Тут в ленте пробежала любопытнейшая история: человек, который в конце XIX века занимался образованием русского крестьянства, рассказывал, что якобы крестьяне с трудом воспринимали картинки. По счастью, выяснилось, что это было не на фейсбуке (где если сразу не перепостил, то пиши пропало), а в клеверах у Иванов-Петрова. Поэтому для начала копирую
(
Read more... )
Reply
"Прозопагнозии".
Пожалуй, нет. Живых людей они, очевидно, узнавали и различали. Это скорее какое-то полное отсутствие парейдолии - которая, собственно, разглядыванием всё более абстрактных изображений и тренируется, а в реальной жизни уже много тысяч лет как не нужна. Чтобы увидеть в "точка, точка, запятая" человеческое лицо, а с добавленными к ним "палка, палка, огуречик" - человеческую фигуру, нужно страдать заученной парейдолией в полный рост.
Reply
Reply
Reply
Это неумение видеть приближающееся фиаско.
Reply
Нет. Схему человеческого лица (овал с Т-образным рисунком внутри) опознают как лицо даже самые маленькие младенцы.
Reply
Что "нет"? Речь о том, что эта врожденная парейдолия без постоянного холения и лелеяния к достижению разумного возраста за ненадобностью исчезает.
Reply
А насчет того, что она "к достижению разумного возраста за ненадобностью исчезает" - я очень хотел бы увидеть основания для этого утверждения.
Reply
Reply
Мало ли врожденных рефлексов к одному-двум годам пропадает. У вас есть основания для утверждения, что парейдолия к этому возрасту не пропадёт, если ребенку не показывать картинки?
увидеть основания для этого утверждения
Предположите приемлемые альтернативные гипотезы для явления, описанного в тексте поста.
Может, конечно, они все были слегка кретинки из-за недостатка йода в рационе, если приехали в Москву из сильно континентальных районов. Тоже вариант, конечно.
Reply
Так явление не обязательно заключается в том, что "смотришь на картинку и не можешь распознать изображения человека на ней". Оно вполне можешь быть в том, что "смотришь на картинку и не понимаешь какой сюжет на ней изображен".
То есть дерево видишь, пенек - видишь. А то, что это вот означает, что действие происходит в лесу, и ты должен сам, глядя на этот маленький уголок леса представить весь этот лес кругом (а не дерево и пенек посреди пустыни, хотя кто запрещает то?) - это уже умение понимать определенный язык.
Ну это вот примерно как когда мы читаем книгу и где-то в начале встречаем описание какого-нибудь Васи мы тут же начинаем ждать, что этот Вася будет в книге упоминаться и дальше, будет играть какую то роль в повествовании и т.д. И будем очень дезориентированы, если этот Вася так больше никогда и не появится. А ведь нам никто не обещал, что так должно быть! Мы просто привыкли, что книги пишутся ТАК.
"Не могут отличить воду от земли" - это вот очень характерно. Вода на картинке гораздо более условна, чем земля. На каком-нибудь ( ... )
Reply
Какая бы религия мешала в ответ на "что вы видите на картинке?" отвечать "дерево вижу, пенёк вижу" - если их видишь, конечно; и не распространяться про непонимаемый сюжет.
Скажем, если мне показать картинку, на которой какие-нибудь туземцы занимаются какой-то непонятной мне активностью (грубо говоря, то ли сети плетут, то ли в верёвочку играют, то ли гадают на чём-то, поди их знай), и спросить, что я вижу, то я и скажу более или менее "людей вижу", а гипотез измышлять не буду.
Reply
Ага, а спрашивали то небось "Ну что, что тут нарисовано"?
Reply
В чём разница?
"Здесь нарисованы дерево и пенёк". "А ещё?" - "А ещё фигня какая-то, не разберу".
Возможно также, что опрашиваемые женщины ощущали последствия ошибочного ответа как менее желательные, чем последствия отсутствия ответа. Поди знай, как этот тест был обставлен.
Reply
Да, вариант "лучше промолчать, чем дать неправильный ответ" вполне возможен, школьники этим очень страдают.
Ну и возможен вариант, когда то, что иконе нарисован Николай-чудотворец я знаю, потому что мне это сказали, а как же я отвечу, что нарисовано на картинке, если мне этого ЗАРАНЕЕ никто не сказал? Ну да, человеческую фигуру я там вижу, но это НЕ МОЖЕТ быть ответом на вопрос: "Чтот тут нарисовано".
Reply
это НЕ МОЖЕТ быть ответом на вопрос: "Чтот тут нарисовано".
[представьте тут вставленный ролик-мем "А что, так МОЖНО было?"]
Reply
Leave a comment