Джилы-Су. Тайна "Немецкого аэродрома" Часть третья: Поляна Эммануэля, плато Немецкий аэродром

Oct 30, 2017 10:00



Честно говоря, перед походом волновался и не зря. Что я там увижу? Надо ли мне туда идти? Но раз решил, значит надо. Выдвинулись рано утром из Пятигорска на двух машинах и через пару часов были на месте.

Нашей целью было плато, названое в народе "Немецкий аэродром". Добраться до него можно только по дороге от Кисловодска к урочищу Джилы-Су, знаменитого своими нарзанамим, водопадами и красивыми видами. Но обо всём по порядку. Прочитав много информации об аэродроме, не ожидал увидеть один интересный взгляд на давно сложившуюся легенду.

В июне 1942 года, немецко-фашистские войска продолжили операцию "Блау" в ходе которой хотели захватить Кавказ. Гитлера манили нефтяные запасы данного региона, но была еще одна цель фюрера, которая не поддавалась логике. Для осуществления таинственной цели, фашисты изучали местность около Эльбруса. Примерно в это время здесь заметили немецкие самолеты, которые садились прямо на идеально плато у горы.

Краевед из Нальчика Виктор Котляров давно изучает феномен немецкого аэродрома аж с 80-х годов прошлого столетия. Но только сейчас был опубликован интересный материал способный пролить свет на эту тайну.

Исследователь Кавказа Виктор Котляров viktorkotl (да да, он есть в Живом Журнале), автор книг об истории и этнографии кавказских народов, пишет:

«Расспрашивая чабанов, каждое лето выгоняющих в урочище Джилы-Су скот, мы выяснили, что место это, сколько они себя помнят, сколько помнят себя их отцы, всегда называли аэродромом. Причем только немецким. Старожилы из Былыма тоже говорят о плато, как об аэродроме, уточняя, что сразу после войны здесь имелись соответствующие атрибуты летного поля - железные мачты. Приземлялись ли здесь самолеты, никто не видел, и немудрено: даже тем, кто был в то время 12- 14-летним подростком, сегодня за восемьдесят. Но рассказы полны самых живописных подробностей. В частности, мы услышали о том, что немцы привозили сюда смуглых безволосых людей в белых необычных одеждах (тибетских лам?) и по какой-то причине (будто бы услышав нежелательный прогноз о ходе завершения войны) всех расстреляли».

Виктор Котляров

Джилы-Су - теплая вода

Дорога на Джилы-Су полностью асфальтированная. Доехать до базы МЧС может любая пузотерка, заплатив 50 рублей за экологический сбор вы может находится на территории лагеря сутки. Ну а дальше, только пешком.



Котляров попытался развеять туман догадок и мифов. Я приведу некоторые тезисы из его материала от 2015 года (ист. sk-news.ru) дополняя свои иллюстрации.

«Не наши в белом» - не кто иные, как тибетские ламы, переправленные на «фокке-вульфах» по приказу Гитлера на священную гору ариев, так называемое «место силы», где небо открывается и можно провидеть будущее. Скорее всего, они, восточные мудрецы, посвященные в тайны духа и мироздания, медитировали на склоне Эльбруса, проницая в будущее, пока рядом пас свою отару молодой пастух Муса. Именно им, а не трем эсэсовским альпинистам, водрузившим флаг над высочайшей точкой Кавказских гор, было поручено вести переговоры с небом.

Обратный рейс самолет, привезший пассажиров в белом, выполнял пустым. Как утверждал старик, немцы расстреляли тибетских лам в урочище Джилы-Су. И якобы даже где-то есть знак свастики, выложенный камнями, отмечающий место их захоронения. Тайна пришельцев с Востока, одетых во все белое, пока остается тайной» …

Виктор Котляров

У базы МЧС видно резиденция правительства КБР (Кабардино-Балкарской Республики)



И сегодня никто не сомневается, что главной целью Гитлера была не закавказская нефть, а «вершина Эльбруса», что ламы, предсказавшие захватчику «плохой прогноз исхода войны» действительно были расстреляны и нашли последний приют на «немецком аэродроме».

Более того, уже осуществлено несколько экспедиций по поиску их захоронений - причем не только дилетантских, но и научных. Правда, «яму для ламы» найти все никак не удается. И не мудрено - сложно поймать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Но так ли оно было на самом деле?

Виктор Котляров



Резиденция правительства КБР (Кабардино-Балкарской Республики)



Поставим авто на парковку, отправляемся наверх.



По пути встречаются скалы Зубы Дракона. Похоже, как будто древний дракон оставил здесь свою часть.



Проходим нарзанные ванны, через разрушеный мост.



Конная братия кабардинцев.



Рядом из скалы вырывается на волю водопад Султан.



Лагерь МЧС с дороги с горной тропы.



Удаляемся от зубов.



Стоянка и люди словно крошечные муравьи.



Лагерь за послендние несколько лет, хорошо. разрося



Набираю высоту.



И натыкаюсь на первых местные жителей - горныъ сусликов.



Судя по чириканью, их здесь сотни. Выхожу на поляну Эммануэля, названной так в честь руководителя первой русской экспедиции на Эльбрус генерала Российской армии Георгия Еммануэля, состоявшейся в 1829 году. Здесь можно передохнуть и подумать, а что же искали эти немцы в Северном Приэльбрусье?



Они искали вход в Шамбалу

Самая высокая вершина России, двуглавый красавец Эльбрус, таит в себе немало тайн.



Гора Эльбрус, высота 5642 метра.

Мистические свойства этой горе приписывал и Гитлер, который был склонен к мистицизму и из всех религий отдавал предпочтение буддизму. Да и свастика, украшавшая фашистские знамена, взята из символики буддизма: на груди некоторых статуй Будды изображен именно этот знак. Особый интерес фюрер проявлял к священной горе ариев (людей арийской расы) - Эльбрусу. Именно на Эльбрусе немецкие оккультисты предполагали существование одного из входов в Шамбалу - мистическую тибетскую страну, войдя в которую на ментальном уровне, можно стать сверхчеловеком. Водружение немецкого флага на вершине Эльбруса в августе 1942 года, по мнению многих историков, не имело ни тактического, ни стратегического значения - этому действию придавался особый сакральный смысл. Правда, фюрер не оценил рвения своих солдат: он посчитал, что покорение священной горы может негативно сказаться на исходе войны. Что и произошло - Сталинградская битва была уже близко.

Виктор Котляров



21 Августа 1942 года, нацисты на вершине горы Эльбрус.

Вот что писали французы Луи Повель и Жак Бержье, первыми исследовавшие мистические теории, лежащие в основе германского нацизма, в своей книге «Утро магов» : « Когда следующей весной войска захватили Кавказ, произошла странная церемония. Три эсэсовских альпиниста взобрались на вершину Эльбруса, священной горы арийцев, колыбели древних цивилизаций, магическую вершину секты «Друзья Люцифера».

Они водрузили там знамя со свастикой, благословленной в соответствии с ритуалом Черного Ордена. Благословение знамени на вершине Эльбруса должно было отметить начало новой эры. Теперь времена года должны были повиноваться и огонь - на тысячелетия победить лед. В предыдущем году имело место серьезное разочарование, но это было только испытанием, последним перед подлинной духовной победой. И вопреки предостережениям классических метеорологов, предсказывающих еще более опасную зиму, чем прошлая, вопреки тысяче угрожающих признаков войска двинулись на север, к Сталинграду, чтобы разрезать Россию надвое». (ист. sk-news.ru)

Виктор Котляров



По долине течет река Кызылкол, вброд просто так не пройти. Поток слишком быстрый.



Нашли шатающийся мост.



Чуть отдохнули у лагеря. На базе есть электричество, вода, кухня, столовая, туалеты.



Расположена на поляне Эммануэля (базовый лагерь на высоте 2500 м)



Выдвигаемся.



По пути весело журчит речка.



Беручая свое начло из ледника Карачаул и Уллукол.



Тропа проходящая вдоль это речушки названа опасной.



По рути понимаешь, что стоит оступиться и лететь вниз будет прилично



Чуть дальше тропа уходит круто вверх.



Подъем несложный, для меня это прогулка. Но уже месяц болит колено после неудачного приземления на параплане. Причем болит при подобных нагрузках, при ходьбе ничего такого нкеаблюдается. Похоже надо съездить к врачу, пусть глянет что там. А так вочень пригодились палки для скандинавской ходьбы, без них бы я не поднялся.



Немецкий аэродром



Вышли на идеальное ровное плато. Сверился по навигатору - мы на месте. Плато Немецкий аэродром.

...Поражают его размеры - несколько сот метров в ширину и более километра в длину, а также то, что площадка эта совершенно ровная, словно природа создала ее для каких-то известных только ей целей. А человек (и только ли он?) лишь воспользовался ее дарами. Ступив на этот « аэродром» у подошвы Эльбруса, на какое-то мгновение замираешь, пораженный величием и грандиозностью открывшегося перед тобой вида - бесконечным полем, упирающимся где-то далеко-далеко в отвесную гряду, наверху которой как раз и расположена « Поляна грибов» . Слева нависают вершины Эльбруса, до которых как будто рукой подать, а перед ними удивительные нагромождения лавы.

Виктор Котляров



Неожиданный вывод:

Житель аула Былым Муса в тот год, когда на его родину вторглись горные егеря Гитлера, был 12-летним подростком. Изо дня в день он пас в горах скот. Отвлекал его от этого занятия только звук немецкого самолета, заходящего на посадку на ровное плато за селением. Эту картину наблюдали многие односельчане и впоследствии вспоминали, что еще некоторое время после войны на «летном поле» оставались железные мачты.

Но рассказ о немецком аэродроме так и продолжал бы оставаться стариковским преданием, если бы не случайно найденная историком из Нальчика Олегом Опрышко разведсводка № 041 из архива Минобороны, датированная осенними днями 42-го года и попавшая в руки Котлярову. В штаб 2-й стрелковой дивизии пришло сообщение: «Горная площадка используется немцами для посадки самолета «фокке-вульф», который, по словам жителей, производит ежедневную посадку». Выходит, действительно в горный массив Эльбруса, над которым колыхался фашистский флаг, залетали вражеские самолеты. Но с какой целью?

Принимало ли летное поле под Эльбрусом самолеты - вопрос спорный. По своим параметрам оно соответствовало аэродрому, годному для приземления даже тяжелых бомбардировщиков, может и сейчас принять даже самые современные самолеты - об этом нам говорили специалисты.

Виктор Котляров



Предположительно на плато приземлялся самолет "Фокке-Вульф» Fw 189"



Местность на аэродроме преимущественно ровное плато, покрытое базальтовым туфом вулканического происхождения. Везде разрослись мох и трава. Есть кочки из насыпи. Норы сусликов встречаются очень часто.

Но вот по сводкам наших военных летчиков место это не проходит. Олег Опрышко, автор книги «На Эльбрусском направлении» (Нальчик, 1970), досконально изучивший военные архивы, тоже категоричен: аэродрома здесь не было. Но вот что интересно: тем не менее он о нем слышал, причем неоднократно. И даже, пытаясь выяснить истину, расспрашивал об этом Александра Сидоренко, того самого, знаменитого, снимавшего с группой альпинистов фашистский флаг с Эльбруса. Подтверждения, что и понятно, не получил. Но ведь аэродром-то считался тайным, и в те времена сплошной секретности о нем могли знать лишь единицы. Уже впоследствии, когда вышло первое издание книги, посвященной «немецкому аэродрому», в издательстве появился Олег Опрышко с обнаруженной им в архиве Министерства обороны РФ (Подольск) разведсводкой № 041 от 29 августа 1942 года штаба 2-й стрелковой дивизии. И в ней такие строки: « Посадочная площадка для самолетов используется немцами для посадки самолета « Фокке-Вульф» , который, по словам жителей, производит ежедневную посадку». Но самое удивительно в другом - из этого самолета, будто бы приземлившегося на поляне, получившей впоследствии название "немецкий аэродром", вышел, по словам очевидцев, человек, который говорил на ...кабардинском языке.

Виктор Котляров



…Много лет назад я услышал историю, которую не воспринял всерьез и не решился обнародовать в виду преобладающего в ней фольклорного элемента. Старик-пастух, чье имя я даже не удосужился записать по причине его навязчивой говорливости, вызванной чрезмерным возлиянием горячительного напитка, известного как водка, все пытался вступить в мою беседу со старожилами чабанского фронта о немецких самолетах «фокке-вульф», приземлявшихся в начале осени 1942 года у подножия Эльбруса. И был, мол, он там в это время, и самолет видел, и даже с пассажиром разговаривал. «На каком языке?» - последовал чей-то ехидный вопрос, а когда прозвучало: «На нашем», то бишь, уточним, кабардинском, раздался такой смех, что бедный пастух мгновенно протрезвел, полностью перешел на родной язык и стал что-то быстро говорить, отчаянно при этом жестикулируя. Но его дальнейшие слова тонули в беспрерывном хохоте собравшихся в тот вечер у костра. Еще бы, старик рассказывал, что немецкий офицер, прилетевший в качестве пассажира, оказался ко всему прочему умелым наездником: на взятой у пастухов лошади проделывал такие чудеса джигитовки, что все вокруг только ахали.

Виктор Котляров



Погода испортилась и начал накрапывать дождик. Эльбрус давно скрылся в облаках.

И забылось, ушло из памяти, пока в издательстве не раздался звонок доктора физико-математических наук, профессора кафедры теоретической физики КБГУ Бориса Иналовича Кунижева. Он нашел нас после публикации «Что искали гитлеровцы в горах Кабардино-Балкарии?», дабы сообщить, что его дядя Анатолий Татуевич Кунижев был в том самом «фокке-вульфе», приземлявшемся в 1942 году в Северном Приэльбрусье. «Это как?» - оставалось только вымолвить мне и пригласить Бориса Иналовича на разговор. Здесь я и услышал историю о том самом наезднике, беседовавшем с чабанами на кабардинском языке. Оказывается, дядя, когда он еще был жив, рассказывал племяннику о том, что, будучи на службе у немцев, он неоднократно летал над Кабардино-Балкарией на самолете в качестве пассажира, садился и на «немецком аэродроме». Более того, будучи весьма умелым наездником, как-то, увидев у чабанов, пасших стадо неподалеку, отличного по стати коня, не удержался, вскочил на него, принялся показывать чудеса когда-то весьма знакомой ему джигитовки. Но годы взяли свое: все-таки ему было уже сорок четыре - не удержался, упал, повредил ногу…

Виктор Котляров



Сфотографировал плато в разных направлениях.



Чуть западнее стоит металлический столб, похожи на указатель.



Само плато расположено на высоте 2900 метров.



Пора уходить, погода в этом месте испортилась окончательно.



На первый взгляд, плато вполне могло использоваться для взлета и посадки самолетов. Есть факты посадки сюда Ан-2 и R-44. Но для безопасной эксплуатации местности, требуется подготовка полосы.

«Я вполне допускаю, что во время войны немцы могли использовать эту площадку как природное взлетное поле, ее размеры позволяют это. Тем более среди них были асы, которых специально обучали полетам в горах. Но в то, что это специально построенный в горах аэродром, не верю. Ни одного научно обоснованного подтверждения этому я не находил. Просто уникальное природное явление». Тем не менее, тема нацистского аэродрома в Приэльбрусье периодически возникает в спорах историков. Возможно, когда-нибудь правда откроется, или, наоборот, взлетная полоса останется одной из тех нераскрытых загадок, что таит величественный Эльбрус.

Директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко
Джилы-Су. Тайна "Немецкого аэродрома"

Первая часть: Джилы-Су. Тайна "Немецкого аэродрома" Часть первая: Аватары, Долина Нарзанов
Вторая часть: Джилы-Су. Тайна "Немецкого аэродрома" Часть вторая: Самая красивая дорога на Кавказе

Подписаться

Джилы-Су, фото, горы, путешествие, удивительно, природа

Previous post Next post
Up