На ягодицах грешника из «Музыкального ада» великого художника можно рассмотреть ноты странной мелодии. Американской студентке удалось расшифровать «адскую музыку» и исполнить ее − впервые за последние 500 лет.
Знаменитый триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» издавна привлекал внимание любителей живописи и искусствоведов. Собственно, название ему дали исследователи по теме центральной части, посвященной греху сладострастия.
+
увеличить картину в полный размер
Триптих нидерландского мастера, выставленный в мадридском музее Прадо, состоит из трех створок. Левая из них показывает события из последних трех дней сотворения мира. В передней части створки фигура Творца соединяет вместе Адама с его будущей женой Евой.
Центральная створка представляет уникальную для творчества Босха идиллию: огромный сад, заполненный обнаженными фигурами мужчин и женщин, которые откровенно веселятся и предаются любовным играм. Эксперты считают, что великий художник стремился таким образом запечатлеть чувственное сладострастие, последствия которого явно видны на правой створке триптиха.
«Музыкальный ад» − так принято называть правую часть картины Босха из-за изображения на ней странных инструментов. Здесь можно увидеть и арфу, на которой распят один из грешников, и лютню, которой пытают музыканта, на чьих ягодицах записаны ноты какой-то мелодии.
«Музыкальный ад»
©Музей Прадо, Мадрид
Кажется странным, что до сих пор никто из искусствоведов не попытался расшифровать мелодию, оттиснутую на «Музыкальном аду». Именно эта мелодия привлекла внимание Амелии Хамрик, студентки, изучающей музыку в Оклахомском Христианском Университете.
Я решила переписать эту мелодию по правилам современной музыкальной нотации, предположив, что тональность нижнего голоса − до мажор, как это было принято в средневековых хоралах.
−Амелия Хамрик, студентка Оклахомского Христианского Университета
В результате получилась вполне приятная на слух мелодия, которая вряд ли ассоциируется с трубами адского суда или зубовным скрежетом страдающих грешников.
Click to view
Амелия считает, что ее работа над нотами далеко не закончена. В настоящий момент она совместно с коллегами из музыкального факультета своего университета занята корректурой нот записанной мелодии, которая, возможно, вскоре прозвучит в исполнении настоящего хора.