Последнее пророчество Евгения

Jul 05, 2007 16:58


Кругомъ подножiя кумира
Безумецъ бѣдный обошелъ
И взоры дикiе навелъ
На ликъ державца полумiра.
Стеснилась грудь его. Чѣло
Къ решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманомъ
По сѣрдцу пламень пробѣжалъ
Вскипела кровь. Онъ мраченъ сталъ
Прѣдъ горделивымъ истуканомъ
И зубы стиснувъ, пальцы сжавъ
Какъ обуянный силой черной
«Добро, строитель чудотворный! -
Шепнулъ онъ, злобно задрожавъ -
Ужо тебѣ!..»

Пушкинъ. «Мѣдный всадникъ»

Раньше я полагал (возможно, вослед за Ю. Айхенвальдом), что последняя фраза Евгения - это бред полусумасшедшего. В результате наводнения в Петербурге человек утратил всё, что было ему дорого, смекнул, что в этом повинен также и тот, кто задумал построить столицу на болотах, рядом с Невою, в результате помешался, потом оказался около монумента Петру, вот и разразился невразумительной бранью. Нормальный человек не будет ведь грозить статуе?

Во время чтения М. Саркисянца наткнулся на такую формулировку: "Большевизм возник из соединения двух элементов: теокртическоих устремлений, сохранившихся в народном сознании, и западно-европейского Просвещения в самом радикальном его варианте" ("Россия и Мессианизм", стр. 153). И тут меня осенило.

Пушкинский Евгений является личностью собирательной. Он представляет собою весь русский народ, оказавшийся заложником петровских преобразований. В его лице простой народ осмысляет своё (в том числе и дальнейшее) бытие. И фраза "ужо тебе!" имеет на самом деле, пророческий характер. Обращаясь к Петру и всем будущим русским правителям, народ устами Евгения как бы говорит: История неумолима. Вы пренебрегли простым народом, учинили насилие над Россией - и вам дорого придётся за это заплатить. Евгений предрекает Петру будущую революцию. Да и не только её.

Стоит обратить внимание, что ещё в момент потопа Евгений сидит верхом на льве - символе власти и могущества. Евгений как бы обуздывает этого льва, символически побеждает его. Пушкин ведь мог усадить своего героя на любое возвышение - крышу дома, сарая, высокое дерево (я в Питере был, как раз в период максимальных раздумий над этим произведением; львов видел - они расположены, в общем, не очень высоко).
Тем самым автор намекает, что в ситуации крупных катаклизмов (в том числе и природных), русский народ может подняться против власти. И тогда ей не поздоровится.

Медному всаднику - духу Петра - противостоит не единичный сумасшедший, тронувшийся в результате наводнения, но весь русский народ. И в этом смысле Евгений вовсе не тронулся, как не тронулся в результате многочисленных страданий и русский народ. Слова Евгения носят вполне осознанный характер.

Вскочилъ Евгенiй; вспомнилъ живо
Онъ прошлый ужасъ; торопливо
Онъ всталъ; пошелъ бродить, и вдругъ
Остановился - и вокругъ
Тихонько сталъ водить очами
Съ боязнью дикой на лицѣ.
Онъ очутился подъ столбами
Большого дома. На крыльцѣ
Съ подъятой лапой какъ живые,
Стояли львы сторожевые
И прямо в темной вышинѣ
Надъ огражденною скалою
Кумиръ съ простертою рукою
Сидѣл на бронзовомъ конѣ.

Евгенiй вздрогнулъ. Прояснились
Въ немъ страшно мысли. Онъ узналъ
И место, где потопъ игралъ
Где волны хищные толпились
Бунтуя злобно вкругъ него
И львовъ, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке мѣдною главой
Того, чьей волей роковой
Подъ моремъ городъ основался...
Ужасенъ онъ въ окрестной мглѣ!
Какая дума на челѣ!
Какая сила въ немъ сокрыта!
А въ семъ конѣ какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь
И гдѣ опустишь ты копыта?
О, мощный властелинъ судьбы!
Не такъ ли ты, надъ самой бѣздной
На высотѣ уздой желѣзной
Россiю поднялъ на дыбы?

Россия, Пушкин, литература

Previous post Next post
Up