Тайна картины Поля Гогена

Jul 03, 2016 03:00



Поль Гоген, окончив работу над картиной, ставшей в последствии одним из самых известных его шедевров, отправился в горы с коробочкой, где находился яд. Художник собирался закончить свой жизненный путь. Разгадаем?

По-французски произведение называется D’ou venons nous? Que sommes nous? Ou allons nous? В настоящее время полотно является хранится в Бостонском Музее изящных искусств.



В переводе на русский ее название «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». Написана в оригинальной манере. Для понимания сути написанного, изображение нужно «читать» справа налево, что можно сравнить с каббалистическими текстами. К ним художник проявлял особый интерес.

Значения символов:

1. Изображение спящего ребенка, как символа человеческой души, еще не воплотившейся на земле. По-сути Гоген мистик, его увлекала теософия. По его мнению, до материального воплощения человеческая душа, пока не сошла с небес, представляет собой абсолютно счастливого младенца.

2. Собака символизирует горе, поджидающее людей в земной жизни.

3. Изображение трех женщин говорит о первом этапе, когда человеческая душа находится в телесной оболочке, пока она не стремится познать саму себя. Женщины не озабочены самоанализом, никаких сомнений, не задумываясь ни о чем, просто наслаждаются земным счастьем.

4. С мужчиной, который срывает плод с дерева добра и зла, связан период, когда человек стремится постичь тайны создания вселенной и мироустройства. Гоген считал, что с этим желанием человек рождается. Затем в одних оно проявляется, в других молчит.

5. Фигура, у которой рука положена на голову, олицетворение второго этапа земной жизни, когда человеческая душа развивается и отчаивается при поиске ответов на сложные вопросы, поскольку их получение нереально.

6. Двое мудрецов в красном, делящихся друг с другом своими мыслями, олицетворение третьего этапа развития души - это приобретение способности к анализу и самоанализу.

7. Птица олицетворяет духовный путь. Это древнеегипетский символ.

8. Женщина в черном - это олицетворение последнего этапа высшего духовного развития, связанного с осмыслением своей земной сущности. При этом душа должна пройти закалку многими страданиями. Женщина находится в скорбном, но спокойном состоянии, ведь она знает, что после всех перенесенных страданий человек будет вознагражден загробным покоем и блаженством.

9. Источником символизируется вечность.

10. Статуя божества олицетворение надежды, что после освобождения душа воскреснет на небесном раю.

11. Фигура подростка символ зачаточного уровня духовного становления. Ассоциируется с теми, кто так и не открыл в себе желание постичь самого себя и знает лишь телесное существование.

12. Изображение с козой, котенком и щенком символизирует беспечную материальную жизнь, не мучающуюся духовным поиском.

13. Обнаженная символизирует сладострастную чувственность, свойственную людям, довольствующимся только материальным миром.

14. Старуха - олицетворение безысходности прекращения телесного существования. Душа старой женщины не прошла путь своего развития и потому ее ждет мир аморфного бытия не мучительного и безрадостного.

15. Птица, держащая когтями ящерицу, олицетворяет, что смертный час неизбежен.

Поль Гоген


Поль Гоген жил, сторонясь цивилизации. Художник родом из Парижа, хотя первые шесть лет его воспитанием занимался дядя в имени в Перу. Именно здесь он стал истовым экзотической природы, жизненной размеренности и простых отношений между людьми. Вместе с мамой они вернулись в 1855 г. во Францию, однако в этой стране он так и не чувствовал себя как дома. Поль - заядлый путешественник, посетивши много дальних стран. Но в 45-тилетнем возрасте (1895 г.), перебрался на полинезийский о-в Таити, который когда-то посещал. Здесь он хотел провести остаток своей жизни.

Но новая колониальная администрация скептически отнеслась к его намерению и между ними произошла ссора. Из-за этого художнику нигде не предлагали работу. Денежные накопления вскоре были потрачены. Осталось заняться написанием картин, отправлять полотна во Францию и надеяться, что их купят. Правда, меценатов мало интересовало гогеновское творчество, что стало причиной больших долгов. Также художник стал плохо себя чувствовать, не давали покоя воспалившиеся ноги, сердечные боли, экзема, приступами кашлял кровью. Страдал конъюнктивитом и головокружениями, что сильно мешало работе.

В 1897 г. Поль не имел и кусочка хлеба для восстановления сил. Он пил воду, порой ел плоды гуавы, манго и пресноводных креветок. Нескончаемо страдал депрессией, из-за чего принял решение о самоубийстве. Однако сначала приступил к созданию последнего полотна, которое должно было стать что-то вроде духовного завещания.

Гоген надеялся, что этой картине суждено стать шедевром. В ней отражена энергия и страсть художника. Работа была закончена за несколько дней до наступления 1898 г. Вскоре после нового года отправился в горы с коробочкой, где находился яд. Художник собирался закончить свой жизненный путь.

Но принятая доза яда оказалась очень большой, что вызвало непредсказуемую реакцию, завершившейся безостановочной рвотой на протяжении всей ночи. Это спасло Полю жизнь. Утром еле-еле вернулся в свою хижину и уснул. При пробуждении в нем проснулось желание жить. Психологи знают о случаях избавления от депрессии из-за неудачных попыток суицида.

1898 г. для художника стал поворотным: его полотна начали покупать, он устроился работать на должность делопроизводителя в Управлении общественных работ. Глаза выздоровели, когда он был свободен, писал картины. Наступила новая стадия творчества. Были созданы полотна по тематике близкой к D’ou venons nous? Que sommes nous? Ou allons nous? Однако в них много солнца и ярких красок.

Из пояснений искусствоведа Марины Прокофьевой.

искусство

Previous post Next post
Up