Стояние здесь подобно героическому поступку взятия Берлина. А вы задумывались, как поведет себя немец в российских реалиях? Такое творится к примеру вчера на почте. Занял место за последним и ждешь, когда подойдет твой черед. Но нет же, все надо перевернуть. Простоял 20 минут, сзади уже есть пару человек, кто-то увидел у меня пару посылок и жалобно начал просить: "Можно я вперед у вас же долго, а мне только получить". Пропустишь одного, приходит другой и спрашивает тоже самое, откажешь - обижается. "Мне только получить" - таких приходит много.
Еще подходят без очереди и говорят: «Дайте мне бланк на посылку, можно мне продать коробку это же быстро или посмотрите у меня на телефоне, пришла ли посылка, а то не хочу стоять». В итоге еще 15 минут и уже не злобно говоришь: "Становись в очередь!"
Почему нельзя стоять как все? Попытался выяснить как ведут в разных очередях.
Бабушек, инвалидов и беременных пропустим, но когда взрослый мужик начинает плакаться... комментарии бессмысленны.
Кажется к людям, проживающим в городах бывших советских республик, давно пришло четкое понимание сути личного пространства и причин его не нарушения. Однако часть вещей осталась неизменной. Речь идет об очередях и их особенностях, к примеру, к врачу или в банке для оплаты коммунальных платежей. Зачастую очередниками между собой не соблюдается дистанция: дышат в шею либо слегка стараются подтолкнуть сзади тех, за которыми стоят. Является ли такой феномен характерным для россиян?
Как-то в Санкт-Петербурге прошли лекции известного немецкого социолога Йорга Бергмана. Он изучал поведенческую специфику человека в обыденной жизни: интересовался теми крошечными, едва заметными, неписаными, иногда неосознаваемыми правилами регулирования взаимодействий людей. Так как к ним все привыкли, то и социологи замечают их с трудом. Поэтому стоит обратить внимание на выводы зарубежного научного деятеля: отличительные стороны разных культур способны «высветить» специфичные черты ежедневного поведения в чуждом социуме, привлечь внимание и как следствие облегчить анализ.
Бергмана, изо дня в день добиравшегося от отеля до факультета маршруткой, сильно заинтересовала структура очереди на посадку. Встав в нее, старался соблюдать привычный ему интервал в 1,5-2 м до впереди стоящего очередника. Одни недоумевали, другие спрашивали, стоит ли он в очереди, третьи просто подталкивали в спину, четвертые вставали на образовавшееся среди людей пустое место. Как только транспорт подъезжал, обязательно происходило нарушение очередности из-за некоторых пассажиров, стремящихся влезть раньше других. На остановках меня бывало и ногой отпихивали! Почему отсутствовало соблюдение дистанции в череде ожидающих людей?
Одна из причин объясняется американским антропологом Эдвардом Холлом. Именно он стал первым заниматься новым направлением исследований - проксемикой. Исследовал невербальную коммуникацию в зависимости от поведения и пространственного позиционирования людей. Согласно его исследованиям, у каждого человека есть склонность поддержания границ личного пространства. Если они нарушаются, чувствуется неловкость и дискомфортность. Когда люди взаимодействуют между собой, приемлемое промежуточное расстояние зависит от того, насколько они близки эмоционально. К примеру, при личном общении родных и друзей дистанция более близкая, нежели со случайным знакомым или незнакомцем. Еще на ее размер влияет культурная принадлежность собеседователей. У жителей стран Средиземноморья она меньше, а у населения на севере Европы больше. Социальная дистанция между россиянами занимает среднюю между ними позицию, следовательно, наши люди общаются на более близком расстоянии, чем немцы.
Следует брать во внимание не только этнокультурные особенности, но и обстоятельства взаимодействия. Практически все очереди присущи публичным местам, в которых действуют правила, связанные с анонимностью и невмешательством. Соблюдение дистанции способствует преодолению информативного перенасыщения и защите от лишнего раздражения. Как правило, в повседневной жизни люди не стремятся тесно контактировать с неизвестными. Если возможно, при посадке в автобус либо электричку сидячее место рядом должно быть свободное, используют сумки и журналы, чтобы отгородиться от остальных, а наушники плеера и темные очки - как способ изоляции от окружающих.
Выходит, соблюдение дистанции в очереди логично для города? Это не всегда так. По-видимому, обладание каким-либо дефицитным ресурсом сопровождается ожесточенной конкуренцией (взять штурмом общественный транспорт, ехать с максимальным комфортом и без опозданий явиться на рабочее место), характерно для мегаполисов. В результате нарушаются личные границы, и не поддерживается необходимая дистанция. Вероятно, на постсоветском пространстве люди еще помнят все прелести советского дефицита и постперестроечных кризисных лет. Чего только стояли очереди в несколько километров за продуктами в 1990-е годы.
В целом, очереди являлись признаком советской культуры. Его яркая ироничная иллюстрация дана Юрием Дружниковым в рассказе «Я родился в очереди». Свою жизнь он не видел без очередей. Он считал себя колесиком в большом механизме человеческого общества, называемом очередью. Ежедневное выстаивание в очередях за буханкой хлеба, водой, одеждой, обувью, чтобы приобрести учебные пособия, получить паспорт и водительские права, сдать бумаги в ВУЗ, в библиотеку за книгой, к стоматологу, в ЗАГС. Видимо, по причине советского опыта многие жители городов склонны в нарушении норм анонимности начать беседу с рядом стоящими очередниками: в Советском Союзе в очередях можно было стоять часами и потому с помощью разговора люди скрашивали долгое скучное ожидание.
Click to view
Очередь в больницу: Я только спросить!
Согласно выводам социопсихолога Маргариты Бобневой, которая исследовала поведенческие черты общества в конце 70-х прошлого столетия, советские люди и соблюдали расстояние в очереди и пропускали вперед из-за чувства справедливости: женщину с ребенком, медработника скорой, милиционер, инвалид и так далее. Существует ли сейчас такое явление или произошло обесценивание мотивириующих ценностей в позднем капиталистическом обществе? В защиту россиян, проживающих в современных городах России, во многих случаях дистанция в очередях соблюдается. Внедрены электронные очереди, что оказало большое влияние на порядок ожидания.
Причины несоблюдения интервала в очереди
1. Боязнь перед ситуацией, когда «наглецы» проходят вперед, минуя всех очередников, говоря при этом «я только спрошу». В результате очередь задерживается на час и два. Особенно это заметно в разных заведениях, когда по мере приближения к цели (например, к окошку кассира, врачебному кабинету) дистанция между людьми в очереди практически исчезает.
2. В более короткой очереди стоишь меньше времени. Допустим очередников всего 12 и интервал между ними 1 м, рядом очередь с таким же количеством человек, но стоят они очень плотно. В 9 случаях из 10 действует визуальное восприятие, которое направляет во вторую очередь из-за того, что выглядит меньше.
Какова причина нашего простаивания в очередях?
Дело в том, что мы нуждаемся в том, что расположено где-то там далеко впереди. Стоять скучновато, у большей части людей начинает потихоньку пропадать терпение. Как только человек, что стоит перед нами, еле продвигается вперед, мы также на автомате слегка продвигаемся. Простаивание становится менее монотонным, а каждые 2 см приближают к заветной цели.
Ответ на данный вопрос охватывает три условные плоскости общественной жизни: пространственную, культурную и классовую.
Проксемика является наукой по изучению пространственного расположения тела, в том числе относительно других тел. Иными словами изучает особенности формирования пространства взаимодействия между индивидуумами. Самыми известными исследованиями в области межкультурной коммуникации занимался кросс-культурный антрополог Эдвард Холл. Ему удалось показать, как влияют факторы культуры на дистанцию при межличностном общении. Все люди по-своему представляют, какой должна быть дистанция с незнакомцами, друзьями либо родственниками. К примеру, у жителей арабских стран и Японии она разная. Арабам свойственны маленькая дистанция и прикасания, в том числе, когда общаются деловые партнеры-мужчины, а у японцев она существенно больше. Для анализа Холл воспользовался дихотомией публичного/приватного, разделив культуры на две категории: для одних намного предпочтительней общественное пространство, для других - личностное. Это напрямую влияет на пространственную структурированность офисов (с перегородками либо без), магазинов (продукты находятся в открытом доступе либо за прилавком), жилья и, конечно, очереди. Наверняка из этого следует, что посетители «Бургер Кинга» в латиноамериканских странах соблюдают одну дистанцию, а россияне - иную, причем в одних и тех же очередях она бывает неодинаковая. Ведь у нас сталкиваются носители самых разных культур.
Стоят кто как, так и норовят пролезть, спросить...
Говоря о ситуации с очередями по Москве и Питеру, следует учитывать наличие пространственного фактора. Эти крупнейшие мегаполисы являются самыми крупными населенными пунктами в России. Их жителям при общении характерен тактильный контакт с абсолютными незнакомцами. Жизнь в этих городах обучает этому каждый день, например, в метро, на праздничных улицах во время народных гуляний, на концертах либо митингах. Из этого можно сделать следующий вывод: город - это место с ресурсами, которые необходимы не только нам, но и другим многочисленным горожанам. Поэтому приходиться свыкнуться с присутствием и прикосновением остальных горожан.
Хороший пример тому времена СССР, когда жарким летом долго выстаивали за чудодейственным квасом и разливным пивом. Это ярко описал Сергей Довлатов в своем сборнике рассказов «Чемодан». В нем говорится о пивном ларьке, который выкрашен в зеленый цвет и расположен на пересечении улиц Белинского с Моховой. Толпа тянулась рядом с газоном и заканчивалась прямо у Райпищеторга. Вдоль прилавка было невероятно тесно. Потом скопление людей редело и распадалось на десятки небольших серых групп.
Социолог-лингвист Уильям Лабов говорит об очереди, как о специфическом социальном явлении. Социолингвист исследовал правила провокации спонтанных коммуникационных связей между незнакомцами. Более длительное стояние в очереди больше возможностей возникнуть small talk между соседствующими очередниками, тем самым способствуя сокращению пространственного расстояния.
Отметим, что социальная дистанция в очередях двух российских мегаполисов, может существенно отличаться. Для сравнения очередей можно взять людей, стоящих к банкомату и за жетонами на проезд в метрополитене. Даже когда физическая пространственная ситуация одинаковая, межконтактный интервал разный. Вероятно, народ относится к деньгам и их получению как к более приватному событию, связанного с риском кражи данных о банковской карточке, пин-коде и прочее. А приобретение жетонов является не таким приватным, хотя то и другое мероприятие требует денежных транзакций, но все-таки разнонаправленных.
В завершении, вызывает большой интерес исследований, которые провел Виктор Вахштайн вместе со своей командой. Они провели демонстрацию классовых причин расстояния между людьми в очередях в банкоматы с разным статусом местонахождения и статусом посетителей. По сравнению с очередью за обналичиванием денег в банкомате супермаркета, дистанция в очереди в минимаркете меньше.