Народ и власть, мифы и правда

Sep 19, 2008 15:28


Навеяно моим собственным комментарием под этой статьёй: http://ariru.info/doc/forum/?id=3151, хрен знает, добавят его модераторы или нет. Выложу здесь, чтобы добро не пропало. Но сначала эпиграф.

"Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить
какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу?"
М. Булгаков. "Мастер и Маргарита" (фраза принадлежит Воланду)

Иван из Тулы (№ 23906) правильно указал, что "Блокирование информации о любом теракте в СМИ - АБСОЛЮТНО верная стратегия."

Но можно пойти и дальше Ивана. А кто вообще сказал всем, что народ должен знать правду? Не понимаю...

Ивэр Нойманн пишет, что "для того, чтобы добиться эффективности в политической сфере, нельзя просто стереть "Я" - нужно рассказать о нём историю, которую я называю "историей в сослагательном наклонении" ("as if story")"("Использование другого. Образы Востока в формировании европейских идентичностей", стр. 276-277).

Народ нуждается в мифах о самом себе. Любой народ. Правда - она для единичных специалистов, которые будут общаться с себе подобными, в узком кругу, а не трубить во всеуслышание о том, что знают. Ибо тот, кто знает, тот безмолвствует. Ибо народ нужно всячески оберегать от правды.

Народу правда и не нужна. Народное сознание не в состоянии переварить правду о самом себе, оно нуждается в вымыслах, в "нас возвышающем обмане".

И если народ начинают пичкать правдой, "голыми историческими фактами" без правильной их интерпретации, без включённости в мощный исторический, геополитический и даже духовный (религиозный) контекст, доступный лишь весьма продвинутым специалистам, то народ начинает ненавидеть сам себя и сдавать свои позиции, как то было при "перестройке" и хрущёвской "оттепели". Древние летописи не случайно начинались от сотворения мира. Самый живучий народ в мире не случайно столь лелеет своё писание, начинающееся с первых дней творения.

Тем более, что другие народы также живут мифами, и "правдой" чаще всего оборачиваются те факты, которые более всего выгодны именно другим. "Правда, донесённая до народа" вполне может оказаться результатом эффективной идеологической диверсии. То, что называют "правдой" - всегда кому-то выгодно.

Мифы народа о самом себе всегда связаны с его жизненными интересами. Усвоить чужой, навязанный народу миф - это, в конечном счёте, отказаться от собственных интересов в пользу другого.

Проблема исключительно в том, чтобы русская нация имела правильные, жизнеутверждающие, позитивные мифы о самой себе; мифы, способствующие не только самоуважению, но и нормальному развитию. Не "исторические факты", но правильные, выверенные временем, нужные и выгодные нам мифы. Почему-то эта простая истина очень медленно проникает в головы обывателей. Эти последние отчего-то пленены "объективной истиной", которая в действительности встречается крайне редко. Даже самые что ни на есть "объективные" мыслители, стоящие очень высоко, отстаивают чьи-то интересы (в случае богословов это будут "интересы" Бога, которые мало кто из простых смертных может понять и тем более разделить).

Здесь ещё следует упомянуть о проблеме (взаимного) доверия народа и власти. Идентичность (самооценка, самобытность) нации в целом очень сильно зависит от того, кто правит. Власть и народ должны быть единым организмом, за небольшим процентом диссидентов и патологических власте-(чужое_богатство-)ненавистников, составляющих пусть и небольшой, но необходимый процент исключений. Вся эта схема должна и может работать, если народ взятый в целом, en masse, доверяет власти, считает её своей. А это, в свою очередь, возможно, если власть неукоснительно придерживается той религии, которая принята в обществе. Всё равно, какой: если это монархия, то власть должна быть Православной, если социализм, то верить в светлое будущее и не отовариваться втихомолку в спецмагазинах, если демократия и законность - то сама исполнять принятые в обществе законы, а не попирать их практически в открытую (опять же - за вычетом обязательного процента исключений из этого правила). Самопрезентация нации всегда зависит от власти, поскольку любая власть, даже незаконная, является составной частью народной жизни, и противопоставлять их можно лишь искусственно.

Если настоящего "единства в мифе" у народа и власти нет, то низовое сознание начнёт изобретать всякие собственные, локальные мифы, чтобы осмыслять свой мир. Мировосприятие народа, утратившего единство с властью, есть хаос. Без единства народа с властью самопрезентация нации становится невозможной, а общественное сознание становится фрагментированным. Демократы-западники осмысляют общество в одном ключе, коммунисты - в другом, националисты - в третьем, язычники - как-то ещё... Не иметь единого, преобладающего общественного сознания - означает не иметь его вообще.

Безотносительно того, что там было на самом деле, история с пермским "Боингом" более всего показательна тем, что подавляющее большинство пишущей в Рунете братии (смею полагать, что и множество телезрителей, интересующихся политикой) с самого начала не поверило в официальную версию происшедшего, и начало изобретать свои. Главная проблема - не в "Боинге", а в тотальном недоверии народа к своему правительству. А значит, и к мифам о самом себе. Ибо, не доверяя власти, не уважая её, русская нация - в конечном счёте - теряет самоуважение и доверие к самому себе. Не следует недооценивать роль власти в плане народного самоощущения. Не доверяя власти, мы не доверяем и самим себе. И тем мифам, которые необходимы для существования.

...А вообще, вопли о том, что "правительство скрывает от нас правду" - результат самомнения, взращенного - не годами, нет! - целой эпохой демократии, индивидуализма и либерализма. Каждый теперь мнит, что он что-то понимает, что-то знает, что-то в состоянии самостоятельно понять, и вообще имеет чуть ли не неотъемлемое право знать конечную истину. Это своего рода болезнь "самости", её иногда ещё именуют "гордыней". С ней же связано и тотальное недоверие народа к его правителям.

"Демократия", "либерализм", "гласность", а более всего "рациональность" и "прогресс" - основные западные мифы, которые он навязывает всему миру. В результате нации начинают - в конечном счёте, разумеется - обслуживать западные интересы, а народы утрачивают единство со своими правительствами.

Кстати, и сам Запад мы осмысляем в качестве мифа - достаточно вспомнить наше оголтелое западничество конца 80-х.

То, что основная масса народа знает правду, может её познать, должна знать, и имеет на это правл - точно такой же миф, как и "права человека" - оба являются чужеродными в России. Более того: любой "объективный факт" народ осмысляет в качестве мифа (то есть, мифологизирует). Этот миф основывается на допущении, что отдельный человек имеет точно такие же достоинства равночестен народу в целом. На самом деле, статус народа куда выше. Отдельная личность и народ - это совершенно разные вещи; народ в целом не есть арифметическая сумма индивидуумов.

Народ никакой "коллективной личностью" не является. Личность может позволить себе роскошь иметь многия печали от многих знаний; народ же, подробно женщине, нуждается в том, чтобы слышать о себе приятное - иначе он захиреет от отсутствия любви к самому себе. Хотя субъективно народ считает, что он хочет знать именно правду.

Истина никогда не бывает рациональна. И никому не бывает нужна.
Оскар Уайльд правильно замечает, что любовь - слишком сильное чувство, чтобы быть основой такой вещи, как брак. Истина - вещь слишком высокого порядка, чтобы быть основою жизни нации. А умникам, претендующим на познание истины, следовало бы сначала додуматься до того смехотворно простого факта, что существует Бог.

"Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?"
(оттуда же, тот же персонаж)

Россия, философия

Previous post Next post
Up