Многие согласятся - качество продаваемых в магазинах продуктов падает из года в год. Что российская, что импортная еда в большинстве своем стандартно невкусна. Почти исчезло само понятие «свежесть» - красители, загустители, эмульгаторы и прочие чудеса промышленной кулинарии призваны сохранить товарный вид продукции на неопределенно долгое время.
Понятно, что состав колбасы или пельменей такой, что там сам черт ногу сломит. Но оставалась надежда, что хотя бы самые простые продукты, вроде минеральной воды или молока, сохранят свою природную неприкосновенность. Но, однако, и здесь качество становится сомнительным.
Цены на нефть зашкаливают, на дорогах не протолкнуться от новых иностранных машин, цены растут со скоростью света, прогресс, так сказать, налицо во всех сферах жизни, почему же еда в супермаркетах становится все более несъедобной?
К сожалению, правила в российском бизнесе сейчас таковы, что это неизбежно. Основная причина такой гастрономической деградации - монополизм, наглость и бесконтрольность гигантских корпораций, беспардонно подмявших под себя весь российский пищевой рынок.
Зайдите в любой супермаркет от Калининграда до Владивостока - везде вы найдете те же самые упаковки, одни и те же названия. Больше половины видов продуктов производятся монополистами. Рынок молока монополизирован до самого предела - Данон-Юнимилк и Пепсико-Вимбильдан продают больше двух третей всей молочной продукции в РФ.
Вы скажете, ну и что? Пусть они там все хоть сожрут друг друга, какое мне дело до этого? Но дело в том, что потребитель, то есть вы - эта и есть главная жертва монополизма.
И дело тут не только в отсутствии выбора. Даже если вы не любите разнообразия и готовы до конца своей жизни поглощать только «Домик в деревне», вы все равно пострадаете. Ухудшение качество продуктов при монополизации НЕИЗБЕЖНО.
Вспомните Майкрософт. Мало кто помнит, но когда-то они были весьма динамичной, передовой и прогрессивной компанией. Сейчас их продукт вызывает рвоту - но приходится им пользоваться - другого-то нет! Или другой пример. Заметили ли вы, что пиво, произведенное в России, в последнее время превратилось в самую настоящую бурду? На этикетках могут быть самые славные немецкие и чешские названия, но отвратный вкус безошибочно выдает отечественную продукцию. Почему так случилось? Тоже из-за монополизма, вызванного тем, что почти все производители были скуплены парой мультинациональных гигантских компаний. После исчезновения конкуренции монополисты совершенно не заинтересованы улучшать качество продукции.
Кроме того, что гиганты навязывают повсюду свою бурду, которая невесть из чего делается, они и на стадии собственно производства и закупок ведут себя довольно беспардонно.
В Татарстане, самом крупном регионе-производителе молока в РФ, крупные иностранные компании (Danone и Pepsico) подмяли под себя практически весь оптовый рынок молока, полностью подчинив себе трейдинговые фирмы. Однако никакой пользы от такого господства иностранных «инвесторов» татары не ощущают.
Закупочные и отпускные цены на молоко сейчас устанавливаются железной рукой этих корпораций. Фактически всей молочной индустрией, всем молочным сельским хозяйством республики безраздельно распоряжается месье Стефан Кусте - управляющий директор Danone, и его коллега из компании Pepsico.
Особенно туго приходится небольшим независимым молокозаводам. Купить сырье напрямую у колхоза невозможно - запуганные производители отказываются продавать молоко кому-либо, кроме подконтрольных иностранным гигантам «трейдеров», даже если им предлагают более высокие цены. Приходится обращаться к этим самым «трейдерам», то есть отдаваться на милость конкурента. Все равно сырья не хватает, мощности простаивают, многие находятся на пути к разорению - и это при том, что половину всего произведенного в Татарстане молока «мультинационалы» вывозят за пределы республики! Такое вот классическое удушение местной обрабатывающей промышленности в пользу вывоза необработанного сырья - прямо как из истории Латинской Америки 19 века.
Несмотря на своё иностранное происхождение, никакого облагораживающего влияния эти корпорации на российскую бизнес-среду не оказывают, быстро усваивая, напротив, местные нравы и методы ведения дел. Молоко скупается у колхозов и фермеров почти исключительно за «нал», так что никаких налогов и пенсионных взносов в пользу колхозников не платится. Единственной уступкой, а вернее ширмой, стал новый порядок, при котором молоко закупается не напрямую, а через прокладки в виде трейдеров, которые сами этим налом и распоряжаются.
Впрочем, эти «трейдеры» особенно и не скрывают свою тесную связь с монополистами. Лидеры рынка - торговые дома «Албаба» и «Агросоюз» - управляются Ильнаром Гариповым, который «случайно» возглавляет также службу заготовок даноновской структуры «Эдельвейс-М». У «Пепсико» есть своя подручная компания - «Ватан-М» под управлением некоего Ильнара Сунеева, в связке с «Рацином», структурой местного Минсельхоза.
Есть и другие компании, но всех их, всякие там «Туган-Жир», «Ак Барс», «Милктрейд», объединяет одно - полная зависимость от монополистов и крайняя нечистоплотность в делах.
Нежелание «Данона» и «Пепсико» самим марать руки «налом» вызвана необходимостью хотя бы наружно соблюдать местное законодательство, как того требуют правила бирж, на которых обращаются акции этих корпораций.
Впрочем, российское законодательство молочные короли, можно сказать, сами и контролируют. Несколько лет назад правительство планировало ввести строгий контроль над качеством молока и заставить молокозаводы маркировать свою продукцию как «молочный напиток», если она не представляет собой цельное молоко без примесей. И что же - кто-нибудь видел хоть один «молочный напиток» в супермаркете? То, что значительную часть разливаемого в РФ молока гонят из сухого молока, в том числе китайского, нет никакого сомнения. Только вот куда оно потом все девается?
На таких рынках, как молочный, свободная конкуренция и доктрина невмешательства не работают. Вернее работают, но не так как надо. Побеждает не самый лучший и дешевый продукт, а изделие компании, которая сможет подмять под себя рынок огромными деньгами, захватив контроль над производством и сбытом. На самом деле гиганты молочной индустрии могли бы вообще избавиться от всех мелких производителей, просто отстранив их от своей оптовой трейдинговой сети, но они не делают этого политическим соображениям - слишком большой шум может подняться.
Опасность монополизма была осознана американцами еще в 19 веке, когда в США были приняты знаменитые антитрастовые законы. Такие законы приняты и у нас, но надежд на их выполнение, как водится, мало.
Так что, призываю всех вас, друзья - покупайте молоко небольших региональных производителей. Оно и вкуснее, и полезнее, да и этим вы немного поможете колхозникам и настоящим производителям молока. Надо бороться с засильем мультинациональных корпораций.