Эта серия постов (собственно, один длинный текст, который я разбиваю на куски единственно для удобства обсуждения) написана где-то с месяц назад, по более или менее свежим впечатлениям, до того, как я принялся читать всякие там фанфики и отзывы. С тех пор я ее поправлял и дополнял, но в целом как есть. Предупреждаю: я писал, не думая о спойлерах, соответственно, спойлеры будут. Но, по правде сказать, учитывая запутанность серии, спойлеры ей не страшны: к тому времени, как вы дочитаете до этого места, вы все равно все забудете.
Вот, я прочел «Отблески Этерны» Камши и хотел бы о них поговорить, длинно и подробно. Скажу сразу: меня в свое время спрашивали о «личных впечатлениях» - о них я и буду говорить. О личных впечатлениях (с поправкой на то, что я все же филолог) в связи с текстом цикла. Да, я в курсе, что автор сидит на форумах, охотно и подробно отвечает на вопросы, многое объясняет и так далее. Это здорово и со временем я, наверно, и до этого доберусь, просто потому, что мне интересно об этом поговорить. Но пока что я этих форумов не читал принципиально, потому что сперва я хотел разобраться с тем, что можно извлечь из самого текста - без чьих бы то ни было комментариев.
Для начала я хотел бы сказать спасибо этой серии и ее автору. Читаю я медленно и неспешно (кто учился на филфаке, тот поймет, какая это роскошь - читать медленно), соответственно, этого гигантского многотомника хватило на то, чтобы пережить не самую простую для меня лично зиму и ужасные для всех весну и лето. Почему именно его, а не чего-то еще - отчасти об этом и пойдет речь.
Надо сказать, что популярность таких объемных опупей, как «Этерна», прямо противоречит распространенному мнению о том, что якобы у современного читателя (зрителя, слушателя) запас внимания как у золотой рыбки, не больше пяти минут. Очевидно, в популяции больше, чем достаточно людей всех возрастов, способных увлечься масштабным (нии)эпическим полотном со множеством запутанных сюжетных линий и сотнями персонажей, которые иной раз появляются буквально на пару абзацев или вовсе только упоминаются по имени, чтобы потом всплыть уже в следующей книге, отыграть наконец предназначенную им роль и кануть в пучине повествования, пока ты лихорадочно вспоминаешь, что это за хрен с бугра и почему автор ведет себя так, словно ты уже знаешь, кто это такой. По сравнению с этим любая самая кошмарная исландская сага тихо курит в уголку. Однако же, видимо, современный читатель с этим как-то справляется - ну, или его это не смущает.
Как и объемы произведения. Должен сознаться, я чуть ли не впервые в жизни понял несчастных школьников, жалующихся на «Войну и мир». Когда я осознал, сколько там этой серии (это я еще не знал, что некоторые тома ветвятся на поддиректории), я испытал тот же священный ужас, какой, должно быть, испытывает средний десятиклассник, открывая первую главу «Войны и мира» и попадая в салон Анны Павловны Шерер, где все говорят по-французски (и понимая, что вот такого тут еще четыре тома). ;-) Самое забавное, что среди поклонников эпопеи Камши наверняка дофига людей, которые жаловались на то, какая огромная и неподъемная эта «Война и мир», и зачем Толстой столько понаписал. В какой-то момент, осознав, что впереди еще столько, полстолька и четверть столька, я для забавы подсчитал объем: у меня вышло, что только уже опубликованные книги - минимум четыре «Войны и мира» (на самом деле больше), а между тем читатель, как сказал по сходному поводу Рокэ Алва, «пищит и просит еще». То есть, как минимум, не в объемах дело.
Наоборот, я бы сказал, что именно такие неподъемные, необъятные и бесконечные сериалы сейчас особенно востребованы. Хорошо разогнавшийся современный читатель читает много, читает быстро и способен проглотить что угодно (если только это не школьная классика). И особенно велик спрос на эскапизм, но эскапизм специфического толка. Читатель (или зритель) ищет не столько эвкатастрофы (хотя, конечно, хотелось бы; но искушенный читатель в наше время не верит в хэппи-энды) и иного, лучшего мира, сколько параллельных миров. Миров, куда можно не просто спрятаться на минуточку, а регулярно уходить от задолбавшей реальности - туда, где, может быть, дофига своих проблем, пострашнее наших, но, во всяком случае, разгребать их, слава Богу, не тебе. Куда уходить - в сущности, неважно, лишь бы подальше отсюда. Востребованы не столько чудеса и хэппи-энды, сколько продуманный сеттинг с ненашей жизнью. «Стартрек», «Доктор Хаус», «Песнь льда и пламени» и «Этерна» все одинаково отвечают этому требованию - и, соответственно, одинаково привлекательны.
Дальше здесь был длинный прогон о языках, который я пропускаю за бессмысленностью.