Leave a comment

bbzhukov April 26 2017, 00:34:58 UTC
Ну в общем - да. Но тут еще дело в том, что нам в истории XX и XXI веков очень мало чем можно безусловно гордиться. Собственно, безусловные, не вызывающие неприятных вопросов предметы гордости - только Та Война и космос. Но космос - это как бы... как это сказать... ну не всем же миром ракету на руках раскачивали, чтоб на орбиту закинуть. Да, реально на советскую космическую программу работали - прямо или косвенно - сотни тысяч, может, даже миллионы людей. Но воспринимается она все-таки не как то, в чем поучаствовал лично каждый.

А вот Война воспринимается именно как всенародное свершение. Победили потому, что для победы старались все. (Как будто и не было чуть ли не миллиона советских граждан в полицейских формированиях и созданных оккупантами органах местной власти; не было массового дезертирства и сдачи в плен, как будто иные особо предусмотрительные москвичи не составляли в октябре 41-го списки соседей-евреев - все это как бы в параллельной реальности.) Даже чудовищные цифры погибших воспринимаются скорее как дополнительный повод для гордости - мы, мол, не только в песне, но и на деле не постояли за ценой...

Отсюда и страх: когда эта Война окончательно уйдет в историю, куда-то туда, к Первой Отечественной - что нам-то останется? За что держаться?

И вот прекрасно понимая все это, я ловлю себя на том, что ведь я и сам не хочу, чтобы та война совсем уходила в историю. (Хотя детишки в пилотках и гимнастерках меня как-то совершенно не оскорбляют - если только сам надел, а не в детсаду/школе велели.) Знаю, что должна, что пора, что это ненормально - так зацикливаться на пусть сколь угодно судьбоносном, но уже давно прошедшем этапе нашей истории. А сердце ноет - ну как же это, ну нельзя же...

P. S. Когда я был в Варшаве, меня поразило, сколько памятников, мемориальных досок, реликвий и т. д. напоминают о Варшавском восстании. Вот уж где действительно впечатление, что восстание закончилось вчера. Я думал, наша зацикленность на той войне уникальна, но поляки, как мне показалось, даже нас переплюнули.

Reply

kot_kam April 26 2017, 07:10:51 UTC
"А вот Война воспринимается именно как всенародное свершение."

Ну, вот оттого, что Война все больше становится "позитивным" центром общественной мифологии (как в Украине - казаки, скажем), - отсюда все и идет. Но при таких раскладах детишки в пилотках и гимнастерках не просто возможны, а просто-таки обязательны. И понятно, что при мифологизации войны все лишнее из реальной истории и воспоминаний очевидцев будет отторгаться (собственно, в наше время уже отторгалось). То есть она в любом случае не останется "подлинным воспоминанием".

Reply

bbzhukov April 26 2017, 11:06:55 UTC
Ну, остаться подлинным воспоминанием ей никак невозможно - воспоминания могут быть только у тех, кто хоть что-то видел и помнит сам, а сейчас самым молодым из них перевалило за 75. Понятно, что она так или иначе будет мифологизирована.

Роберт Иванович, поди, и сам не понял, какую глубокую вещь он сказал своими пресловутыми строчками: "Что-то с памятью моей стало - все, что было не со мной, помню". А из нашего времени видно, что это - свидетельство того, что процесс превращения памяти о войне в священный племенной миф вовсю шел уже тогда, больше 40 лет назад.

Reply

ivanov_petrov April 26 2017, 07:12:34 UTC
Если не вру, по опросам социологов та война - это единственный общий одинаково оцениваемый факт исторической памяти в России. Единственное общее прошлое, легитимирующее настоящее. Только сказав "мы" после той войны, можно продолжить что-то про всех. То есть про "отпустить войну" с точки зрения исторической памяти можно даже не думать. Не останется вообще ничего, объединяющего страну. С другой стороны, если за страну не держаться - тогда конечно, отпустить последний культурный миф и жить по отдельности.

Reply

bbzhukov April 26 2017, 11:26:05 UTC
Ну в общем-то я о том же, только у меня это вышло многословнее и бестолковее.

И вот что с этим делать? Вроде как закрывать лавочку содействовать окончательному распаду нации не хочется. "Граждане, извините, что мы к вам обращаемся, сами мы не местные, нас тут 145 миллионов случайно оказалось..." А с другой стороны - ясно, что на таком национальном мифе ничего путного не построишь.

Reply

ivanov_petrov April 26 2017, 14:53:14 UTC
Я не думал об изобретении новых национальных мифов. Как-то не склалось подумать. Но вот вы спросили - что делать... Я бы начал смотреть, как эту проблему решали другие - начиная с Франции, у которой тоже большой раздрай был от революции. причем ясно, что решили все не до конца, масса проблем - но хоть как. и смотрел бы на то, в чем проблемы. скажем, вот как решала послевоенная Германия - и смотрите, на что они напоролись. В самом общем виде - лечит не просто время, а время, проведенное с пользой. Если бы появились внятные общие события - новые - стало бы полегче. Ответ с другой стороны - у нашей власти патология, она совершенно не умеет говорить. Детали пояснять не надо - все в курсе. Ну, надо прямо в ее же присутствии ее помыть и научить разговаривать. опять же, не панацея, но многие проблемы решатся. причем способ - без крови, но с мылом - жестокий, конечно, но все же приемлемый.

Reply

anna_bpguide April 26 2017, 07:22:44 UTC
Давно ли гордость стала добродетелью? Христианство вроде предписывало смирение...

Reply

kot_kam April 26 2017, 07:35:21 UTC
Видите ли, тут в чем дело... Христианство принципиально, как бы это сказать, антиэтологично. Оно противостоит "плоти", то бишь тому, что в наше время принято называть "здоровыми инстинктами" или как-то так. Предписывает, например, ударившему по левой щеке подставить правую, а не заблокировать и хук в челюсть. А всякое "объединение нации" и прочая - это, по сути, чистая этология. Поэтому либо мы придерживаемся христианства - и тогда не считаем себя патриотами, а заботимся о личном спасении души, - либо, если уж мы патриоты своей Родины, тогда мы христианство задвигаем и руководствуемся здоровыми инстинктами стайного животного. В частности, стоим за своих и гордимся своей стаей. ИМХО. Патриот и смирение - две вещи не особо совместные. Это любой страны касается, не только России. И не только страны - любой группы людей, стремящейся к объединению на постоянной основе.

Reply

anna_bpguide April 26 2017, 12:42:57 UTC
Это тот случай, когда я предпочту христианство...

Reply

kot_kam April 26 2017, 13:06:40 UTC
Я лично тоже. Но ведь стопчут же...

Reply

bbzhukov April 27 2017, 01:08:07 UTC
Предписывает, например, ударившему по левой щеке подставить правую, а не заблокировать и хук в челюсть.
Лоренц и этому находил этологическую основу. Впрочем, он всю жизнь был закоренелым атеистом.

Reply

bbzhukov April 26 2017, 11:21:26 UTC
Может быть, может быть. Не мне судить.

Позволю только заметить (хотя, наверно, и на это не имею морального права), что это лишний раз показывает, чего стоит самоидентификация огромного множества наших соотечественников как "христиан". Но это мы, во-первых, и без того знали, а во-вторых, как раз в этом-то отношении русские и Россия, увы, не исключение. Ни в пределах христианской цивилизации, ни в мире в целом. Все такие.

Как там у Докинза? "А ты сам-то католик или протестант? - Ребята, вы чего, не поняли? Я же сказал: я атеист! - Ну хорошо, атеист. Но католический или протестантский?"

Reply

anna_bpguide April 26 2017, 12:44:30 UTC
Последний абзац, кстати, вполне правомерный, я думаю. Атеисты из католиков, протестантов и православных получаются разные. Разные вещи в религии не принимаются.

Reply

il_gattopardo April 26 2017, 13:29:46 UTC
атеист - это человек, который вообще не верит в бога
это вопрос веры, а не вопрос религий.
а то, о чем вы говорите, это лишь вопрос культуры. Понятное дело, что протестанты en masse культурней, чем католики, и, тем паче, чем православные. И атеист, воспитанный в протестантской среде, менее будет склонен воровать и пьянствовать, чем атеист из преимущественно православного окружения.

Reply

anna_bpguide April 27 2017, 07:21:07 UTC
А как называется человек, который верит в Творца, но не верит в Христа?

Reply

il_gattopardo April 27 2017, 13:17:42 UTC
вообще - верующим
а чтобы конкретно сказать - тут надо знать, как он этого своего Творца именует, и еще разные нюансы

Reply


Leave a comment

Up