Люди-кошки

Jun 08, 2012 16:25

Индейцы матсес, также известные под именем майоруна, населяют пограничную территорию между Бразилией и Перу. Людей этих еще называют «людьми-кошками» из-за «кошачьих усов», которыми себя украшают женщины этого народа. Деревни индейцев матсес разбросаны в бассейне реки Жавари далеко на западе бразильской части Амазонии. В Бразилии индейцы майоруна-матсес живут на Индейской территории долины реки Жавари вместе с другими народами, говорящими на языках языковой семьи пано и катукина. Войны, которые индейцы майоруна-матсес вели в прошлом столетии, и ассимиляция пленных, захваченных из других индейских групп, сделали этот народ самым большим среди паноязычных. Язык индейцев матсес похож на диалекты, на которых говорят индейцы матис и корубо. У этих людей схожи не только языки, но и верования и лекарственные растения, которые они используют.




Умелые охотники, индейцы майоруна-матсес обследуют обширные территории во время охотничьих и рыболовецких экспедиций. Они используют свое знание лесных троп не только для защиты своей территории, но и для добычи ресурсов. Чередуя места охоты, рыбалки и подсечно-огневого земледелия, индейцы майоруна-матсес избегают истощения почв и популяций животных, сохраняя при этом относительно постоянные деревни на речных берегах, поддерживая присутствие населения на землях и имея контроль над своими территориями. В последние годы индейцы майоруна-матсес пережили значительное сокращение численности населения вследствие болезней, распространившихся из-за низкого уровня здравоохранения в регионе.



Этноним и язык

Слово матсес многозначно. Оно может обозначать людей, которые носят это имя в отличие от прочих (которых зовут майу или матсес утси), любой индейский народ в отличие от неиндейского (называемого чотак), или всех людей в отличие от всех прочих существ. Матсес может также означать группу сожителей или ближайших родственников говорящего, так же, как и всех дядьев по материнской линии и мужей сестер отца (в таком случае слову предшествует префикс кун, обозначающий принадлежность). В Перу это слово используется как этноним. В Бразилии индейцы племени матсес также известны под именем майоруна.

Границы территории

Чтобы определить границы территории, в пределах которых индейцы матсес живут сегодня, нужно учесть места расположения их деревень и полей с подсечно-огневым земледелием, обширные охотничьи угодья, маршруты рыболовов, заброшенные поля, которые могут вновь начать использоваться, оставленные поселения, которые могут быть вновь заселены или куда могут приходить собиратели плодов персиковой пальмы и иных деревьев и растений, дома в удаленных уголках, в которых живут отдельные семьи по нескольку недель или месяцев в году, и даже дома в таких бразильских и перуанских городках, как Ангамос, Пальмейрас-ду-Жавари, Аталайа-ду-Норте и Табатинга.




Деревни индейцев племени матсес расположены в бассейне реки Жавари, реки, образующей границу между Бразилией и Перу по всей своей длине, протекающей на далеком западе бразильской части Амазонии. В Бразилии индейцы матсес населяют Индейскую территорию долины реки Жавари на юго-западе штата Амазонас. Утвержденная в 2001-ом году, территория покрывает восемь миллионов пятьсот девятнадцать тысяч восемьсот гектаров. Кроме индейцев племени матсес, там живут матис, кулина-пано, корубо и марубо (все они относятся к языковой семье пано) и канамари (относящиеся к языковой семье катукина), а также изолированные народы.

В Перу, согласно данным Мэтлока на 2008-ий год, популяция индейцев матсес достигала одной тысячи трехсот четырнадцати человек. По данным Флека в 2003-ем году в Перу было четырнадцать деревень индейцев матсес. Большинство их них располагались на территории индейской резервации, которая покрывает четыреста пятьдесят две тысячи семьсот тридцать два гектара. Территория была названа Комунидад Натива Матсес (Сообщество коренного народа матсес) в 1993-ем году и охватывала треугольник, образованный рекой Гальвес в том месте, где она впадает в реку Жавари, и южной границей, образованной двумя реками, недалеко от истока реки Чоба. Река Гальвес очень отличается от Амазонки. Ее воды очень темные, кофейного цвета из-за обилия в них танина, выделяемого корой деревьев. Воды Амазонки гораздо светлее. Разнообразие видов флоры и фауны в резервации индейцев матсес является одним из самых богатых на земле.

Семьи часто перемещаются из деревни в деревню, в том числе пересекая границу между странами. Поэтому трудно установить точную численность населения индейцев матсес в каждой стране. Более ранние и надежные данные о численности населения индейцев матсес в Перу относятся к 1976-му году. Тогда численность индейцев достигала пятисот девяноста девяти человек. Пятьсот восемь из них проживали в поселении, расположенном недалеко от верхнего течения реки Чоба и от миссионерского поста, основанного в 1969-ом году. Сорок четыре человека проживали в поселении в устье той же реки, а еще семеро жили в доме в деревне Ангамос, расположенной у устья реки Гальвес на реке Жавари.




В Бразилии самые старые опубликованные данные относятся к 1980-му году. Тогда население индейцев племени матсес в Бразилии насчитывало триста тридцать семь человек. Среди них восемьдесят шесть проживали в десяти домах на реке Лобо, сто двадцать семь в деревне Тринта-е-Ум (в верхнем течении реки Жавари) в двадцати двух домах. Тридцать два человека жили в малоке, или длинном доме, в деревне на реке Итуши. Девяносто два человека проживали в деревне Ламейран (в нижнем течении реки Жавари). В записях того года также упоминается группа, живущая в районе верхнего течения реки Лобо, но не имеющая контактов с бразильцами.

В 1985-ом году команда кампании Жавари зарегистрировала четыреста восемьдесят трех индейцев матсес в Бразилии, проживавших в деревнях Ламейран (сто тринадцать человек), Тринта-е-Ум (сто семьдесят три человека), Санта-София (тридцать пять человек) и Итуши (сорок два человека). Тринадцать человек проживали за пределами этих деревень.

В 1995-ом году была зафиксирована численность индейцев матсес в Бразилии, достигавшая шестисот пятидесяти одного человека: триста восемь проживали в деревне Тринта-е-Ум, двести восемьдесят шесть в Лобо, восемьдесят восемь в Ламейран, сорок два в Сан-Раймундо, двадцать семь в Пальмейрас-ду-Жавари.

Отношения с белыми

Во время пика каучукового бума на реке Жавари в период примерно с семидесятых годов девятнадцатого столетия до двадцатых годов двадцатого века, индейцы матсес потеряли доступ к реке, куда часто приходили в сухой сезон собирать яйца пятнистой и гигантской амазонской черепах на пляжах. В документах этого периода, составленных исследователями реки Жавари, нет упоминаний о длинных домах или группах индейцев матсес. В то время индейцы матсес предпочитали избегать конфликтов с белыми, удаляясь в далекие уголки междуречий и рассредоточившись, что позволило им держаться вдалеке от мест добычи каучука, пока добытчики не переместились вверх по реке.

Среди индейцев матсес был записан рассказ о том, как их предки впервые увидели лагерь добытчиков каучука. Структура нарратива была мифологической. В нем подчеркивалось успешное использование индейцами новых для них предметов по непрямому назначению. Индейцы матсес пытались засунуть патроны от ружей себе в уши, полагая, что это ушные украшения. Спички использовались для украшения губ. Индейцы пили латекс, полагая, что это напиток из маниока, а, поглядев в зеркало, жутко испугались и убежали прочь. После своего первого контакта они забрали с собой только курицу, животное, какого они никогда ранее не видывали.

Прямые конфликты начались с двадцатых годов двадцатого столетия. Романов оставил записи о беседе с перуанцем, работавшим на реке Гальвес. Он утверждал, что добытчики каучука не могли закрепиться и надежно встать лагерем на реке Чоба из-за атак индейцев.

Ответом на эти атаки стали карательные экспедиции (так называемые коррериас), во время которых захватывались женщины и дети индейцев матсес. Несомненно, это лишь подхлестнуло воинственный настрой индейцев матсес. Сегодня некоторые старики рассказывают, как их деды организовывали рейды с целью отмщения на город белых Рекену. Во время этих атак они захватили женщин, огнестрельное оружие и металлические инструменты.

В то же время войны индейцев матсес с другими племенами продолжались. В Бразилии исследователями Мелатти и Монтагнер-Мелатти были собраны свидетельства конфликта, разгоревшегося в 1933-ем году между индейцами марубо из деревни Маронал на реке Куруса и индейцами матсес, проживавших на реке Пардо (в отчетах их называли майо, или майоруна - так их называли информанты неиндейского происхождения). Во время этого эпизода один из мужчин матсес погиб, и марубо забрали его женщин. Согласно этому источнику, эта группа индейцев матсес проживала в регионе с двадцатых годов двадцатого столетия.

Начиная с пятидесятых годов двадцатого столетия деятельность по добыче каучука в пограничном регионе была частично вымещена или дополнена деятельностью по добыче древесины и торговлей лесной дичью и кожами, в основном, чтобы поддерживать жизнь в городах перуанской части Амазонии.

Экспансия лесорубов в регионе совпала с созданием перуанского пограничного отряда Ангамос (в 1947-ом году) и бразильских пограничных отрядов Эстиран-ду-Эквадор (в 1958-ом году) и Пальмейрас-ду-Жавари (в 1965-ом году) на берегах реки Жавари. Документы того времени свидетельствуют об участии перуанских и бразильских военных в карательных рейдах против индейцев матсес. В этих атаках принимали участие и те граждане, которые потеряли своих родственников по вине индейцев.

Около 1960-го года была вновь зафиксирована военная активность между индейцами матсес и марубо. Индейцы матсес захватили трех женщин марубо, проживавших в деревне Маронал на реке Куруса. Они бежали вдоль небольшого притока реки Амбурус, но позднее были пойманы индейцами марубо, которые убили четырнадцать человек из племени матсес.

Также в 1960-ом году индейцы матсес, проживавшие на реке Куруса, прогнали добытчиков каучука, работавших на реке. Во время рейда они убили индейцев кулина (сегодня называемых кулина-пано), которые жили на реке Педро Лопес, установив мирные взаимоотношения с добытчиками каучука. Последние во время атаки сбежали.

Эти примеры показывают, как сложно провести четкую грань между традиционным укладом жизни и стилем жизни, определяемым прибытием белых людей в этот период интенсивных военных действий. Рассредоточение населения и война существовали задолго до прямых контактов с неиндейским населением. В то же время колонизация косвенно ощущалась из-за эпидемий и перераспределения территорий на землях различных коренных народов.

С семидесятых годов двадцатого столетия вооруженные конфликты прекратились, а большинство населения индейцев матсес перешло на более оседлый образ жизни (благодаря установлению более-менее мирных отношений с некоторыми белыми людьми). Эти факторы привели к значительным изменениям, отразившимся и на индейцах матсес.

Миграции локальных групп в период войн

В течение периода интенсивных конфликтов индейцы матсес сохраняли образец территориальной оккупации и социально-пространственной организации, описанный Романовым как «разделение-слияние». Благодаря такому порядку эти индейцы преуспели во время периода войн - они не были уничтожены и не попали в долговое батрачество к белым, что случилось с прочими народами региона в течение двадцатого столетия.

Согласно утверждениям мужчин средних лет, которые слышали истории о подвигах предков от своих родителей, территория, которую прошли в те времена воины матсес, тянулась от нижнего течения реки Укаяли на западе и восточных притоков реки Типиче, пересекая границу между Бразилией и Перу (где протекает река Жавари), до реки Итуи на востоке.
Область, где были разбросаны семьи и их малоки, находилась в регионе реки Гальвес (левобережный приток реки Жавари в верхнем течении в Перу) и Куруса (правобережный приток Жавари в Бразилии).

Каждая отдельная группа, живущая в одной малоке или нескольких домах, состояла из групп братьев, чьи сыновья приводили в свои дома жен из других малок. В отличие от других паноязычных групп индейцев, таких как Кашинава, среди которых малока или деревня была в идеале основана вокруг двух шуринов, чьи дети заключали браки друг с другом, патрилокальная группа матсес зависела от матримониальных союзов с другими (или на захвате чужих женщин).

Каждая отдельная малока строилась в центре деревенской расчистки. Локальные группы имели по нескольку таких домов и расчисток, обычно находящихся на расстоянии от одного до полутора дней пути друг от друга. Использовались они попеременно в течение года в зависимости от сезонного цикла. Главным местом обитания был тот дом и та расчистка, где собирали бананы и маниок в период их созревания (примерно через год после посадки для бананов и через семь месяцев для маниока). В других домах жили во время посадки маиса и позднее во время сбора урожая. Пока маис прорастал, группа покидала новое место посевов и возвращалась в главный длинный дом. Мужчинам из фратрии ягуара запрещалось смотреть на маис до его созревания, поскольку считалось, что простой их взгляд может подвергнуть опасности рост этого растения.

Основание деревень

Типичные поселения индейцев матсес стали меняться после того, как в верхнем течении реки Чоба поселились миссионеры в 1969-ом году. Существенно поменял ситуацию тот факт, что в регионе появился фиксированный пункт, привлекавший местное население (миссия и взлетная полоса). Этот новый элемент в округе стал источником новых товаров, которые страстно желали иметь индейцы матсес. Но чтобы получать их, индейцам нужно было оставаться в одной локации, чтобы встречаться с миссионерами и лишь тогда получать товары и лекарства, в которых они начали нуждаться, а также защиту от нападений представителей неиндейского населения региона.
Эта модель поселения, при которой жители мигрируют из постоянных многолюдных деревень к разбросанным по территории семейным расчисткам, жива и по сей день. В Бразилии и Перу семьи индейцев матсес живут в деревнях на берегах рек и ручьев, что позволяет им поддерживать взаимоотношения и торговать с белыми, и используют разбросанные расчистки, где они проводят большую часть года, выращивая урожаи, организовывая охотничьи и рыболовецкие вылазки. Постоянная смена мест позволяет сохранять изобилие дичи и рыбы в этих изолированных областях.

Охота и рыболовство

Охотничья деятельность очень ценится индейцами матсес, которые считают себя выше всех прочих охотников лесной территории междуречья, хотя и живут в деревнях на берегах рек. Излюбленной ежедневной добычей являются паукообразные обезьяны и белогубые пекари (которых очень трудно отыскать). Кроме того, индейцы матсес также охотятся на тапиров, шерстистых обезьян, ошейниковых пекари, пак, броненосцев, оленей, черепах, аллигаторов и ленивцев (детеныши последних высоко ценятся в качестве домашних питомцев), краксов, тинаму и на прочих различных лесных птиц. во время сухого сезона они убивают речных черепах и собирают их яйца с пляжей. Эта деятельность по сбору черепашьих яиц столь значима для индейцев матсес, что они называют целый период года именем речной черепахи.

Охотники матсес используют луки, ружья и охотничьих собак. Очень часто охотникам не приходится тратить стрелы, чтобы подстрелить дичь. Та попадается в специальные ловушки, различные для каждого типа животных. Например, тапира можно загнать в западню, а броненосца затопить в его норе. Пак с помощью собак гонят к тому месту, к изгибу реки, где их окружают другие охотники с копьями и палками. Специальные веревки используют, чтобы поймать ленивцев за шею и когти, стащить с дерева и принести в деревню живыми.

Но самой существенной особенностью охотничьих практик индейцев матсес - это активное вовлечение в охоту женщин. Точно так же, как мужчины часто сопровождают своих жен на расчистках при сборе урожаев маниока, бананов и прочих продуктов, женщины нередко ходят со своими мужьями на охоту. Они помогают обнаруживать и загонять дичь, участвуют в преследовании ее, собирают стрелы, которые не достигли цели, сами нападают на животных с заостренными палками, топорами или мачете, а затем несут убитую дичь в лагерь. Невероятно, но женщины матсес часто сопровождают мужчин на охоте, неся с собой новорожденных детей. Старшие дети часто сопровождают родителей и иногда принимают участие в охоте. Взрослые поощряют попытки самых юных детей искать детенышей животных, чтобы съесть или чтобы сделать их домашними питомцами.

Чтобы улучшить свои навыки и преуспеть в охотничьем деле, противостоять панеме, унынию или лени идти на охоту, индейцы матсес используют средства, делающие их тела сильными и чистыми. Все эти средства должны быть горькими (принцип горькости на их языке называется мука). Такие же средства регулируют силу шамана.

Индейцами матсес регулярно используются такие средства, как яд жабы кампо, нюхательный порошок, сделанный из листьев табака (нене), жало муравья Paraponera clavata, сок растений. Все это помогает охотнику отчетливее видеть свою добычу. Табак мужчины матсес употребляют ежедневно.

Фратрии тсасибо и макубо

Общество индейцев матсес делится на тсасибо и макубо. Людей тсасибо (это название образовано от слова со значением «выносливые» с помощью собирательного суффикса) также называют бедибо («ягуар» + собирательный суффикс) и шектембо («пекари» + собирательный суффикс). Людей макубо (это название образовано от слова со значением «личинка, гусеница» с помощью собирательного суффикса) также называют шектенамебо или айабо («белогубый пекари» + собирательный суффикс). Животные, которые мигрируют группами, являются макубо, а те, которые живут по одиночке, более свирепые животные (с темным, жилистым мясом) являются тсасибо.

Описание, которое индейцы матсес дают тому, что значит быть макубо или тсасибо, предполагает, что фратрии выполняют больше ритуальные функции, нежели политические. Термины эти, скорее, обозначают способы бытия и отношения с прочими людьми, духами и животными, нежели принадлежность к классу или подгруппе, образующему / -ей связанное целое в сочетание с другими классами или подгруппами.

Так, например, у мужчин макубо есть привилегии в отношениях с личинками или гусеницами, которые поедают маис и могут уничтожить урожай, если не будут удалены с растений. Только макубо могут взять на себя выполнение этой задачи (снятия личинок с растений), поскольку личинки эти относятся к «их роду». Если человек из тсасибо попытается очистить плантацию от личинок, последние вместо этого размножатся и уничтожат маис.

На индейцев тсасибо, идущих на охоту, не нападают ягуары. Красные пятна, нарисованные на стрелах охотников, похожие на пятна со шкуры ягуара, предупреждают животных, что эти охотники относятся к их «роду», и убеждают хищников не нападать на человека. Для раскраски тела индейцы тсасибо чаще всего используют пятна и точки, а макубо используют стилизованные узоры, похожие по форме на следы копыт пекари, или параллельные линии, которые ассоциируются с маку (личинками и гусеницами). Ягуар является значимым символом для племени матсес, особенно для клана Ягуара. Зачастую женщины рисуют красной краской на своих лицах полоски, символизирующие собой усы ягуара. Будучи анимистами, индейцы матсес верят в существование добрых и злых духов ягуаров. Иногда индейцы матсес охотятся на ягуаров. У некоторых охотников на телах даже остаются следы от когтей этих крупных хищников. Бывали случаи, когда ягуары нападали на детей прямо в домах индейцев матсес. Мясо ягуара не употребляют в пищу, но его зубы используют для изготовления ожерелий, а шкура необходима на ягуарьей церемонии. Кроме зубов ягуара для изготовления ожерелья могут использоваться и зубы обезьян. Такие ожерелья разрешено носить исключительно мужчинам. Если же женщина наденет такое ожерелье из зубов ягуара и / или обезьяны, то тем самым может обидеть духов животных. Женщины могут носить ожерелья, сделанные из семян, костей лягушек и шипохвостых скатов.

Ребенок (в независимости от того, мальчик это или девочка) будет носить тип раскраски тела, унаследованный от отца. Если женщина вступала в любовные отношения как с мужчиной тсасибо, так и с мужчиной макубо, ребенок может заимствовать узоры от каждой фратрии. Лучшим брачным союзом для мальчика считается союз между ним и дочерью его куку, или брата матери. Таким образом, хоть это правило и не выражено явно, брачные союзы почти всегда заключаются между мужчинами и женщинами из разных фратрий.

Деление общества индейцев матсес на половины отражает дуализм, распространенный среди прочих паноязычных народов, таких как кашинава. Однако разделение это не функционирует как инструмент, создающий социальные группы, и не влияет напрямую на выбор супруга или супруги. В обществе индейцев матсес не существует строгой фратриальной экзогамии, но предпочтительными считаются браки, заключаемые с кросс-кузенами, а это значит, что чаще всего браки заключаются между представителями разных фратрий.

Татуировки и раскраска тела

Индейцы матсес во многом похожи на своих соседей, племена марубо, корубо и матис, но, между тем, у каждого из племен есть особенности, отличающие его от прочих. Вероятно, самым очевидным отличием между племенами матсес и матис является не культура или язык, а скорее способ украшения лица. Татуировки на лицах индейцев матсес отличаются от татуировок матис тем, что состоят из линий, очерчивающих рот и тянущихся от него до ушей. У индейцев матис же татуировки состоят из серий параллельных линий по всему лицу. Что касается языков этих племен, то индейцы матис обычно говорят намного быстрее, чем матсес, но словарный запас у них схож.

Раскраску на тело наносят также и мужчины. Иногда индейцы матсес полностью раскрашивают свои тела углем, придавая иссиня-черный оттенок коже.

Традиционно татуировки на лица девочек и мальчиков наносились, когда те достигали зрелости, кем-либо из родственников-мужчин. Кроме того, татуировки наносились также на лица тех, кто попал к индейцам матсес из другого племени. Татуировки индейцев матсес похожи на татуировки марубо, соседнего паноязычного племени. Однако марубо также покрывают татуировкой и губы. Поэтому индейцы матсес называют их «черногубыми людьми».

Мужчины племени матсес носят традиционные головные уборы-короны. На короны эти наносятся рисунки красной краской (члены клана Ягуара носят на коронах рисунок, состоящий из красных пятен, как на шкуре этой кошки, а мужчины из клана Гусениц рисуют на своих головных уборах прямоугольные горизонтальные полосы, иногда сочетающиеся с пятнами). В обществе индейцев матсес также существуют два малых клана, клан Вепря и клан Змеи. Представители этих кланов рисуют на своих коронах треугольник и вертикальную полосу соответственно.

Отношение к женщинам

В отличие от женщин некоторых современных племен, старшие женщины матсес очень дорожат культурой своего народа и своими знаниями о природе и обществе. Как правило, именно старшие женщины ответственны за приготовление лекарств из целебных трав (собираемых мужчинами) и за сам процесс лечения. Старшие женщины матсес лучше понимают суть традиционных снадобий и их связь с духами животных. Как и большинство коренных народов Амазонии, индейцы матсес анимисты. Они полагают, что духи животных играют важную роль в появлении болезней и определяют состояние здоровья людей.

Старших женщин в племени матсес больше уважают за их знания и мудрость. До конца их жизни сохраняется очень тесная связь между женщиной и ее детьми, особенно сыновьями.

До недавнего времени индейцы матсес захватывали женщин из других племен. По традиции, они вводили этих женщин, захваченных из других племен (а также бразильских и перуанских женщин), в свое общество. Сегодня около двадцати процентов женщин по происхождению являются уроженками иных племен, которых насильно увели из родного дома. Несмотря на то, что мужчины матсес захватывали многих женщин насильно, они до сих пор относятся к женщинам с уважением. У них даже существуют особые церемонии, на которых наказываются те, кто неуважительно обращался с женщинами, местными или же захваченными. Интересно, что родные племена многих из захваченных женщин уже исчезли с лица земли, а сами эти женщины остаются последними носителями умирающих языков.

Здравоохранение

Как и все прочие племена, живущие на Индейской территории долины реки Жавари, индейцы матсес не получают должного медицинского обслуживания от официальных органов. Специальный медицинский центр был основан FUNASA на Индейской территории долины реки Жавари в 1999-ом году. За десять лет с того года уровень заболеваемости такими болезнями, как малярия, туберкулез, истощение, гепатит и глисты, не снизился, и даже скорее наоборот, вышел из-под контроля.
Отсутствие надежных статистических данных не может скрыть тот факт, что индейцы матсес страдают от болезней, распространение которых можно было бы контролировать с помощью необходимой вакцинации, медицинского осмотра, лечения и профилактики. Эпидемии малярии, например, вспыхивают вновь каждый год почти в каждой деревне, достигая крайне высокого уровня заболеваемости. Однако реальность такова, что в большинстве деревень нет необходимых лекарств для лечения и микроскопов для диагностики.

Несмотря на то, что индейцы матсес начали умирать от гепатита B еще в конце семидесятых годов двадцатого столетия, правительство не предприняло никаких эффективным мер по предотвращению распространения этого заболевания.

Команда CTI (Центр по работе с индейцами) выпустила пресс-релизы, опубликовала тексты и отчеты, содержащие свежую информацию о серьезности проблемы здравоохранения и распространения гепатита среди людей, живущих в долине реки Жавари, а также анализ последствий. Кроме того, отчет в 2008-ом году о распространении инфекции на Индейской территории долины реки Жавари подготовил антрополог Уолтер Коутино младший.

Школьное образование

В Бразилии во всех деревнях индейцев матсес есть свой учитель, но ни один из них не подготовлен соответствующим образом. Государственное министерство по образованию в регионе Амазонас открывало курсы обучения учителей для работы в долине реки Жавари, но из-за проблем с организацией занятия эти проводились нерегулярно. Несмотря на жалобы индейцев матсес, лишь в деревнях Флорес и Трес-Хосе были построены школы муниципальным советом Аталайа-ду-Норте. Одним из следствий низкого уровня школьного образования в деревнях стал массовый уход учеников в близлежащие города, такие как Аталайа-ду-Норта или Табатинга. Многие индейцы матсес посылают своих детей в города в надежде, что, оставаясь и учась там, те смогут найти оплачиваемую работу.

Для улучшения рабочих условий для индейских учителей Центр по работе с индейцами и бразильская организация NGO предоставили дополнительные курсы обучения учителей с 2003-го года, а также запустили программы по управлению деревенскими школами и созданию учебных материалов. В 2008-ом году была опубликована первая книга, созданная учителями-матсес совместно с Центром по работе с индейцами.

Индейские организации

У индейцев матсес в Бразилии нет своей индейской ассоциации или организации, но сами они являются частью Киважа (Совет индейцев долины Жавари) с того времени, как были вовлечены в процесс определения границ Индейской территории долины реки Жавари. Недавно организация была переименована в Униважа. Организация Киважа, основанная в 1991-ом году, всегда управлялась индейцами марубо из области верхнего течения реки Куруса. Некоторые вожди матсес принимают участие на собраниях совета, но часто жалуются на то, что к их словам мало прислушиваются во время принятия решений и построения планов.

истории, интересно

Previous post Next post
Up