То, что нужно духовным людям

Sep 28, 2024 16:57




Наступила ясность по поводу идеи писателя прошлого столетия Ивана Ефремова, что все поголовно должны стать духовными. То есть носителями самой высокой культуры.

Идея, замечу, отдает интеллигентщиной.
Духовность (интеллигентность) и в СССР, и ранее, воспринималась как высший этап развития.
У русской интеллигенции было много неверных воззрений. Но самое порочное из них - что интеллигенция как сословие является высшим среди всех прочих. Это обуславливало отвратительную интеллигентскую гордыню.

Почему данное воззрение неверно? Оно основывается на вере в прогресс. Чем более развит, тем лучше. И тем выше других. Стало быть, и привилегий должен получать больше (это не всегда явно провозглашалось, но всегда чувствовалось).

Из этой максимы следует, что ученый или писатель выше, чем военный или купец. А это неверно. Критерий "вышины" порочен по самой своей сути. Точно так же, как и критерий богатства. Точно так же, как и критерий силы. Сильный вовсе не стоит выше слабого, это вас кто-то обманул. "Сила Божия в немощи совершается".

Выше может быть лишь тот, кто обладает властью и несет ответственность. Однако эта "вышина" не связана с развитием и его культом в христианской среде. Власть горделива и высокомерна, но имеет на это право - риски пребывания во власти исключительно высоки.
Интеллигенция, в силу крайней её безответственности, права на высокомерие никогда не имела.

К слову, именно на критерии прогресса прокололось марксистское вероучение: в нём также был упор на развитие, а пролетариат почитался как высшая инстанция, которая может обеспечить наибольший прогресс.

Однако вернемся к нашему автору.
Идея Ефремова основывается на той же вере.
Суть этой веры - чем выше развитие, тем больше счастья.
Итак, все разовьются, станут духовными (высококультурными), а потому счастливыми.

Эти взгляды являются утопическими.
Во-первых, автор неявно приписывает духовности такое свойство, как добросовестность.
Он полагает, что духовные (высококультурные) люди станут лучше трудиться, а не на "отъебись", как у нас принято. И тогда сразу заживём. А потому и счастье настанет.
Но это не связанные вещи.

Во-вторых, духовность это очень тяжёлый труд, можно даже сказать, крест, подходящий для единиц.
Да в обществе и нет потребности во всеобщей духовности.
Духовность - как в смысле высокой культуры, так собственно и христианская тоже - завязана на саму себя. Человек, погрузившийся в эту область, будет стремиться обрести всё больше и больше. Засасывает, как наркотик.

Большинству людей нужна не духовность, а счастье. Ну, или удовольствия ("недо-счастье").
Или наш автор предлагает сломать всех через коленку? Загнать в духовность железной рукой? Превратить общество в "концлагерь духовности"?

Духовность (высокая культура) не только не обеспечивает счастья, но и противоречит ему.
Духовному человеку нужны покой и воля.

Счастье не зависит ни от духовности, ни от прогресса.
Оно связано с ощущением нужности другим.

Нуждаются ли друг в друге духовные люди?
Вопрос риторический.

проблема развития, к проблеме русской интеллигенции

Previous post Next post
Up