В нашем обществе существует немало энтузиастов, которые пытаются развивать среди детей и подростков наши традиционные игры - прежде всего, лапту и городки.
Занятие это весьма почтенное. Ну вот что хотелось бы отметить.
Любая игра принадлежит своему времени. Своим потребностям времени. И своему культурному контексту. Основная задача игры - подготовить ребенка к взрослой жизни, психологически облегчить ему (возможную) взрослую роль.
То, во что играли в детстве, не просто прописывается в подкорке. Детство и в целом и по частям - время, когда мы были безусловно счастливы (см.
https://vk.com/wall31873820_100204).
Этот отблеск счастья лежит на каждом воспоминании, и на любой ассоциации, идущей из детства. Попав взрослыми в ситуацию, схожую с детской игрой, мы не просто ностальгируем по детству, но переносим тот эмоциональный позитив на нынешние обстоятельства. Отчего они преодолеваются куда легче.
Любая игра тонко связана с общественными потребностями, с тем, что нужно от нас обществу, чем нам, возможно, придется заниматься во взрослой жизни. Если в обществе происходит развитие, строятся новые заводы и производства, выпускается новая техника - то мальчики, скорее всего, будут играть в машинки и конструкторы. Вовсе не обязательно они станут водителями и инженерами. Но они, как минимум, освоят эту социальную роль. Примерят ее на себя. Пообщаются с другими, играющими в конструкторы и машинки. Найдут общий язык. Собственно, именно так и происходит социализация ребенка.
Когда в обществе было общепринято, что женщина прежде всего мать, то девочки поголовно играли в дочки-матери. Если материнство уже не считается главной задачей, то и игры девочек становятся другими. Им никто не указывает, во что играть. Они чуют общественный расклад сами.
В прежние эпохи была очень сильно развита граница между мужским и женским. От мужчины требовалось быть добытчиком, а женщине - прежде всего хозяйкой дома и матерью семьи. Доходило до того, что у мужчин считалось позорным мыть посуду и убираться в доме. Это обязанность женщины. Никто и не спорил. Мужскую одежду для женщин считалось носить постыдным. На Востоке это до сих пор так.
Поэтому отличались игры мальчиков и девочек. Мальчики никогда не играли в готовку или прием гостей. Девочки редко играли в машинки. Если девочка постоянно играла в машинки и с мальчиками, то в ее развитии было что-то не то. Более того: и те, и другие в детских садах имели свою половинку залы для игры и почти никогда вместе не играли.
Никто не мешал им играть вместе - просто не хотелось.
Так на детской игре отражался общественный расклад.
По мере того, как роли начали смешиваться, все более размывалась указанная граница, дети начали играть вместе. Когда я показывал видео из детского сада англичанам (1996 год), они были потрясены гендерной сепарацией до глубины души. "Как?!, - изумились все до единого, - у вас мальчики и девочки не играют вместе??!"
Думаю, теперь уже играют.
Когда время (общественные условия и потребности) проходит, то вместе с ним устаревает и соответствующая им игра.
Практически невозможно сделать популярной игру из прошлого. В ней нет общественной потребности. Общество изменилось, задачи стали другими, и дети выбрали другие игры.
Единственное, что может помочь, это иррациональное чудо, то есть мода.