1. Почему неправ Патриарх, назвавший причиной депрессии неверие в Бога.
Вера в Бога (которая в наших реалиях целиком и полностью сводится к воцерковлению) не спасёт от депрессии.
Депрессия не есть частная проблема индивидуума.
Это проявление/накопление/отражение в индивидууме проблем всего общества. Прежде всего - утрата над-личностного, высшего смысла жизни.
Когда в обществе принято жить только для себя, ставить себя в центр Вселенной, при этом отрицая такие вечные ценности, как семью, дружбу, истину, способность на жертву и справедливость, то заболеваний депрессией и прочими психическими отклонениями будет все больше и больше.
Потому что такая жизнь противоестественна. Человек как вид формировался как общественное существо. В норме его "я" должно быть подчинено коллективу. Иное положение неизбежно ударит по психике.
Эта общая проблема и отражается на отдельном человеке. Он, таким образом, жертва извращенных ценностей, насаждаемых в обществе. Механизм их воздействия на психику я подробно описал.
Итак, мы имеем логическое несоответствие: депрессия как заболевание общества в целом и воцерковление отдельного индивида. Нельзя ставить рядом явления настолько различных порядков.
Очевидно, что индивидуальное средство не поможет от проблемы, навязанной обществом в целом. Эту проблему нужно решать сразу во всем обществе. Тогда результат скажется и на отдельных его членах.
Советская психология неплохо проработала теорию зависимости психики человека от общества. Следуя В. Выготскому, наша психика и сознание есть результат жизни в обществе. Не будь общества, не было бы и сознания, и речи. Все это развивалось одновременно, как единое целое: наша психика, сознание, речь и социальность.
Но, может быть, от массовой депрессии спасло бы массовое воцерковление? Тем более, что храмов строят все больше и больше. Почему бы не заставить всех ходить туда строем. Или действовать более тонко, через культуру, воспитание и образование.
Тоже нет. Христианство не существует само по себе. Оно, в некотором роде, основывается на ценностях выживания, является их высшим, идеальным выражением (почему и распространилось столь широко).
А эти ценности, в свою очередь, есть выражение Системы, основанной на Выживании. Именно она первична. Это и есть тот самый базис. То, что уместно назвать "deepsystem" (не путать с "deepstate" - это теневая система управления).
Христианство "работало" вместе с этой Системой, так сказать, в паре. Они тысячелетиями помогали друг другу.
Отдельно, как самостоятельная сущность, как динамический фактор Христианство "работать" не может - что и показал пример Запада.
Когда Система трансформировалась в направлении Развития/персонализма, ей пришлось трансформировать Христианство. Почти до неузнаваемости. Потребовалось другое Христианство, обслуживающее новые потребности новой Системы.
Реформация не была произволом отдельных реформаторов. Они отвечали на массированный запрос в обшестве.
Нужно смотреть на жизнь, как она есть и понимать, что любые идеи вторичны. Чтобы поменять идеи, нужно сначала поменять жизнь. Если жизнь поменялась, это неизбежно отразится на идеях.
2. Возникает резонный вопрос: что будет с Православием, если нашу Систему удастся изменить в направлении развития? Наше Христианство тоже придется реформировать, как западное?
Нет. Православие нереформируемо в принципе. Оно иначе устроено. Даже если его насильно, волею Государя реформировать, превратить в аналог Протестантизма, как тут же произойдет новый раскол. Значительная часть верующих отделится и создаст свою очередную "старообрядческую" церковь.
К слову, священноначалие эту диалектику отлично понимает. Поэтому Священный Синод панически боится что-либо менять. Десятилетиями размышляли, можно ли переводить богослужение на современный русский язык. Так и не перевели.
Общий, базовый закон русской жизни - потребность в единстве. А потому Церковь может быть только одна. Лишь тогда люди свято в нее верят. Если церквей будет две, то в сознании возникнет смута: стало быть, обе неверны. И эта смута пойдет по нарастающей. Русский человек в смуте удержу не знает. Чтобы преодолеть эту проблему, в прошлый раз старообрядцев пришлось уничтожать физически.
Впрочем, есть и другой путь: РПЦ, ретиво сохраняя нынешнюю апологетику, будет все больше и больше отдаляться от общества, его запросов, потребностей и нужд. Пока не станет совершенно маргинальной. Замкнется в стенах монастырей и немногочисленных общин. Этот процесс уже идёт, пока в неявной форме.
Система Выживания не преодолена, что позволяет РПЦ держаться на плаву.