Первый план Златоуста
После восстания Емельяна Пугачёва состояние уральских заводов, разорённых пугачёвцами, обследовали члены Берг-коллегии статский советник Глебовский и надворный советник Перфильев. В ходе этого обследования 6 июня 1775 года шихтмейстерами Григорием Небочиным и Иваном Лебецким был составлен план Златоустовского завода. Оригинал этого плана сегодня хранится в Санкт-Петербурге в Центральном государственном историческом архиве. Лет двадцать назад, когда шла работа над Златоустовской энциклопедией, мне довелось держать в руках фотокопию этого плана. Показали мне её в музее завода «Булат» (тогда этот музей ещё существовал и размещался на первом этаже Арсенала). Интереснейший документ, скажу я вам. Ведь это, по сути, первый план Златоуста, дошедший до нас. Я не только подробнейшим образом изучил план 1775 года, но и сделал с него кальку. А на днях, пользуясь современными технологиями, сделал новую версию этого плана. Вот она:
Пунктирными линиями указаны уничтоженные строения, а сплошными - уцелевшие от разорения. Из плана явствует, что сохранились заводская плотина, 4 горна при старой и новой доменных фабриках, разливной горн, 7 молотовых горнов. Все заводские строения, дом владельца завода Лариона Лугинина, церковь, дома жителей были сожжены. До уничтожения заводской поселок состоял из трех относительно обособленных частей: центральной, расположенной на левобережье Ая в 30-70 саженях (60-150 м) от берега пруда к западу от завода; Демидовки, находившейся на левом берегу пруда выше плотины; и Ветлуги, расположенной в 1 версте от завода по правому берегу пруда (своеобразные выселки, не связанные в то время сплошной застройкой с основным поселением). На рисунке, представленном выше, Ветлужскую часть я отрезал для удобства представления (в противном случае план получился бы очень мелким)
Всего на плане отмечено 7 улиц, разделенных на 24 квартала. В центральной части поселка находилась церковь Иоанна Златоуста - в 90 саженях (190 м) от створа плотины к западу и в 25 саженях (55 м) от берега пруда и усадьба заводчика Лариона Лугинина (на том месте, где ныне расположен краеведческий музей). Центральная часть поселка занимала площадь ок. 55 десятин (60 га) и состояла из 5 улиц, длиной от 75 до 220 саженей (160-470 м). В Демидовке были две улицы, одна из которых находилась на берегу пруда, вторая - ближе к подножию Уреньги (Бутыловки), общей площадью ок. 25 десятин (28 га). Ветлуга представляла собой два квартала на берегу пруда у подножия Косотура. Ширина улиц поселка - примерно 10 саженей (22 м).
Интересно, что на плане показаны две речки: Гремячка и Каменка. Гремячка это Громатуха, а Каменки сегодня нет (как-нибудь постараюсь поподробнее об этом рассказать).
Для удобства представлю и фрагмент плана, показывающий более крупно центральную часть тогдашнего Златоуста.
Цифрами на плане обозначены:
1. Церковь во имя Иоанна Златоуста.
2. Плотина.
3. Старая доменная фабрика.
4. Новая доменная фабрика.
5. Фабрика для дела кричного, резного и шинного железа.
6. Медеплавильная фабрика.
7. Дом заводчика Л. И. Лугинина.
8. Обывательские дома.
9. Улицы.
10. Молотовые фабрики.
11. Горны при старой, новой домнах.
12. Вновь построенный магазин.
Надо сказать, что в оригинале план ориентирован по сторонам света не так, как это делается сейчас. Сегодня, как правило, карты и планы ориентируют так, чтобы север указывал на верхнюю часть листа. А в XVIII веке было наоборот: на верхнюю часть листа указывал юг.
После закрытия заводского музея все его фонды были переданы краеведческому музею, так что фотокопия первого плана сегодня, вероятнее всего, там.
Вернувшись сегодня к старой теме, попробовал я поискать какие-либо сведения о тех людях, которые обследовали Златоустовский завод в 1775 году. О шихтмейстерах Григории Небочине и Иване Лебецком никаких данных найти не удалось, как, впрочем, и о надворном советнике Перфильеве. А вот статский советник Глебовский оказался личностью весьма незаурядной, если судить по биографической справке, приведённой в «Русском биографическом словаре» А. А. Половцова:
Глебовский Иван Елизарьевич - действительный статский советник, поручик правителя С.-Петербургской губернии, происходил из дворянского рода, служившего по Рязани. Отец его Елизарий Софонович был дворцовым стряпчим; а дядя, Панкратий Софонович, служил в Преображенском полку, 23 апреля 1703 г. отличился при Ниеншанце, в 1722 г. назначен обер-вальдмейстером, а в 1723 г. произведен из майоров гвардии в бригадиры.
И. Е. Г. родился около 1733 г. и в 1744 г., 11 лет, поступил в кадетский корпус. В 1754 г. был сержантом в том же корпусе, а в 1765 г., в чине майора - директором учения. Перейдя в статскую службу, в 1775 г. служил, в чине статского советника, в Берг-конторе , а затем занимал должности председателя Смоленской уголовной палаты (с конца ноября 1775 г.), вице-президента канцелярии опекунства иностранных, председателя Петербургской уголовной палаты (с октября 1779 г., уже в чине действ. статского советника) и поручика правителя (т. е. вице-губернатора) Петербургской губернии (с 28 июля 1781 г.). Уволен от службы 24 мая 1782 г. по болезни с пенсией полного оклада. В 1785 г. числился по спискам на службе. Умер, по-видимому, в конце 1796 г. или начале 1797 г.; указом Сенату от 4 февраля 1797 г. Павел I утвердил духовную действ. статского советника Глебовского.
По свидетельству Новикова, Г. напечатал по поручению Екатерины II в 1774 г. 1-ю часть "Древнего Летописца" (СПб., при Имп. Академии Наук), рукопись которого находилась в комнатной библиотеке Государыни (2-я часть напечатана в 1775 г. Козицким). "Летописец" напечатан на счет кабинета, с предоставлением всех печатных экземпляров в пользу трудившихся над его изданием. Часть, напечатанная Г., страдает дефектами вследствие частых пропусков (Иконников, "Опыт русской историографии", II, 1270). Вероятно, он же принимал участие в переводе с французского (переводчиками обозначены Ив. Глебовской и Алексей Голостенов) "Новаго курса Математического для артиллеристов и инженеров" Беллидора (2 ч., СПб., 1766-1769 гг., 4°, с чертежами).
Глебовский был дружен с воспитателем Павла І Порошиным, который давал ему, в числе немногих, читать свои записки. В них приводится отзыв о Глебовском А. П. Сумарокова, говорившего, "что таких людей у нас на Руси не много, что это человек прямо дельной; что хотя не имеет в себе много блистательного, однако, когда его хорошенько рассмотришь и узнаешь, то окажется, что он истинно человек почтенной".
Для особо любопытных привожу ссылки, где обе картинки с планами можно посмотреть в хорошем разрешении:
План Златоуста
здесь,
План центра -
здесь.
За сим позвольте откланяться.
АК