Сам себе пилот

Sep 20, 2013 16:02



Шериф Дерек Джонсон управляет Draganflyer Х6, стоя на шоссе неподалеку от города Гранд-Джанкшен, штат Колорадо. Власти графства Меса с 2009 года используют беспилотники для поиска людей и реконструкции преступлений.

Эти самолеты показали, на что они способны, во время войны с «Аль-Каидой». Сегодня они готовы проявить себя на родине. Возможные сферы применения: патрулирование границ, преследование преступников, обработка полей химикатами. А может, слежка за всеми нами?

На краю поля люцерны вблизи города Гранд-Джанкшен, штат Колорадо, стоит шериф Дерек Джонсон и вглядывается, прищурившись, в подернутое дымкой небо, по которому ползет маленькая темная точка. Это не гриф и не ворона, а «Сокол» (Falcon) - новейший беспилотный летательный аппарат, и Джонсон управляет его полетом. Полиция графства Меса подумывает, не начать ли использовать возможности «Сокола» для поисков заблудившихся туристов и беглых преступников. На раскладном столике перед шерифом - ноутбук. На экране один за другим появляются снимки близлежащего шоссе.



Рядом с Джонсоном стоит конструктор «Сокола» Крис Майзер, отставной капитан ВВС. Размах крыльев беспилотника - два с половиной метра, но весит он всего четыре килограмма. Аппарат оснащен электромотором, двумя подвижными камерами, одна из которых снимает в обычном спектре, а другая - в инфракрасном, и автопилотом, подключенным к GPS. «Сокол» не подлежит экспорту без разрешения властей США и, по словам Майзера, по своим характеристикам схож с армейским беспилотником «Ворон» (Raven), только стоит гораздо дешевле. Майзер намерен продать два беспилотника вместе со всей начинкой по цене, примерно равной стоимости полицейской машины.

По меньшей мере 50 стран мира имеют на вооружении беспилотные летательные аппараты, а у Китая, Израиля и Ирана есть собственные заводы по их производству.

Согласно закону, подписанному президентом в феврале 2012-го, Федеральное авиационное агентство (ФАА) откроет воздушное пространство США для беспилотных летательных аппаратов к 30 сентября 2015 года. Пока графство Меса - одна из немногих административных единиц, получивших от ФАА соответствующее разрешение. У местной полиции уже есть беспилотный вертолет Draganflyer, способный оставаться в воздухе около двадцати минут.

«Сокол» может летать целый час. Джонсон задает в ноутбуке нужную высоту и скорость и щелкает по целям на цифровой карте. Остальное делает автопилот. Чтобы «Сокол» взлетел, его нужно просто подбросить в воздух. Акселерометр включит пропеллер только после того, как птичка выпорхнет на волю, так что руки запускающего не пострадают.

«Давайте скажем ему, чтобы спускался», - говорит Майзер Джонсону. Шериф стучит по клавиатуре ноутбука, «Сокол» устремляется вниз, выпускает неоново-оранжевый парашют и мягко приземляется всего в нескольких метрах от заданной точки.

Рожденные 11 сентября. Двенадцать лет назад беспилотниками интересовались немногочисленные энтузиасты-любители да военные, занимавшиеся разведкой с помощью беспилотных летательных аппаратов вроде «Хищника» (General Atomics Predator).

Затем грянуло 11 сентября, а вслед за ним - вторжение в Афганистан и Ирак. Беспилотники очень быстро стали незаменимыми для вооруженных сил США. Пентагон снабдил «Хищника» и другой беспилотный наблюдательный самолет, получивший название «Жнец» (Reaper), ракетами, так что люди, управлявшие ими откуда-нибудь из Невады или Нью-Йорка, могли не только следить за целями, но и уничтожать их. Аэрокосмические компании наладили производство множества более мелких беспилотников, оснащенных компьютерными чипами и точными сенсорами, - не только камерами, но и приборами, измеряющими содержание в воздухе химикатов, патогенных и радиоактивных веществ.

Соединенные Штаты ввели в строй более 11 тысяч военных беспилотников - очень много, особенно если учесть, что в 2002-м их было меньше двух сотен. В ближайшие 20 лет такие аппараты смогут заменить большинство армейских пилотируемых летательных средств, считает Джон Пайк, военный эксперт аналитического центра GlobalSecurity.org.



Немецкий беспилотник Microcopter, снабженный восемью «руками», размах которых менее метра, представляет собой устойчивую платформу для камеры и стоит в пределах пяти тысяч долларов.

По меньшей мере 50 стран мира имеют на вооружении беспилотные летательные аппараты, а у Китая, Израиля и Ирана есть собственные заводы по их производству. Авиастроительные компании, а также университеты и государственные конструкторские бюро разрабатывают проекты целой стаи беспилотников нового поколения - от роботов-мух и роботов-колибри до Phantom Eye компании «Боинг» - работающего на водородном топливе гиганта с 45-метровым размахом крыльев, который может летать на высоте 20 тысяч метров до четырех дней подряд.

Сегодня беспилотными аппаратами занимаются более тысячи компаний - как крупнейшие военные подрядчики, так и недавно появившиеся «карлики» вроде фирмы Криса Майзера. Некоторые из них пытаются найти беспилотникам место и в гражданской жизни. Так, «Хищники» уже помогают агентам Бюро таможенного и пограничного контроля выслеживать контрабандистов и незаконных иммигрантов на территории США. Принадлежащие НАСА «Ястребы» (Global Hawks) собирают данные об атмосферных явлениях и заглядывают внутрь ураганов. Беспилотники помогли ученым больше узнать о вулканах Коста-Рики, археологических памятниках России и Перу, а также о наводнениях в Северной Дакоте.

Сторонники использования новой техники в мирной жизни утверждают, что их потенциальные клиенты в США - 18 тысяч отделений правоохранительных служб. Они надеются, что скоро беспилотники станут незаменимы в сельском хозяйстве (наблюдение за состоянием посевов и их опрыскивание, поиск потерявшегося скота), средствах массовой информации (наблюдение за общественными мероприятиями и виллами знаменитостей), в прогнозировании погоды и борьбе с дорожными пробками. «Совершенству нет предела, - говорит Билл Борджиа, инженер компании “Локхид-Мартин”. - Как только техника окажется в руках потенциальных пользователей, те найдут ей множество интересных применений».



Беспилотник Aurora Skate, достаточно верткий, чтобы летать в закрытых помещениях вроде заброшенной фабрики, был создан для разведки в городах - даже таких как перуанский город XVI века), который исследуют археологи Университета Вандербильта.

Главное препятствие, уверены энтузиасты,- это нынешние правила, строго ограничивающие полеты аппаратов, принадлежащих частным компаниям и государственным организациям (но не отдельным любителям). Но даже получив разрешение ФАА, владельцы беспилотников не имеют права запускать их выше 120 метров, а также вблизи аэропортов и других мест с оживленным воздушным движением; кроме того, они обязаны следить за тем, чтобы аппараты всегда находились в поле зрения. Впрочем, все может измениться с вступлением в силу нового закона, который требует от ФАА допустить «безопасную интеграцию» беспилотников в воздушное пространство США.



Машут эти крылышки быстро, но создадут ли они момент силы? Два крыла робота-бабочки (да, их всего два), каждое длиной 7,5 сантиметра, проходят испытания в лаборатории ВВС США в Огайо.

Если ФАА смягчит свои правила, говорит один из моих собеседников Марк Браун, то объем гражданского рынка беспилотников- особенно тактических, маленьких и дешевых- может обогнать военные закупки, объем которых в 2011 году превысил три миллиарда долларов. Браун, бывший астронавт, а ныне консультант по аэрокосмическим вопросам в Дейтоне, штат Огайо, помогает производителям и их потенциальным клиентам найти друг друга.

Дейтонские мечтатели. Ажиотаж вокруг беспилотников особенно сильно ощущается в Дейтоне, колыбели американской авиации, где выросли братья Райт и находится база ВВС США «Райт-Паттерсон». Экономика Дейтона переживала не лучшие времена еще до начала кризиса. За последнее десятилетие отсюда ушло несколько крупных компаний, в том числе «Дженерал Моторс». Сейчас город кишит предпринимателями, занимающимися беспилотниками. «Это одна из немногих новых отраслей, у которых есть шанс на быстрый рост», - уверен Браун.


Один из таких предпринимателей - Дональд Смит, бывший военный авиатехник. Его фирма UA Vision производит беспилотник «Копье» (Spear) с дельтовидным крылом. Пенополистироловое «Копье» выпускается в нескольких размерах; у самой маленькой модели размах крыльев всего метр, весит она меньше двух килограммов и напоминает игрушечный бомбардировщик В-1. Смит рассчитывает, что «Копье» будут использовать для наблюдения за домашними любимцами, скотом, дикими животными и даже за людьми, страдающими болезнью Альцгеймера, - за кем и за чем угодно, лишь бы цель была снабжена радиомаячком.

Неподалеку от UA Vision на авиабазе «Райт-Паттерсон» находится Технологический институт ВВС США, центр военных исследований в области беспилотных летательных аппаратов. В одной из лабораторий Джон Рэкет разрабатывает новую навигационную систему для беспилотников.

На GPS надежды мало, поясняет он. Ее сигналы могут быть блокированы зданиями или пресечены специально. Когда в декабре 2011 года в Иране потерпел крушение беспилотник ЦРУ, местные власти заявили, что сбили его с курса, перехватив контроль над его GPS. Команда Рэкета работает над системой, которая позволяла бы беспилотникам ориентироваться на местности подобно живым пилотам - визуально, но с помощью камеры и программы распознавания образов. Цель лаборатории, не устает повторять Рэкет, заключается в том, чтобы создать «систему, на которую можно положиться».

По словам Рэкета, беспилотник, оснащенный такой системой, сможет даже распознавать линии электропередачи и, не прерывая полета, заряжаться от них энергией с помощью специального приспособления, получившего название bat hook - «крюк летучей мыши». (Строго говоря, такой способ подзарядки все-таки воровство, так что Рэкет советует гражданским клиентам отказаться от него). Он пытается продемонстрировать мне этот трюк на примере квадратного беспилотника. Во время первой попытки аппарат, жужжащий, словно рой шершней, переворачивается. Во время второй- врезается в стену. Наконец четырехвинтовая конструкция взлетает и набрасывает крюк на провод, протянутый через комнату.

Дальше по коридору находится другая лаборатория, где Ричард Кобб работает над созданием беспилотников, которые способны оставаться незаметными, летая у всех на виду. Кобб сконструировал робота-бабочку с крылышками из углеродного волокна и майларовой пленки. Пьезоэлектрический мотор заставляет эти крылышки делать тридцать взмахов в секунду. Но для того, чтобы беспилотники размером с насекомых могли оставаться в воздухе более нескольких минут, потребуется серьезное развитие аккумуляторных технологий. По оценкам Кобба, оно займет более десяти лет.

Однако на авиабазе «Райт-Паттерсон» уже построен «микрополигон» для испытания маленьких беспилотников. Это напоминающий пещеру зал (высота потолка более десяти метров, площадь - около 350 квадратных метров), стены которого обиты мягким материалом. Исследования здесь по большей части засекречены. Мне не разрешили понаблюдать за испытаниями, но показали анимационное видео с беспилотниками-жуками в главных ролях. Они роями летают между зданиями, ползают по подоконникам и садятся на линии электропередачи. Один из них подбирается к хмурому человеку, сжимающему в руке пистолет, и стреляет ему в голову. На экране появляется надпись: «Летательные микроаппараты: незаметные, проникающие повсюду, смертельно опасные».

Сможет ли что-нибудь помешать террористам и преступникам наложить лапу на какой-нибудь из этих смертельно опасных беспилотников? Хотя американские официальные лица редко обсуждают эту угрозу публично, воспринимают они ее всерьез. Террористическая исламистская группировка «Хезболла», базирующаяся в Ливане, утверждает, что получила беспилотники из Ирана. В ноябре прошлого года федеральный суд приговорил жителя Массачусетса к 17 годам тюремного заключения за то, что тот планировал произвести атаку на Вашингтон с помощью беспилотников, начиненных взрывчаткой С-4.

Справиться с угрозой атак беспилотных устройств, считают некоторые инженеры, можно только с помощью других таких устройств. «Наша новая задача - разработка истребителей», - говорит Стивен Гриффитс, инженер компании Procerus Technologies, производящей электронное оборудование для авиации. Ее системы искусственного зрения позволят одним аппаратам обнаруживать и уничтожать другие - пойдя на таран или расстреляв. «Если ты можешь представить себе это,- говорит Гриффитс, - значит, сможешь это сделать». Рано или поздно беспилотники станут достаточно умными, чтобы действовать самостоятельно, под минимальным контролем человека.

Еще один повод для страха. Даже находясь под управлением опытных и не замышляющих зла операторов, беспилотники могут представлять опасность, и именно это заботит ФАА. Список аварий военных беспилотников не внушает особого оптимизма. С 2001 года с тремя главными моделями, состоящими на вооружении ВВС - «Хищником», «Ястребом» и «Жнецом», - произошло как минимум 120 несчастных случаев, в 76 авариях беспилотник разрушался. Статистика не включает данные об аппаратах, принадлежащих другим родам войск и ЦРУ. Не включает она также случаи, когда беспилотники по ошибке атаковали и убивали мирных жителей или солдат союзных США государств.

Даже поборники внедрения беспилотных аппаратов требуют гарантий от их производителей. «Никто не должен подвергать сомнению право ФАА принимать необходимые меры по обеспечению безопасности», - говорит Ричард Скаддер, глава Лаборатории по испытанию опытных моделей в Дейтонском университете. Один несчастный случай (например, беспилотник - не дай бог - упал на девочку, играющую во дворе) - и вся индустрия будет отброшена назад на годы.

А что если беспилотник врежется в пассажирский авиалайнер? В Дейтоне базируется компания Defense Research Associates, работающая над созданием системы «почувствуй и отклонись», которая должна стать дешевле и компактнее радара. Принцип, рассказывает руководитель проекта Эндрю Уайт, прост: камера засекает быстро увеличивающийся в размерах объект и посылает сигнал автопилоту, который изменяет курс в безопасном направлении. Такой прибор мог бы предотвращать столкновения вроде того, что произошло в 2011 году в Афганистане, когда 180-килограммовый беспилотник «Тень» (Shadow) врезался в грузовой самолет С-130 Hercules. (К счастью, «Геркулесу» удалось совершить посадку с беспилотником, торчащим у него из крыла.)

Перспектива широкого применения беспилотников тревожит и защитников неприкосновенности частной жизни. Инфракрасные и радиосенсоры, применяемые военными, могут видеть сквозь облака и листву и даже, как рассказывал мне не один источник, отслеживать перемещения людей внутри зданий.

В последние несколько лет американской оккупации Ирака беспилотные летательные аппараты вели наблюдение за Багдадом 24 часа в сутки, превратив город в подобие гигантского супермаркета, набитого камерами безопасности. После теракта на дороге сотрудники американской администрации могли прокручивать видео назад, чтобы проследить путь террористов от их укрытия. Такой метод называется непрерывным наблюдением. Правозащитников тревожит возможность того, что власти не устоят перед соблазном вести непрерывное наблюдение за гражданами США. Четвертая поправка к конституции Соединенных Штатов защищает американцев от «необоснованных обысков и арестов», однако пока неясно, как суды будут трактовать эти слова применительно к беспилотникам.

Сценарий, который правозащитник Джей Стенли называет «кошмарным сном», начнет осуществляться, когда беспилотники станут применять во время полицейских рейдов и погонь, «по большей части не вызывающих никаких возражений». Вскоре, однако, сети из подключенных друг к другу беспилотников и компьютеров, по словам Стенли, «получат возможность автоматически следить за множеством транспортных средств и людей, передвигающихся по городу» - подобно тому, как сотовая сеть передает звонки от одного ретранслятора к другому. Но самый жуткий кошмар начнется, когда власти примутся объединять данные видео и сотовой слежки, создавая базы данных ежедневных перемещений людей, чтобы потом искать в этих базах признаки подозрительного поведения. А ведь сценарий Стенли еще не предусматривает возможности того, что полицейские беспилотники будут вооружены!

Кто у штурвала? Страх перед изобретениями, которые могут выйти из-под контроля своих создателей, преследует людей с самого начала индустриальной эпохи. Если задуматься о роли машин в нашей жизни, поневоле задашься вопросом, кто кого ведет - мы их или они нас. Большинство из нас скажет, что в целом изобретение автомобиля пошло человечеству на пользу. Возможно, еще через столетие такое же общее мнение сложится и о беспилотниках - если мы вовремя предпримем необходимые шаги, чтобы снизить риск, связанный с их применением.



Беспилотный бомбардировщик Х-47В компании Northrop Grumman, который сейчас проходит испытания, прежде чем поступить на вооружение ВМФ США, способен взлететь с авианосца, применить по назначению две тонны боеприпасов и вернуться на место - и все это совершенно самостоятельно, даже без участия пилота, находящегося на расстоянии. Избавляя людей от грязной и опасной работы, беспилотники могут облегчить некоторые аспекты ведения войны.

Бенджамин Миллер, ответственный за внедрение новой техники в полиции графства Меса, говорит, что вооруженные беспилотники ему не нужны: «Я хочу спасать жизни, а не отнимать их». Крис Майзер разделяет его чувства. Во время службы в армии он участвовал в создании смертоносных беспилотников, в том числе Switchblade, достаточно компактного, чтобы его можно было уложить в рюкзак, и при этом несущего заряд взрывчатки размером с гранату. «Сокол», рассчитывает Крис Майзер, станет спасателем - будет, например, искать заблудившихся детей, отошедших слишком далеко от площадки для кемпинга. «Успешное выполнение подобных заданий, - говорит Майзер, докажет полезность “Сокола”. - И тогда моя работа будет приносить мне намного больше удовлетворения».

наука, national geographic

Previous post Next post
Up