Из литературной истории - журнал "маховик" и поэт Андрей Дементьев

Mar 17, 2013 14:31

Страшное слово «журнал»
Или о том, как составители «Маховика» редактировали главного редактора «Юности»

В самом начале февраля 1989 года, а возможно это были и последние числа января (точной даты в моих блокнотах не сохранилось) я с Володей Глыбовским и Юрой Зыковым возвращался из редакции. Был тихий зимний вечер, шел легкий снежок, мы неторопливо шли по верхней стороне проспекта Гагарина и говорили как обычно на самые разные темы. Разговор коснулся перспектив нашей газеты - можно ли увеличить формат, или хотя бы количество номеров в год. Хотя мы и знали, что это не более чем мечты, но все-таки чесали языки. И тут кто-то, не помню точно, кто из нас именно, сказал:
- Мужики, а почему бы нам не возобновить выпуск «Маховика»? Ведь могли же в двадцатые годы у нас выпускать ежемесячный журнал! Чем мы хуже?
Ну, раз эта идея попала на языки, она тут же стала обрастать подробностями как в фантастическом романе. Но, спустя несколько минут Володя Глыбовский сказал:
- А что, надо бы прикинуть серьёзно…




Идея довольно быстро обросла плотью, мы с Глыбовским набросали примерное содержание, начали собирать материалы и думать над оформлением будущего журнала. А параллельно ходили по различным кабинетам, добиваясь разрешения на выпуск журнала. Наконец, 24 мая 1989 было получено разрешение из Челябинского обкома КПСС на выпуск экспериментального номера приложения к газете (именно так первоначально назывался журнал «Маховик» в официальной переписке). К концу мая первый номер был уже практически набран.



А месяцем раньше, в конце апреля, городская организация книголюбов, которой тогда руководила Изабелла Ивановна Вавилина, пригласила в Златоуст редактора популярного молодёжного журнала «Юность» Андрея Дементьева. В «Златоустовском рабочем» 21 апреля даже появилось такое объявление:
Городская организация книголюбов приглашает на творческую встречу с поэтом, членом Союза писателей СССР, главным редактором журнала «Юность», лауреатом Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола АНДРЕЕМ ДЕМЕНТЬЕВЫМ.
Встреча состоится 28 апреля:
в помещении ДКиТ завода им. В. И. Ленина - в 18 час;
в ДКиТ машзавода - в 21 час.
Но по каким-то причинам в апреле Дементьев не смог приехать в наш город и появился в Златоусте только 31 мая. Как и было запланировано, он встретился со златоустовцами во обеих Дворцах культуры, а кроме этого - с журналистами местных газет (городской и многотиражных). Встреча с газетчиками проходила в видеокафе «Таганай» (в здании гостиницы «Таганай» на проспекте Гагарина). Время тогда было бурное, 25 мая открылся первый съезд народных депутатов СССР, за прямыми телетрансляциями заседаний которого следила буквально вся страна. Естественно, что и разговор с редактором «Юности» касался не столько литературных дел, сколько общественных - что происходит на съезде народных депутатов, какова его атмосфера, что будет со страной. Андрея Дмитриевича буквально забросали вопросами, на которые он терпеливо отвечал более полутора часов.



В самом конце встречи Володя Глыбовский задал редактору «Юности» вопрос о том, как тот относится к возможности появления местных, городских журналов. А. Дементьев сказал, что он к этому относится очень положительно и считает, что таких изданий надо бы выпускать как можно больше. Володя рассказал московскому гостю о том, что у нас почти готов первый номер «Маховика», показал варианты обложек, и, естественно, попросил автограф для «новорожденного». На одном из вариантов обложки Андрей Дмитриевич написал:
Дорогие коллеги!
Сердечно поздравляю вас с выходом журнала, и желаю «Маховику» и всем, кто его взлелеял и делает, никогда не крутиться вхолостую, а провести ремни к тысячам душ.
А. Дементьев.


Эти несколько строчек известного поэта стали для нас и радостью, и… источником немалых огорчений. Дело в том, что мы все время говорили о «Маховике» как о журнале, хотя официально он считался сначала приложением к газете, а потом и вовсе - спецвыпуском газеты «Златоустовский рабочий». И тут случилась такая история: хотя спецвыпуск нам было разрешено сделать в виде журнала, об этом узнала цензура и стала категорически настаивать на том, чтобы спецвыпуск вышел в газетном варианте. Судьба «Маховика» повисла буквально на волоске, и дело дошло до сектора газет ЦК КПСС, откуда 29 июня все-таки было получено разрешение на печатание спецвыпуска в виде журнала с условием, что все гранки «Маховика» будут просмотрены в обллите (так тогда именовался цензурный орган).
Я поехал с гранками в Челябинск. А там цензоры в числе прочего усмотрели крамолу в слове «журнал». Какой такой журнал, когда у вас спецвыпуск газеты! Из печатных-то текстов мы слово «журнал» предусмотрительно убрали, но оно осталось в автографе Дементьева, факсимильно воспроизведённом на обороте титульного листа. Как мы там-то слово «журнал» уберём? Убирайте, а то разрешение не дадим! Цензорам так говорить было хорошо, а каково было в этот момент нам - терять автограф А. Дементьева, конечно, не хотелось, но ведь, с другой стороны, не впишешь же в рукописный текст вместо «журнала» - «спецвыпуск»! (компьютеров-то с их возможностями тогда и в помине не было).
Но после некоторых размышлений выход был всё-таки найден. Я переснял автограф на фотоплёнку, отпечатал его, а потом из фотографии сделал монтаж, аккуратно вырезав два слова «с выходом журнала», благо, что расположение текста это позволяло. Слова Дементьева приобрели следующий вид:
Дорогие коллеги!
Сердечно поздравляю вас и желаю «Маховику» и всем, кто его взлелеял и делает, никогда не крутиться вхолостую, а провести ремни к тысячам душ.
А. Дементьев.



Именно в таком виде автограф редактора «Юности» вместе с фотографией Андрея Дмитриевича и появился в первом номере «Маховика», который вышел в свет в ноябре 1989 года.
В конце 1989 года мне довелось поучаствовать в работе всесоюзного семинара общественных корреспондентов «Рабочий, печать, перестройка», который проходил в Москве, в Выставочно-методическом центре «Советские профсоюзы» на ВДНХ СССР с 13 по 15 декабря. С собой в поездку я взял с десяток номеров первого «Маховика».
Хотя программа семинара была довольно напряжённой, мне всё-таки удалось выкроить время и 14 декабря побывать в редакции журнала «Юность». К сожалению, главного редактора А. Д. Дементьева на месте не оказалось. Два дня назад открылся второй съезд народных депутатов СССР, и всё внимание вновь было приковано к нему. Пришлось мне оставить номер «Маховика» с «отредактированным» автографом Дементьева секретарю и попросить передать журнал главному редактору, когда тот появится…
***
В марте 1908 года я с интересом прочёл в «Литературной газете» большую статью Андрея Дементьева о своём земляке Борисе Полевом, 100-летие со дня рождения которого отмечалось 17 марта (Полевой и Дементьев - оба родом из Твери). И поймал себя на мысли - как интересно получается: когда Андрей Дементьев был в Златоусте, он и не подозревал, что памятник на нашей главной площади установлен тоже его земляку - ведь и Павел Петрович Аносов, как мы теперь знаем, родился тоже в Твери.



Энциклопедия «Челябинская область» о «Маховике»
«МАХОВИК» , периодич. издания (Златоуст). Литературно-технический журнал «М.» издавался в 1923-26 в качестве ежемесячного приложения к газ. «Пролетарская мысль»; всего вышло св. 30 номеров. Первый журнал подобного направления на Юж. Урале. В нем публиковались науч.-популярные, краеведч. мат-лы, лит. произв. В постоянных разделах («Вопросы рабочей жизни», «Новости науки и техники», «Производственные беседы») освещалась деят-сть заводов и фабрик Златоуста и Златоуст. округа. В краеведч. разделе «Из прошлого наших заводов» печатались мат-лы К. Р. Петрова (см. Петровы) и В. Н. Швецова (см. Швецовы), к-рые легли в основу кн. «Из прошлого златоустовских заводов» (1926) и «Из прошлого южноуральских заводов» (1927). В журнале рассказывалось об уроженцах и жит. Златоуст. округа - кавалерах орд. Кр. Знамени. Были опубл. «Дело Артамоновых» М. Горького, «Мужицкий сказ о Ленине» Л. Н. Сейфуллиной, «Письмо к деду» С. А. Есенина; стих. А. М. Безыменского, В. М. Инбер, В. В. Маяковского; статьи публициста Е. Ярославского; рассказы О’Генри; произв. местных авт. П. Баранова, С. Иванова (Южного), С. Колосницына, П. А. Трегубенкова (см. Трегубёнковы), П. Феоктистова и др. Журнал распространялся по подписке. Сыграл организующую роль в создании первой лит. группы на Юж. Урале (ныне лит. объединение «Мартен»).
Литературно-краеведческий альманах «М.» издавался в 1989-97. Инициаторами возрождения изд. и составителями 1-го номера (1989) стали зам. ред. газ. «Златоустовский рабочий» В. Г. Глыбовский и краевед А. В. Козлов. Чл. редколлегии альманаха были Н. В. Верзаков, Глыбовский, Ю. Г. Зыков, Козлов, М. А. Тарынин, В. А. Черноземцев (все номера); А. И. Гончаренко, Ю. И. Горожанинов, Н. А. Косиков, А. В. Стратонов, Ю. П. Сюзёв, Д. И. Широкова. В 1989-90 в качестве спецвыпусков газ. «Златоустовский рабочий» вышли 3 номера альманаха, в к-рых были опубл. мат-лы по истории Златоуст. машиностр. з-да, треста «Златоустметаллургстрой»; краеведч. ст. «У края Родины, в безвестье» Верзакова, «Альбом последнего царя» Ю. П. Окунцова, «Свет алмаза» Косикова и др.; художеств. произв. В 1-м номере было также опубл. приветствие секр. правления СП СССР, гл. ред. ж. «Юность» А. Д. Дементьева, побывавшего в Златоусте летом 1989. В 1991 учредителями журнала стали ред. газ. «Златоустовский рабочий» и предпр. «Сервис-книга». В 1991 вышел в свет 2 номера журнала, в к-рых были размещены мат-лы по истории Златоуст. швейной ф-ки и часового з-да, краеведч. ст. «Потомки немецких мастеров» В. А. Костромина и Окунцова, «Александр I в Златоусте» И. А. Новикова. В 1991 в серии «Библиотечка журнала “Маховик”» вышел сб. «В граде святого Иоанна Златоуста» (составители: Глыбовский, Тарынин). Альманах печатался тиражом 5 тыс. экз. в Златоуст. типографии; распространялся в розницу. В кон. 1991 выпуск его был приостановлен. В 1992 подготовлен 6-й номер, посв. нац. природному парку «Таганай» (составитель Козлов), так и не увидевший свет. В 1997 издан спец. выпуск альманаха «Семидесятый оборот» (составители: Верзаков, Черноземцев), посв. 70-летию лит. объединения «Мартен».



Почему именно сегодня я решил вспомнить эту историю почти четвертьвековой давности? Да ларчик просто открывается: сегодня Борису Полевому исполнилось бы 105 лет, а вашему покорному слуге - 62 года (правда, пока ещё без частицы «бы»).

златоуст, поэт Андрей Дементьев, журнал "Маховик", история златоуста, СМИ, цензура

Previous post Next post
Up