Нильс сын Хольгера или о политическом значении скандинавских патронимов

Jul 23, 2020 11:08

Я сейчас в свободное от работы время потихоньку занимаюсь сравнением двух (а точнее даже, двух с половиной) существующих переводов "Путешествия Нильса с дикими гусями" Сельмы Лагерлеф. Занятие это на диво увлекательное и познавательное (можете сами поразвлечься на досуге), результатами я потом поделюсь, но вот одним вбоквелом хочется поделиться ( Read more... )

Скандинавия, Книжное, Рассуждения дилетанта, Лингвистическое

Leave a comment

julia_monday July 23 2020, 11:09:09 UTC
Андерсен и сам-то на "сен", так что и на себя намекнул, видимо :) Когда я читала сказку, то так поняла, что это "простонародные фамилии", так что общий смысл был понятен.

Интересно, что в русском такого нет и в помине. Очень давно различали по использованию отчества, но в 19 веке этого уже не было.

Reply

kot_kam July 23 2020, 11:31:25 UTC
"Андерсен и сам-то на "сен", так что и на себя намекнул, видимо :)"

Ну, это как раз очевидно, я даже и писать об этом не стал. :-)

Reply

anna_bpguide July 23 2020, 11:52:59 UTC
Ну почему нет и в помине.
Фамилии на -ский - вероятнее всего или дворянские, или священнические.
Соответственно, "простые" фамилии (бывшие отчества или профессии: Кузнецовы, Семёновы, Павловы) - почти наверняка указывают на крестьянские корни.

Reply

julia_monday July 23 2020, 12:09:58 UTC
Разделение все равно нестрогое, особенно если речь идет о 19 веке.

Reply

anna_bpguide July 23 2020, 13:15:06 UTC
Да, конечно.
Даже не то что нестрогое, а многомерное и разнообразное - страна-то большая.

Reply

kot_kam July 23 2020, 12:11:40 UTC
"Фамилии на -ский - вероятнее всего или дворянские, или священнические."

Ага, или польские, или еврейские. Что на конец XIX века весьма не статусно.

"Соответственно, "простые" фамилии (бывшие отчества или профессии: Кузнецовы, Семёновы, Павловы) - почти наверняка указывают на крестьянские корни."

Гончаровы... Романовы... ;-)))

Reply

anna_bpguide July 23 2020, 13:16:24 UTC
Да, вы правы.
Особенно Гончаровыми вы меня побили на раз.
Эх!

Reply

il_gattopardo July 23 2020, 14:08:49 UTC
ну, Романовы изначально вовсе не аристократический род были ))

Reply

manona July 23 2020, 14:43:59 UTC
Там же ещё были и фамилии по фамилии помещика, владевшего крестьянами, если я не ошибаюсь. А потом всё перемешалось :)

Reply

a_konst July 23 2020, 15:58:58 UTC
Ага, Шуваловых нынче пруд пруди, при том, что все достоверные прямые потомки дореволюционных графов живут за границей.

Reply

julia_monday July 23 2020, 14:56:17 UTC
Мое любимое в этом смысле - Свиньины :)

Reply

vitus_wagner July 23 2020, 13:09:16 UTC
Романов
Голицын
Юсупов
Шереметьев
Орлов
Басманов
Годунов

Такие простонародные фамилии, начиная, собственно, с династии.

Reply

anna_bpguide July 23 2020, 13:18:06 UTC
Ладно-ладно, снимаю реплику.
(Но: это то, что Пушкин описывал "у нас нова рожденьем знатность". То есть - тоже показатель. Только более сложной социальной конструкции).

Reply

il_gattopardo July 23 2020, 14:13:48 UTC
так из перечисленных вами - только Романов является патронимом
и изначально Романовы вовсе не относились к числу высшкей знати по меркам времен Семибоярщины - так, шелупонь мелкая, отнюдь не аристократия

Reply

elizabeth_perm July 23 2020, 13:34:48 UTC
Чехов писал, что если произведение о современности, то любому (в любом социальном статусе) персонажу можно смело присваивать любую фамилию - это, конечно, и способность автора придумать биографию персонажа характеризует - но вот, писал, что так возможно.

Reply

anna_bpguide July 23 2020, 13:39:17 UTC
Совершенно верно: о современности, то есть о рубеже 19-20 вв, когда вовсю менялся порядок жизни.

Reply


Leave a comment

Up