Рифы памяти

Jan 09, 2014 22:00

Почему рыб неудержимо манят затонувшие корабли и танки?

Корабль «Генерал Хойт С. Ванденберг» - бывшая плавучая телеметрическая станция - навсегда ушел на дно океана. Это произошло солнечным майским утром 2009 года, всего в 11 километрах от острова Ки-Уэст во Флориде.



С судна раздалась череда глухих взрывов - в трюме глубоко под ватерлинией были заложены 46 зарядов. Ветерок принес резкий запах пороха, поднялась завеса черного дыма, но несколько мгновений казалось, что ничего не происходит. Корабль покачивался на волнах - 159-метровая ржавая списанная посудина с двумя бесполезными тарелками радаров, возвышающимися над гладью океана.

Затопление судна и превращение его в искусственный риф несет не только экономическую выгоду. Предполагается, что на новых местах обитания вырастет поголовье некоторых видов рыб.







Вертолеты с репортерами на борту кружили над местом происшествия, тысячи зевак, заглушив моторы, ждали в лодках за пределами действия взрывной волны - и вот «Ванденберг» начал стремительно погружаться в воды залива. Корабль уходил вниз в строго горизонтальном положении, только под конец нос судна нырнул, а корма приподнялась, и вскоре на поверхности не осталось ничего, кроме бурлящей белой пены. «Сегодня же вечером на его остове поселятся рыбы!» - заявил Джо Уитерби - руководитель масштабного проекта по затоплению судна и превращению его в искусственный риф, который будет привлекать дайверов и рыбаков на Ки-Уэст.







«Ванденберг» не первый корабль, с умыслом отправленный на дно. В водах у островов Флорида-Кис обрели последнее пристанище катера береговой охраны «Дуэйн» и «Бибб», недалеко покоится десантный транспорт ВМС США «Шпигель Гроув». А в 30 километрах от флоридского порта Пенсакола на песчаном дне лежит авианосец «Орискейни» - самое большое морское судно из тех, что когда-либо были затоплены для создания искусственного рифа. Десятки транспортных судов времен Второй мировой войны, известные как корабли серии «Либерти», были погружены или, если использовать официальный термин, «помещены» под воду у берегов Мексиканского залива, а также вдоль атлантического и тихоокеанского побережий Соединенных Штатов.



Давно известно, что затонувшие корабли - лучшие места для рыбалки. С 1830-х годов американские рыбаки целенаправленно сооружали «рифы» из связанных бревен. В наше время материалами для самодельных рифов служит пришедшая в негодность техника: старые холодильники, тележки из супермаркетов, разбитые автомобили, сломанные торговые автоматы, а также - с разрешения властей - списанные вагоны метро, устаревшие бронетранспортеры и танки, покинутые нефтедобывающие платформы и специально спроектированные модули, похожие на пчелиный улей; их называют «рифовыми шарами». Практически все, что может затонуть, способно стать рифом.

Не все так радужно и однозначно: некоторые биологи опасаются, что рукотворный подводный рельеф просто переманивает морских обитателей с природных рифов, обедняя их.



Превратится ли остов «Ванденберга» в подводный сад и как будет протекать этот процесс, зависит от множества факторов - таких, как глубина и температура воды, наличие течений и состав морского грунта. Но в большинстве случаев заселение рукотворных рифов морскими обитателями происходит в несколько более или менее предсказуемых этапов.

Сначала в том месте, где течение сталкивается с новым вертикальным препятствием, возникает богатый планктоном восходящий поток - прекрасный источник пищи для сардин и рыбной молоди, которые, в свою очередь, привлекают хищников - синих тунцов и акул. Затем появляются существа, нуждающиеся в защите от беспощадной бездны океана, - это обитатели пещер и расщелин, такие, как груперы, луцианы, рыбы-солдаты, мурены и спинороги. Хищники, подобные ставридам и барракудам, способные довольствоваться любой добычей, лишь бы ее было много, со временем тоже находят место по себе - такое, где можно спокойно подстерегать очередную жертву. Пройдет время (месяцы, а может быть, годы или даже десятилетия - все зависит от прихоти океана), и чужеродная груда ржавой стали покроется водорослями, морскими спринцовками, известковыми и мягкими кораллами, губками - жизнь пробьется на каждом пятачке ее поверхности.

«Создание искусственных рифов экономически выгодно», - говорит Майкл Миглайни, капитан прогулочного судна «Орион». Он возит рыбаков и дайверов из города Порт-Арансас к нефтяным установкам, в район, который, по счастью, не затронуло нефтяное пятно, образовавшееся в заливе после катастрофы на платформе Deepwater Horizon в апреле 2010 года. «Организация местообитаний для рыб - сродни созданию оазисов в пустыне», - считает Миглайни. - Искусственные рифы - это способ расширения возможностей океана по воспроизводству рыбы и увеличению объема живых организмов в заливе». Так, предполагается, что на новых местах обитания вырастет поголовье красного парго - вида, который пользуется особой популярностью у рыболовов-спортсменов в Мексиканском заливе.

Впрочем, не все так радужно и однозначно: некоторые биологи опасаются, что рукотворный подводный рельеф просто переманивает морских обитателей с природных рифов, обедняя их. «Что касается красных парго, то искусственные рифы - это опасная приманка для них, - говорит Джеймс Х. Коуэн, профессор отделения океанографии и изучения побережья Университета штата Луизиана. - Если судить об успехе только по объему улова, то искусственные рифы - удачный проект. Но если эти конструкции, обычно затапливаемые на мелководье, чтобы облегчить к ним доступ рыбакам, окажутся очень привлекательными для рыб, и те станут уходить с удаленных от берега природных рифов, это может привести к избыточному вылову представителей тех видов, которые и так немногочисленны».



Очевидна и еще одна проблема: некоторые затопленные конструкции становятся теми самыми рифами, которых всегда опасались мореплаватели. Ведь даже тщательно продуманная операция может пойти не по плану.

Когда в 2002 году корабль «Шпигель Гроув» раньше времени ушел под воду недалеко от острова Ки-Ларго, он опустился вверх дном, причем только кромка кормы легла на грунт. Часть носа осталась торчать над поверхностью воды, словно нож, готовый вспороть брюхо судам, бороздящим морскую гладь поблизости. Потребовались масштабные спасательные работы, чтобы положить корабль на борт. И только спустя три года ураган Деннис окончательно выровнял «Шпигель Гроув», полностью скрыв его под водой.

Другие искусственные рифы являются источником ядохимикатов, непрерывно отравляющими океан.

Опасность загрязнения - причина того, что 70 процентов от 8,4 миллиона долларов, затраченных на затопление «Ванденберга», ушло на работы по обеспечению экологической безопасности: с судна было удалено более 10 тонн асбеста и 243 тысячи метров электрических проводов. Причем на каждый метр провода понадобился килограмм разрешительных документов о соответствии проекта работ «Национальному плану по созданию искусственных рифов».

Несмотря на все неувязки, истории с кораблями «Шпигель Гроув» и «Ванденберг» закончились благополучно, чего нельзя сказать о «Рифе из покрышек Осборн». Этот проект, задуманный в начале 1970-х годов в округе Бровард штата Флорида, сначала был воспринят как хорошая возможность решить сразу две проблемы - избавить свалки от двух миллионов использованных автомобильных покрышек и создать уютный дом для обитателей моря. Но оказалось, что вулканизированная резина - решительно неподходящее место для морских обитателей. А связанные вместе шины, вместо того чтобы способствовать разрастанию двух коралловых рифов, разрушили живущие на них хрупкие организмы: связки быстро распались, и, гонимые волнами, шины начали разбивать кораллы. А со временем море стало во множестве выносить покрышки на пляжи. Инициатива «Риф Осборн» уступила место дорогостоящей «Программе сбора покрышек с рифа Осборн».

Искусственные рифы - это не только старые покрышки и корабли. В наши дни появились компании, предлагающие даже людям стать рифами...



Джим Хатслар, один из трех партнеров - авторов проекта «Мемориальный риф Нептун», пригласил меня ранним весенним утром на осмотр подводного кладбища, созданного в семи километрах от Майами-Бич. Пока Хатслар дайверским ножом счищал водоросли с памятных табличек, я пытался разглядеть, в первую очередь, того, что со временем станет подводным кладбищем-садом. Вода была мутной, что только усиливало ощущение пребывания в потустороннем мире, которое это странное сооружение, по-видимому, и должно было вызывать.

А увидел я несколько полуразрушенных колонн, расходящиеся в две стороны колоннады и двух огромных бронзовых львов, сидящих на страже у раскачиваемых волнами железных ворот.

«Нептун» изначально был задуман как скрытая от человеческих глаз инсталляция, которая, постепенно разрушаясь, пройдет различные живописные стадии распада на дне океана.

А собственно подводное кладбище - лишь способ окупить этот проект, и на данный момент здесь было совершено уже около двухсот захоронений. Тела тех, кто находит свой покой на рифе «Нептун», кремируют, пепел смешивают с цементом, а потом либо помещают в колонны, либо отливают скульптуры в виде морской звезды, коралла или иного морского создания. Проплывая среди косяков рыб, я отдавал дань уважения почившим под водой.

Текст: Стивен Хэрриген, фотографии: Дэвид Дубиле

national geographic

Previous post Next post
Up