Творчество серьезное и несерьезное

Apr 11, 2024 12:31

До кучи к "категориям патриархальной культуры" (название условное, можете просто говорить "в раньшие времена").

Момент проходной, но достаточно существенный, особенно для людей, которые так или иначе имеют дело с интеллектуальной собственностью. Отчасти имеет отношение к разговору об "искусстве", но не только. В стародавние времена любое творчество делилось на "настоящее" и "несерьезное". Примером "настоящего творчества" может служить, например, книга, великое стихотворение, картина, научное открытие, важное изобретение - уровня паровоза или там радио, - храм и так далее. Примером "несерьезного" может служить: острота, частушка, рисунок в девичьем альбоме, какая-то мелкая придумка, поделка, скамеечка из подручных материалов и т.п. Настоящее творчество - это то, что воспринимается именно как творчество, то, чему следует давать имя автора и автора чего следует помнить. Понятно, что второе имеет шансы перейти в первое: скажем, если в девичьем альбоме "какой-нибудь пиит армейский подмахнул стишок злодейский", ясно, что никакое это не творчество, а если Пушкин написал что-нибудь этакое, ничем не лучше - оно, конечно, попадет в собрание сочинений. Или там случайный набросок Леонардо да Винчи - все равно "творчество". Ну и тем не менее, граница вполне осязаема. Если речь идет о словесном творчестве, вещи второго рода переходят в разряд "фольклора" и циркулируют в обществе без имени автора - большинство людей просто не задумывается о том, что у частушки или анекдота есть автор. Среди этого "фольклора" есть и вполне себе "авторские произведения", просто никто этого не помнит. Ну так сложилось. Не во всех культурах это так: скажем, в Исландии автора какой-нибудь висы вполне будут знать и помнить, и то, что у нас называется "народной песней", у них "сложено служанкой Розой с такого-то хутора".

В общем, по чему проходит граница, тоже довольно понятно:
а) сложность и уровень самого произведения,
б) статус автора.
Скажем, ядовитые афоризмы Ларошфуко или "опыты" Монтеня (по факту, его личный ЖЖ, где автор рассуждает обо всем подряд, от того, в самом ли деле выход почечного камня - это так болезненно, и до глубоких философских материй) - это серьезные произведения, а "опыты" какого-нибудь Петра Иваныча Добчинского никому не нужны и никто их всерьез не воспринимает.

В последние несколько десятилетий ситуация изменилась коренным образом. Отчасти это связано с развитием и расширением понятия авторских прав (в частности, с сопутствующей ему возможностью извлекать прибыль из вещей, на которых еще сто лет назад никому бы не пришло в голову делать деньги), отчасти с развитием интернета, где при некотором усилии можно попросту отыскать первоисточник того, что раньше отыскать было попросту нереально (например, каких-нибудь дурацких стишков, которые никто не учит, но все помнят ;-) ).

Если коротко, в наше время ЛЮБОЕ ТВОРЧЕСТВО СЛЕДУЕТ ВОСПРИНИМАТЬ ВСЕРЬЕЗ. В первую очередь, разумеется, свое. Интернет полон печальными историями изобретателей смайликов, логотипов и прочих подобных пустячков, которые в свое время не потрудились оформить авторские права на "произведение" (просто потому, что кому в голову придет оформлять права на этакую ерунду?), а в итоге подсуетился кто-нибудь другой, и "пустячок" теперь приносит миллионные доходы... но не тому, кто его придумал. С другой стороны, всякие там частушки, лиммерики, перашки, порошки - тоже не "народное творчество", а результат творческого усилия какого-то конкретного человека. И пренебрегать этим фактом - себе дороже, можно при случае влететь на миллионный иск. Да, вы уже заметили, что серьезность творчества измеряется в деньгах - но это вообще характерно для нашего времени (скажем, если вы спросите про какой-нибудь новый фильм, первое, что вы услышите - это какие кассовые сборы он сделал. С точки зрения современного общества кассовые сборы - это объективный показатель качества произведения. Или там - столько-то тысяч экземпляров продано. В музыке - "золотой диск", "платиновый диск", то же самое).

Поэтому в современном социуме, нравится вам это или нет (говорю прежде всего для своих ровесников, которые почему-то крайне болезненно воспринимают идею, что творчество теперь нельзя делить на серьезное и несерьезное), к любому творчеству по умолчанию следует относиться серьезно. В научном институте у вас "проект" - и у третьеклассника в школе "проект", и девочка со смартфоном не просто так вышла пофоткать подружку в наряде летайца, у них тоже "проект". И это не просто слова. Никогда не знаешь, какой из этих "проектов" внезапно взлетит. Может статься, что ваш многомиллионный проект, куда вложены труды трех докторов наук и бесчисленного множества аспирантов, кончится пшиком, а "творческий проект" вашей дочурки вдруг станет началом серьезного стартапа. Всякое бывает. Это одна из тех вещей, на которых стоит современный социум.

Категории патриархальной культуры, Мимоходом

Previous post Next post
Up