилась сказка, спросите, почему. Если он ерзает под чтение электронной книжки, поинтересуйтесь причиной. Все это сделает ваше совместное чтение более увлекательным.
Как начать общение: Тебе понравилось читать эту книгу? Почему тебе хочется, чтобы мы снова ее почитали?
8. Читайте ребенку о вещах, которые он любит. Если малышу понравилась история про панду, попросите в библиотеке другие книги об этом животном. Читайте любимые книги ребенка, пользуйтесь компьютерными приложениями, видео и интернет-ресурсами, чтобы помочь малышу побольше узнать о предмете, который его заинтересовал.
Как начать общение: Хочешь еще что‑нибудь почитать про медведя-панду? Давай попросим библиотекаря дать нам книги о пандах.
9. Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное. Взрослые постоянно торопятся добраться до конца книги или приложения, чтобы скорее покончить с этим делом, но останавливаться для обсуждения совершенно необходимо, чтобы ребенок хорошо и всесторонне понял прочитанное.
Как начать общение: Хочешь, сделаем паузу и хорошенько рассмотрим эту гору? Может, нам прерваться и поговорить о том, что случилось в книжке?
10. Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета. Подобные вопросы создают у ребенка ощущение, что вы сами рассказываете ему историю, и углубляют понимание прочитанного. Детские книжки - идеальный материал для этого, поскольку отличаются простыми сюжетами с забавными поворотами. Вопросы такого рода могут стать началом развернутого обсуждения, а привычка задаваться ими сохраняется на всю жизнь.
Как начать общение: Как ты думаешь, кто выиграет в гонках? Что, по‑твоему, спрятано в коробке?
11. Поддерживайте диалог. Закончив чтение или прослушивание книжного приложения, продолжайте обсуждать историю. Ищите параллели в реальной жизни и не переставайте задавать вопросы.
Как начать общение: Что, если нам теперь рассмотреть картинки с дикобразами? Ты помнишь, что такое аккордеон?
12. Расширяйте границы знаний ребенка. Ученые называют этот прием «развивающим обучением», а чтобы воспользоваться им, порой достаточно просто читать ребенку. Ведь сам он читать еще не умеет! Как можно чаще выбирайте для чтения книги, посвященные новым для малыша темам.
Как начать общение: Ты знаешь, почему эта машина не завелась? Хочешь, я расскажу тебе, как она сварила суп?
13. Показывайте ребенку мир за пределами его непосредственной среды обитания. Можно воочию увидеть Францию, Нью-Йорк, Гватемалу или Тихий океан, ведь все эти чудеса открываются на страницах книг! Не забывайте выбирать для чтения книги о самых разных местах, культурах и событиях, и если ребенку что‑то особенно понравится, поддерживайте и углубляйте его интерес.
Как начать общение: Хочешь узнать, что такое Антарктика? Показать тебе на карте, где находится Франция?
14. Соотносите сюжет с реальным опытом. Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги или компьютерного приложения с реальностью имеет решающее значение.
Как начать общение: Ты видела это животное в зоопарке? Ты тоже ужасно расстроилась, когда мы ушли из парка?
15. Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории. Нет лучшего способа усилить воздействие прочитанного и развить у малыша навыки рассказчика!
Как начать общение: Можешь прочитать эту книгу своему медвежонку? Что случилось, когда Слоненок уронил свое мороженое?
Не старайтесь прыгнуть выше головы и втиснуть в каждые посиделки за детской книжкой все 15 приемов интерактивного чтения. Вы же не используете одновременно пылесос, молоток и домкрат, чтобы повесить картину в гостиной! Пользуйтесь лишь теми приемами, которые лучше всего подходят к конкретной книжке или ситуации.
О том, как здорово самим создавать книги.
Работа над самодельными книжками разбудит в ваших детях креативность на всю жизнь. Сложите вместе несколько листов офисной бумаги, согните их пополам и скрепите по сгибу с помощью степлера. Это заготовка книги. Я советую для начала взять четыре листа. Содержание может быть любым. Сделайте фотографии, в которых излагается сюжет. Распечатайте и наклейте на страницы. С помощью корректирующей жидкости или ластика обозначьте зоны в форме овалов или облаков, куда будете вписывать текст. Можете вырезать картинки из разорванных или испорченных детских книг и составить из них новую книгу с собственным текстом.
Возьмите фото своих детей и включите их в повествование. Это можно проделать и с любым журналом, который нравится вашему ребенку. Пусть он выполнит рисунки на страницах, а вы напишете текст. А может быть, ребенок сам придумает совершенно новую историю и расскажет ее вам? Датируйте каждый выпуск своего самиздата - для истории. И через несколько лет сможете оценить, насколько ребенок продвинулся в сочинительстве и рисовании. Да и детям приятно взглянуть на то, что они делали малышами.
Не забывайте, в освоении искусств и рукоделия самый главный наставник вашего ребенка - вы сами. Станьте ролевой моделью для детей. Покажите им, что значит творить. Продемонстрируйте, как можно раскованно, свободно петь, рисовать, готовить и танцевать, не поддаваясь склонности преуменьшать собственные достижения. Для начала сами поверьте в свои творческие возможности, и вы вдохновите ребенка последовать вашему примеру.
Взято отсюда:
http://letidor.ru/article/kak_polubit_chitat_139803/