Россия «сделала всех» на Олимпийских играх-2016 в фехтовании! Семь медалей из двадцати трех, из них - четыре золота. Как так получилось? Правила победы на примере русского фехтования просты и даже, я бы сказал, интуитивно понятны. Об этом на дня вышел прекрасный материал на портале sports.ru под авторством Алексея Авдохина.
По его мнению, пошаговая инструкция для наших спортивных руководителей удивительно проста. Не нужно изобретать велосипед, достаточно просто двигаться по пунктам, и будет нам счастье.
Пункты отсюда:
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/allresp/1019219.html 1. Собрать в штабе лучших иностранных тренеров
Профессионалов с внушительным портфолио из топ-учеников, достижений и методик. Не жалеть средств на их зарплаты и при этом не жечь денег только за имена и регалии.
Прямо сейчас на российское фехтование работают:
Кристиан Бауэр - менеджер сабельной сборной. До переезда в Россию француз работал во Франции, Италии и Китае и везде его ученики обрастали медалями и титулами. Российские саблисты при Бауэре снова привыкли побеждать - дюжина золотых медалей чемпионатов мира и первое за 16 лет олимпийское золото.
Стефано Чериони - тренер сборной по рапире. Два олимпийских цикла при нем итальянская сборная доминировала в рапире - четыре золота в Пекине и Лондоне, еще девять на чемпионатах мира.С российскими рапиристами опять считаются в мире, а сегодняшняя победа после 20-летнего перерыва - лучший критерий его работы.
Анджело Маццони - тренер мужской сборной по шпаге. За несколько лет вывел в топы средних швейцарцев - при нем они стали крушить всех подряд. Его команде выходить на помост в последний день фехтовального турнира.
2. Доверять тренерам, которых пригласили
Когда четыре года назад команда Бауэра возвращалась из Лондона с одним серебром и одной бронзой, в России его почти ненавидели. На контрасте с тренером дзюдоистов Эцио Гамбой француз представлялся неудачником - два года работы в никуда.
Против Бауэра летели письма бывших тренеров и интервью от анонимных собеседников - если бы фехтование было чуточку популярнее, про это даже сделал бы передачу Андрей Малахов.
Бауэр уже был готов остаться во Франции - контракт заканчивался после Лондона. Все расставил по местам разговор с Алишером Усмановым - французу предложили новый контракт на пять лет и карт-бланш на подготовку к следующим Играм.
3. Не лезть в непосредственную работу тренеров
Не мешать - главный принцип профессионального руководителя. В русском фехтовании, как и в любом спорте, хватает интриг, столкновения личных интересов и кумовства. Но никому из руководителей не приходит в голову возводить это в основу существования команды.
Иностранные специалисты нужны еще и для этого - создать равноудаленные условия для каждого спортсмена. Естественно, что вмешиваться в их работу - выбирать состав, назначать неприкосновенных спортсменов и диктовать правила - никому из руководителей не приходится.
4. Не проспать талантливое поколение
Софья Великая, Алексей Якименко, Инна Дериглазова, Николай Ковалев, Алексей Черемисинов - в России почти одновременно появилась россыпь суперталантов.
Им нужно было создать комфортные условия, найти умелых тренеров и не растерять по пути. Получилось. Теперь на подходе следующее поколение - Тимур Сафин, Яна Егорян, Камиль Ибрагимов и другие.
5. Не искать спасения в натурализации
Сразу после лондонского краха Бауэр намекнул - чтобы гарантировать результаты, нужно повысить конкуренцию в сборной саблистами из других стран. Французу ясно дали понять - его приглашали, чтобы учить своих, поэтому натурализации, даже точечной, ждать не стоит.
6. Иметь влияние в международной федерации, но не растрачивать его по пустякам
Мировым фехтованием правит Россия и довольно давно.
Алишер Усманов восемь лет руководит международной федерацией фехтования. Его авторитет почти безграничен (четыре года выборы были безальтернативными и почти единогласными), а без его денег камерное фехтование вообще бы задыхалось.
Легендарный саблист Станислав Поздняков управляет Европейской федерацией фехтования.
В текущей политической ситуации, казалось бы, очень удобный повод для недовольства - русские захватили власть и творят беспредел.
Но нет - здесь все гладко, и, кажется, положение устраивает более-менее всех. Фехтование превратилось в зрелище, его стало приятно и понятно смотреть, потянулись спонсоры, а о каких-то поблажках российским спортсменам говорить даже смешно.
В конце года на конгрессе будут выбирать нового руководителя международной федерации - скорее всего, выборы получатся безальтернативными.
7. Тратить деньги не только на сборную
Формально Усманов уже не имеет отношения к российской федерации фехтования, но продолжает помогать ей деньгами.
Система грантов молодым тренерам, семинары для региональных специалистов, обучающие поездки на крупные турниры - тот случай, когда есть понимание, что кроме сборной существует что-то еще.
8. Не бояться жестких решений
Пара говорящих примеров из жизни русского фехтования.
Скандальное признание Татьяны Логуновой о том, как ей предлагали деньги за уход из команды, всколыхнуло фехтовальную тишь. Руководство сборной недолго пребывало в шоке - с 36-летней шпажисткой серьезно поговорили, а всем остальным просто запретили общаться с прессой до окончания Олимпиады.
Чемпиона мира Вениамина Решетникова долго терпели в команде, даже когда он демонстративно включил режим «антиБауэра», прекращал работать по правилам француза и противопоставлял себя всем остальным - пока давал результат.
Как только перестал, Решетникова вышибли из сборной с формулировкой «сдулся и как спортсмен, и как человек» - Бауэр не вытерпел, главный тренер всей сборной Мамедов поддержал.
9. Уметь руководить незаметно
Скорее всего, вы никогда не слышали о президенте российской федерации фехтования Александре Михайлове. Когда речь идет о спортивном функционере - минимальная публичность скорее в плюс.
Если глава федерации не несет чепухи, не спорит с тренерами и не оскорбляет спортсменов, он уже небезнадежен.
10. Выстроить рабочую вертикаль управления
А когда руководящая структура упорядочена, понятны все зоны ответственности в организации даже можно навести порядок.
Первый вице-президент федерации Станислав Поздняков ведет текущую работу Федерации, главный тренер сборной Ильгар Мамедов курирует тренеров и спортсменов, а тренеры по видам орудия отвечают непосредственно за команды.
Странно, что в такой разветвленной структуре сборной можно обойтись без дублирования функции и драк за право последнего слова.
Согласны?
Что думаете?